Анализ: Конец системы жетонов на доработку двигателей в Формуле 1

4 февраля 2016 в 16:31

Спорная система «жетонов» на доработку двигателей в Формуле 1 будет исключена из регламента в 2017 году. Журналист AUTOSPORT Ян Паркес рассуждает о последствиях.

Упоминание о «жетонах» и «черно-белых коробках» вводит в заблуждение многих болельщиков Ф1.

Спорная система была введена в 2015 году для доработки силовых установок и была рассчитана до 2020 года, но теперь оказалась близка к прекращению существования.

Главной целью являлось сохранение контроля расходов производителей, так как неограниченная доработка могла бы привести к финансовым проблемам для всех участников.

Как работает система «жетонов»

Если говорить вкратце, то силовая установка разделена на 42 части, на доработку каждой из которой требуется от одного до трёх «жетонов» в зависимости от значимости, всего система включает 66 «жетонов».

Например, если производитель хочет доработать маслонагнетательный насос, то на это потребуется один «жетон», тогда как, чтобы улучшить сгорание топлива – доработать поршень, камеру сгорания, распылитель форсунок, катушку и свечи зажигания – придётся потратить три «жетона».

До 2015 года определённые узлы, на доработку которых требовалось пять «токенов», были заморожены, при этом на развитие всех остальных частей выдавался в общей сложности 61 «жетон».

Опять же, чтобы избежать неограниченной доработки, в 2015 году в распоряжении команд было 32 «токена» на развитие 48% силовой установки.

Изначально правила предусматривали, что с каждым сезоном число «жетонов» будет сокращаться и к 2019-2020 году составит три, то есть для развития будет доступно только 5% силовой установки.

Каждая область, которая "замораживалась", должна была закрашиваться черной краской, отсюда и взялось понятие «черно-белая коробка».

Разногласия

Система «жетонов» всегда была больным местом для производителей, особенно, когда в 2014 году Ferrari и Renault поняли, что отстают от Mercedes. В начале прошлого года ими была одержана двойная победа в тяжёлом противостоянии с Mercedes, когда в регламенте была обнаружена лазейка, позволявшая развивать двигатель в течение всего сезона, а не омологировать финальную спецификацию до конца февраля.

Затем в октябре прошлого года четыре производителя – в Ф1 вернулась Honda – согласились дорабатывать двигатель в течение в сезона-2016 на тех же условиях, что и в 2015-м, то есть не сокращать количество «жетонов» с 32 до 25.

При этом закулисные переговоры продолжались, и теперь решено, что система будет отменена с 2017 года.

«Система «жетонов» прекратит своё существование, – заявил управляющий директор Renault Сирил Абитбуль. – Мы все согласились сделать это, потому что нужно добиться схожести характеристик силовых установок разных производителей.

Сейчас в Формуле 1 всё зависит от двигателя, и это не нравится никому. Это нехорошо для Mercedes, нехорошо для Renault и Ferrari, поэтому все мы заинтересованы в изменении. Чтобы перестать путать зрителей, мы решили просто избавиться от системы «жетонов».

Как и хотела Honda после возвращения в Формулу 1 в прошлом году, не будет никаких ограничений. И учитывая эту свободу, вряд ли теперь японский производитель вновь столкнётся с таким количеством проблем, а McLaren это позволит избежать мучительных штрафов.

Любого другого производителя, который приглядывался к Ф1, произошедшее в прошлом году с Honda могло отпугнуть.

Теперь потенциальные новички знают, что они не столкнутся с такими трудностями, поскольку будет возможность для развития и быстрого устранения проблемы.

Правильный ли это шаг?

В то время как мощность двигателей разных производителей в будущем может выровняться, возможен и такой исход, что Mercedes использует свободу в развитии для сохранения преимущества.

По крайней мере у Renault, Ferrari и Honda будет свобода действий, чтобы сократить отставание, и они больше не смогут ссылаться на то, что система «жетонов» ограничивает их в развитии.

И в то время как путаницы станет меньше, производители начнут вкладывать в развитие столько денег, сколько хотят, несмотря на то, что тема сокращения расходов стоит на повестке дня.

Так что, если спорная система «жетонов» уходёт в прошлое, не за горами потенциальное возвращение гонки вооружений…

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle