Вспоминая Гран При Мексики-1964: Сине-белые машины Ferrari
Официальный сайт Формулы 1 вспоминает время, когда машины Ferrari были окрашены в сине-белый цвет.
Согласно легенде, в порыве гнева Энцо Феррари решил отказаться от красной ливреи своих машин в 1964 году, поклявшись, что его команда никогда больше не будет выступать в национальных цветах Италии.
Может, это и был блеф, но две гонки в конце того сезона Скудерия действительно провела с другой ливреей…
Как это часто бывает в истории, главным камнем преткновения стала политика, в частности, регламент.
Вражда между Ferrari, FIA и итальянским автомобильным клубом (ACI) началась ещё в 1962 году, когда Ferrari хотела выставить свой автомобиль 250 GTO в гонках GT. Но, согласно закону, действовавшему тогда в Италии, для получения лицензии было необходимо построить 100 машин дорожной версии. История гласит, что Ferrari не дотягивала до этой цифры, но провернула некоторый трюк…
Энцо Феррари "пустил пыль в глаза" представителям FIA, показав партию автомобилей GTO в одном месте. После этого он любезно пригласил комиссию на чашку кофе, а затем продемонстрировал остальные машины, чтобы FIA насчитала их достаточное количество, но похоже одни и те же автомобили оказались в разных местах...
Насколько это миф, а насколько правда – неизвестно. Но данная история объясняет, почему в 1964 году FIA отказала Ferrari в использовании автомобиля 50 LM. Тогда FIA не насчитала 100 машин и, по рассказам, была менее открыта к диалогу.
Данное решение, а также отказ итальянского автомобильного клуба от поддержки привели Энцо Феррари в ярость.
Он отозвал свою лицензии и пообещал больше никогда не выступать в красных цветах. Это было шокирующее заявление. В то время команды использовали национальные цвета, а не независимые ливреи. Во так визуально Энцо разорвал связь Ferrari с Италией.
Гран При США в Уоткинс-Глене [предпоследняя гонка сезона 1964] стал первой возможностью засвидетельствовать последствия скандала.
Официального заявления об изменениях не последовало, но это не значило, что Скудерия отказалась от своих намерений. Претендент на чемпионский титул Джон Сёртиз и его напарник Лоренцо Бандини вышли на трассу под знаменем North American Racing Team, американского дилера Ferrari.
Для гонщиков мало что изменилось: Сёртиз продолжал выступать за рулём хорошо ему знакомой машины 158, которая просто была окрашена в сине-белый цвет США, а не привычный красный в честь Италии. Британец финишировал вторым, и, несмотря на продолжающийся скандал, вышел на старт решающей гонки в Мексике.
Тот Гран При вошёл в историю, ведь, вновь заняв второе место, Сёртиз завоевал титул чемпиона мира 1964 года.
Кстати, Джон Сёртиз стал первым и единственным чемпионом как на двух, так и на четырёх колёсах, а также единственным гонщиком, выигравшим чемпионат за рулём синей машины Ferrari.