Франсуа Рибейро: Я впервые видел, чтобы зрители в Москве аплодировали!
Промоутер WTCC Франсуа Рибейро во время визита в Москву в рамках проходящего этапа WTCC на Moscow Raceway подробно рассказал AUTOSPORT.com.ru , почему для российской команды Lada Sport так важно было провести полную реорганизацию и сменить ливрею.
На каком уровне всё было у Lada, когда она начинала?
Ф.Р.: Примерно два года назад я сказал президенту Lada, что ему нужно прекратить заниматься автоспортом, в частности не выставлять свою команду в WTCC.
Я сказал ему, что с учетом того, что вы делаете и как вы это делаете, я не просто советую, а даже настаиваю на том, чтобы вы перестали этим заниматься. Я также добавил, что если вы хотите участвовать в WTCC, вы должны делать это по-другому, а именно: поменять организацию, увеличить финансовые вложения, проработать дизайн автомобиля с грамотными инженерами, найти хороших гонщиков – даже если такого не окажется в России, нужно искать других. И главное: поменять цвет автомобиля с красного.
Я не думал о каком-то конкретном цвете, однако через несколько дней Виктор мне сказал, что планирует сменить спонсора и, соответственно, цвет. Я тогда сказал, что это ваше решение, главное – другой цвет.
Спустя два года могу сказать, что я счастлив видеть Lada в победителях.
Что конкретно сделали в Lada, что привело их к успеху?
Ф.Р.: Они поменяли всё: организацию, гонщиков и так далее. Я, можно сказать, заставил Виктора поменять гонщиков. Помню, когда Габриэле Таркивини закончил выступать с Honda, я сразу же позвонил Виктору. Тогда я ему сказал, что он просто обязан нанять Тарквини, потому что у него была новая машина на начальной стадии разработки, и пускай Габриэле не самый быстрый гонщик сейчас, но он, как и Мюллер, самый опытный в том, что касается доводки автомобиля. Я уверен, что половина прогресса достигнута благодаря работе Габриэле.
Скажите, Yokohama останется в чемпионате в следующем году?
Ф.Р.: Не могу сказать. Сейчас уровень конкуренции очень высокий, из-за чего мы собираемся объявить тендер на поставку резины – в конце этого года как раз истекает контракт с ними. Однако они не хотят уходить. Но помимо них у нас много желающих.
Вы бы хотели что-то поменять в текущем регламенте?
Ф.Р.: Для меня важно обеспечить стабильность производителям и командам, ведь каждое изменение всегда касается расходов. Лично я думаю, что двигатели сейчас слишком дорогие, и поставка для клиентов-частников обходится недешево. Поэтому я бы хотел снизить их стоимость.
Также я не уверен, что нам нужны первые тренировки в Европе – возможно, что шейкдауна будет достаточно. Затраты на один день очень высоки, а так мы позволим командам их сократить.
А как именно можно снизить стоимость на двигатели?
Ф.Р.: Как было в Ф1: производители и FIA собрались, чтобы обсудить вопрос уменьшения стоимости. Федерация сказала, что двигатели слишком дорогие, но производители сразу дали понять, что всё равно не станут снижать стоимость. И что делают в FIA? Объявляют тендер на поставку альтернативного двигателя для всех частных команд. Производители сразу сказали, что им это не нужно и снизили стоимость до 12 миллионов.
Какое количество производителей является оптимальным для чемпионата?
Ф.Р.: Это очень трудный вопрос, и на него просто нет ответа. Важен уровень вовлеченности в чемпионат, а не количество производителей. Я предпочитаю трех производителей с тремя-четырьмя машинами с лучшими гонщиками, соревнующимися между собой, чем четыре-пять производителей с одним доминирующим.
Важно качество, не количество, а также баланс между силами: автомобилями и гонщиками.
К тому же, чем больше производителей, тем сложнее. Она начинают в условиях конкуренции тратить всё больше, и в итоге этот процесс крайне сложно контролировать.
Сколько частников нужно чемпионату? Достаточно ли сейчас их выступает?
Ф.Р.: Нет, частников никогда не бывает достаточно. Я бы хотел, чтобы как можно больше частников принимали участие в WTCC.
Что вы можете сказать о самом московском этапе?
Ф.Р.: Мы многое поменяли здесь, пригласили гостей, сделали всё гораздо более доступным. Я заставил организаторов как можно больше заниматься рекламой. Но самое главное, что я впервые видел, как зрители аплодировали. Это очень здорово, и я счастлив!