Вспоминая Гран При США-1966: Победа Джима Кларка с мотором H16

18 октября 2015 в 17:21

В преддверии старта гоночного уик-энда в США F1i.com вспоминает о победе Джима Кларка на американской трассе Уоткинс-Глен в 1966-м.

Принято считать, что все гениальное – просто. Если вы собираетесь сконструировать 3-литровый 16-цилиндровый гоночный двигатель, то самым очевидным путем к этому будет установка двух скрепленных 1,5-литровых двигателей, образующих конфигурацию H16.

Именно это решили сделать инженеры BRM Тони Радд и Джефф Джонсон в 1966-м.

Идея такого необычного строения двигателя родилась во времена изменений регламента, которые предполагали увеличение объема двигателя с 1,5 до 3 литров.

Чтобы сократить расходы и время на разработку таких компонентов, как распредвал, клапаны двигателя и поршни, их решено было сохранить с "донорских" агрегатов. Несмотря на то, что концепт двигателя был простым, его конструкция оказалась очень сложной.

Колин Чепмен из Lotus тщательно и пристально осмотрел нагроможденную силовую установку и дал добро на ее использование наравне с другими заводскими агрегатами BRM во второй части сезона-1966.

Перед недавно нанятым командой Морисом Филиппом стояла задача сконструировать новое шасси Type 43, которое смогло бы уместить в себе большой по габаритам мотор.

Кроме того, мотор должен был впервые стать непосредственно структурной частью шасси. Когда первый мотор BRM H16 был доставлен Lotus, понадобилось шесть человек, чтобы перенести его из грузовика в гараж.

Джим Кларк впервые "оседлал" Lotus с мотором BRM в Монце, где проблемы с весом нивелировались за счет мощности в 400 лошадиных сил, которую двигатель выдавал на скоростной трассе.

Более того, шотландцу даже удалось попасть на первый ряд стартового поля, но он плохо стартовал, а затем и вовсе вынужден был прекратить борьбу из-за поломки коробки передач.

По итогам квалификации на трассе Уоткинс-Глен Кларк вновь гарантировал себе старт с первого ряда стартового поля, несмотря на отказ мотора H16 в концовке заездов.

К счастью, к началу воскресной гонки у механиков BRM нашелся доступный, но уже ранее использованный двигатель.

В общем зачете победу заблаговременно отпраздновал Джек Брэбем. Он выиграл титул еще в Италии, поэтому остальные могли надеяться на успех только на отдельных этапах.

Пилот Ferrari Лоренцо Бандини сумел провести уверенный старт и захватил лидерство в гонке. Однако вскоре он оказался под давлением Кларка, Брэбема и Джона Сёртиса.

На 35-м круге у Бандини случился отказ двигателя. После итальянца гонку возглавил Брэбем, но уже через 20 кругов его постигла участь Лоренцо - сход по причине неисправности мотора.

В результате неудач конкурентов Кларк, имевший комфортное преимущество в 30 секунд над Йохеном Риндтом, выиграл первую гонку в сезоне для себя и мотора BRM H16.

Двигатель Тони Радда роскошно выглядел и великолепно звучал, тем не менее его выступления нельзя назвать успешными в новой эре 3-литровых моторов в Ф1. Он был очень большим и слишком тяжелым, что и предопределило его неминуемое забвение.

«Я не люблю вспоминать о H16, – сказал Джеки Стюарт. – Тони хотел доказать, что этот концепт жизнеспособен. Тони – хороший человек, но было очевидно, что эта его работа не станет успешной.

В конце концов, я именно поэтому покинул BRM. H16 было бы полезнее использовать в качестве якоря корабля, чем по прямому назначению».

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle