Ралли Швеции: Капризы погоды – шанс для России?
История Ралли Швеции насчитывает уже более полувека, но в этот раз погодные аномалии могут превратить её в обыденность или фарс.
Гонка стоит особняком в календаре мирового чемпионата по классическому ралли благодаря своему характеру – это единственный полностью снежный этап. Конечно, был и Ралли Норвегии, но сейчас его нет, хотя шведская гонка проходит частично и по соседней скандинавской стране. За всю историю Ралли Швеции, ведущего свой отсчёт с 1950 года, лишь трижды его выигрывали не представители северных стран: француз Себастьен Лёб победил один раз и два раза финишировал первым его соотечественник и тёзка Ожье, тогда как все остальные годы на вершине пьедестала находились исключительно шведы, финны и норвежцы. Специфика местных дорожек и снежного покрытия оптимально подходит для тех, кто начинал свою раллийную карьеру именно в Скандинавии, так что успех в Швеции – своеобразный знак качества пилота.
Правда, в своей истории раллийный этап в Швеции уже однажды сталкивался с тем, что повторилось в сезоне-2016. В 1990 году организаторы вынуждены были отменить гонку из-за аномально тёплой погоды – снег уступил место грязи, так что сорванный этап обернулся переносом ралли на север страны, но… Как показывает опыт современности, погода вновь способна подбросить неприятные сюрпризы участникам мирового ралли.
Дождь и растаявший снег превратили допы в грязные грунтовки – это губительно для гонки, на которую шинники привозят исключительно шипованные покрышки. Во-первых, шипы мгновенно разроют и без того раскисшие дороги. Во-вторых, в нехарактерных для резины условиях она быстро разрушится. Всё это чревато не только потерей скорости, но и просто небезопасно. Но и отменять гонку, несмотря на мнение трёхкратного чемпиона WRC Себастьена Ожье, никто не спешит – это обернётся колоссальными убытками для организаторов Ралли Швеции, а в непростые экономические времена они не могут себе этого позволить.
В итоге ещё до старта гонки организаторы отменили 8 из 21 допов, а организаторы, FIA, промоутер WRC и команды провели встречу, итогом которой стало решение о проведении этапа по сокращённой дистанции, при этом каждый экипаж получит по две дополнительные шины и будет организована зона смены шин перед третьим спецучастком. Экипажи получат два запасных колеса на случай прокола после пересечения границы с Норвегией.
Надо понимать, что чемпионат мира не одинок в своих проблемах – не первый год устроители европейского раллийного первенства ERC вынуждены корректировать календарь. Нынче первый этап чемпионата Европы по ралли 2016 года, который должен был состояться в Латвии, отложен из-за погодных условий после того, как в процессе инспектирования спецучастков выяснилось, что из-за дождей и плюсовой температуры на дорогах растаял снег. В итоге гонку перенесли на 16-18 сентября. Так что вместо также единственной снежной гонки в календаре пилоты получат очередной гравийный этап.
Выход из ситуации есть, но даже перенос времени проведения гонки не будет 100-процентной гарантией её успешности – погоду не скорректировать. Зато можно изменить место проведения ралли, и тут появляется шанс у России. Это не так далеко от Швеции и с морозами и снегом проблем в нашей стране нет.
В одни дни со шведским этапом WRC проходит второй этап чемпионата России по ралли – в Тверской области в Осташковском районе проходит ралли «Пено», которое недостатка в снеге не испытывает, как не было проблем с трассой и на старте чемпионата в лахденпохском районе республики Карелия, где в конце января прошла одноимённая гонка.
О местных дорогах ходят легенды, а крепкие морозы не должны подвести организаторов, так что есть вероятность, что либо Ралли Швеции останется в календаре WRC в статусе одного из гравийных этапов, либо организаторы первенства всерьёз присмотрятся к дебюту мирового ралли в России.
Конечно, пока это видится не самым очевидным вариантом, но бурная реакция действующего обладателя титула на решение всё-таки провести Ралли Швеции, несмотря ни на что показывает, что мириться с текущим положением дел участники WRC не готовы.
Точно так же не готовы и эксперты делать прогнозы на предстоящую гонку – бессмысленно создавать традиционное превью и определять фаворитов, когда треть дистанции Ралли Швеции отменена вовсе, а на оставшихся спецучастках условия такие, что в равной степени могут как ошибиться лидеры, так и «выстрелить» аутсайдеры. Что ни говори, а грядущее Ралли Швеции-2016 станет одним из самых интересных и непредсказуемых этапов в современном WRC.