Отверженные готовятся дать бой
Приведет ли встреча, посвященная ограничению расходов, к нарастанию напряжения между 'богатыми' и 'неимущими' командами Ф1? Дитер Ренкен полагает, что да
Назначенная на 1 мая встреча, которую президент FIA Жан Тодт созвал в штаб-квартире FOM для обсуждения проблемы ограничения расходов, станет серьезным испытанием для наделенной властью Стратегической рабочей группы – и, как следствие, определит будущее этого органа в Ф1.
Группа, сформированная в конце 2012-го в для совершенствования процесса принятия решений в спорте, состоит из шести представителей FIA и FOM, также туда входят делегаты от "избранных" команд Формулы 1 – Red Bull Racing, Ferrari, McLaren и Mercedes, плюс Williams (за богатое историческое наследие) и Lotus, которая попала в этот список благодаря своей позиции лучшей из всех остальных в сезонах-2012/2013.
Но многие задаются вопросом, сохранят ли черно-золотые свое место в Стратегической рабочей группе на следующий год, учитывая их продолжающиеся проблемы в нынешнем сезоне. Их мандат не является постоянным, и если нынешняя картина сохранится, на смену энстоунцам в 2015-м вполне может прийти Force India.
Однако, учитывая ярое противостояние команды из Сильверстоуна тому, что заместитель босса Боб Фернли называет "бесправием", такой сценарий будет сложно превратить в жизнь.
Таким образом, можно предположить, что Стратегическая рабочая группа сохранится в своем нынешнем виде. Не последнюю роль в этом должно сыграть гневное письмо четырех команд – почти наверняка это Caterham, Force India, Marussia и Sauber, - которое они направили Тодту. Произошло это после оглашения решения об отказе от планов по сокращению затрат, на которое непосредственно повлияла позиция Стратегической рабочей группы.
«Изначально большинство команд поддерживали идею о введении потолка расходов, но затем я осознал, что все члены Стратегической группы настроены против неё, - сказал президент FIA. – Очевидно, если владелец коммерческих прав и еще шесть команд не поддерживают сокращение затрат, то в любом случае они имеют большинство голосов (12 из 18-ти) – и я просто не могу навязывать остальным эту идею. Так что в данном случае, руководствуясь простой математикой, мы не рассматриваем введение "потолка" расходов».
В качестве компенсации предлагается ввести ряд мер, позволяющих сэкономить на затратах – но они недостаточно эффективны и вряд ли позволят тратить меньше на 30 миллионов фунтов стерлингов в год,чего можно было бы добиться с введением "потолка" затрат.
К примеру, в 2015-м предлагается запретить термочехлы, упростить конструкцию топливной системы и тормозных воздуховодов, внести изменения в конструкцию переднего антикрыла, призванные удешевить его разработку, а также ввести единый ресурс двигателя и коробки передач, запретить системы взаимодействия передней и задней подвески и увеличить по времени "комендантский час".
Но даже все это в совокупности не позволит сократить годовые бюджеты до 50 миллионов долларов. И мне просто сложно понять, что мешает принять эти меры в дополнение к ограничению затрат.
В своём письме квартет команд, к которому по понятным причинам не присоединился младший коллектив Red Bull – Toro Rosso, – подвергается сомнению сам факт легитимности Стратегической группы в свете антимонопольных законов, принятых в Европейском союзе. В тексте команды ссылаются на этические требования и нормы "фэйр-плей", предписанные Международным олимпийским комитетом, о присоединении к которому недавно объявила FIA.
На фоне этого четыре "избранные" команды (и FOM, чей глава Берни Экклстоун сейчас является главным фигурантом судебного процесса по делу о крупной взятке, проходящим в мюнхенском суде) непреклонны в своей позиции. Босс RBR Кристиан Хорнер утверждает, что все признали новый способ руководства Ф1, когда подписывали свои новые коммерческие соглашения с Экклстоуном в начале 2012-го на период 2013-2020 годов.
Предполагалось, что позже эти договорённости перерастут в полноценный Договор Согласия, который подписывается тремя заинтересованными сторонами (командами, FIA и FOM) и регулирует спортивные, коммерческие и административные вопросы Ф1. Но на сегодняшний день единый договор пока не подписан, хотя FIA и FOM достигли согласия по всем пунктам и заключили между собой соглашение.
Однако некоторые члены Стратегической группы и руководители команд, не входящих в неё, считают, что роль этого руководящего органа в достигнутых договорённостях определена неточно. Один из боссов сказал, что в тексте было лишь "не до конца ясное положение о группе, которая будет формулировать будущее спорта, но не пересматривать уже достигнутые договоренности".
Ответ Тодта – копию которого автор этих строк видел лично – казалось бы, обосновывает нынешнее положение вещей. Француз пишет, что создание Стратегической рабочей группы предусмотрено договоренностями между FIA и FOM, которые были достигнуты в июле прошлого года и впоследствии одобрены на Всемирном совете по автоспорту.
Но команды (пока) не подписали это соглашение и, соответственно, формально не одобрили ни новый Договор Согласия, ни создание Стратегической группы. Принимая в расчет то, что в Приложении 9 прежнего Договора Согласия 2010-2012 годов не предусматриваются изменения в системе руководства чемпионатом, Стратегическая группа (пока) действительно не имеет исполнительной власти и официального статуса.
Нынешняя система отличается от предыдущей только тем, что раньше поправки к спортивному и техническому регламенту определяли Спортивные и Технические рабочие группы, в которых каждая команда имела свой голос. Когда поправки одобрялись, то поступали на рассмотрение Комиссии Формулы 1, а затем уже выносились на заседание Всемирного совета по автоспорту.
Прежде в процесс принятия решений были вовлечены люди, которые всегда предпочитали словам действия, но та система была признана недееспособной.
Правда, сейчас некоторые из них оказывают содействие Стратегической группе, которая за редким исключением практически полностью состоит из менеджеров высшего уровня, не знающих всю внутреннюю кухню Ф1.
Результатом стали недавние решения вроде "двойных очков" и намерения запретить термочехлы с сезона-2015, несмотря на негативное отношение персонала команд и сотрудников Pirelli к такому шагу.
В ответном письме Тодт заявляет, что коллективы, не включенные в Стратегическую рабочую группу, могут влиять на процессы, происходящие в спорте, через Комиссию Ф1. В неё входят все команды, владельцы трасс, спонсоры и технические партнеры.
Но контраргументом здесь является тот факт, что Комиссия не определяет регламент чемпионата, хотя и рассматривает разработанные Стратегической группой поправки перед тем, как они будут окончательно утверждены на заседании Всемирного совета по автоспорту. В итоге получается, что по факту четыре команды не участвуют в принятии решений, ведь их голоса практически ничего не значат при голосовании 25 человек.
Меньше всего FIA и особенно владеющему чемпионатом фонду CVC Capital Partners – сделка которого по приобретению которым коммерческих прав на Ф1 сейчас рассматривается в мюнхенском суде – сейчас нужно расследование ЕС (или вмешательство МОК).
Но некоторые команды, находящиеся в бедственном положении и стремящиеся при полном "бесправии" хоть как-то спасти себя от краха, рано или поздно вполне могут дойти и до европейских судебных властей в Брюсселе.
Серия отличных результатов Force India является отличным примером и подтверждает, что независимые команды могут соперничать с четвёркой "избранных", но по факту выходит, что команда из Сильверстоуна в течение последних пяти лет становилась все сильнее за счет больших капиталовложений со стороны своих акционеров – которые пока не добились ощутимо возврата своих инвестиций.
В отличие от Force India, в RBR и Ferrari, например, прибыль от выступлений в Ф1 измеряют в продажах – и не важно, спорткары ли это или банки с газировкой.
Тото Вольф, спортивный руководитель компании Mercedes, недавно на примере Скудерии объяснил, почему ограничить затраты невозможно: «Ferrari является отличным примером, так как их программа в Ф1 неотъемлемо связана с производством серийных автомобилей. Так что контролировать их затраты будет очень сложно».
Тут-то и встает вопрос: должны ли будущие правила учитывать требования конкретных команд – тем более, в соревнованиях со статусом чемпионата мира?
Каждым из четырех коллективов, подписавших письмо Тодту, владеют интересные личности, которые инвестировали заработанные честным трудом деньги в автоспорт из-за любви к гонкам, а не из-за стремления повысить продажи энергетических напитков или роскошных автомобилей.
Но сейчас они поняли, что им практически нечего терять, а человек в этом состоянии опаснее всего. На ум сразу приходит сочетание "сожженные мосты"…
Сейчас ходят слухи, что у одной из этих четырех команд осталось всего 5 миллионов фунтов стерлингов (а это всего лишь десятая часть от самого маленького бюджета в Ф1) – и улучшения ситуации не видится. И как бы ни закончилась первомайская встреча, есть серьезные опасения, что поезд для этой команды уже ушел.