В Мельбурне Формула 1 достигла своей новой низшей точки

Дитер Ренкен
23 марта 2015 в 11:55

Не в первый раз сезон в Формуле 1 начинается скучной гонкой с неполным пелотоном, однако Гран При Австралии 2015 года оказался столь драматичным, что хаос в Формуле 1 увидел бы даже слепой. Дитер Ренкен анализирует ситуацию...

Не стоит ходить далеко: для наглядного представления изменений, произошедших в Формуле 1 за последние 12 месяцев, проанализируйте и сравните первый этап сезона-2014 и прошедший на минувшей неделе Гран При Австралии, открывший новый чемпионат.

В прошлом году на решетке присутствовали 22 машины, несмотря на новую формулу двигателей и глобальные изменения в регламенте. Тогда многие предрекали, что клетчатый флаг увидят лишь единицы, однако до финиша благополучно добралось 13 участников. В этот раз до последнего момента было непонятно, выйдут ли на старт первого этапа чемпионата хотя бы 13 машин.

Как цинично заметил один из известных журналистов в своём Твиттере, сиднейский городской совет, проанализировав этап в Мельбурне, вероятно, больше не будет предпринимать попыток договориться о проведении Гран При Австралии с 2020 года в штате Новый Южный Уэльс, когда текущий контракт с Мельбурном закончится. У чиновников уж точно найдётся куда потратить запланированные на это 180 миллионов австралийских долларов.

Итак, Мельбурн может вздохнуть с облегчением, как, впрочем, и Хоккенхайм, поскольку организаторы не смогли договориться по финансовой стороне вопроса с Берни Экклстоуном, который хотел, чтобы Хоккенхаймринг вне своей очереди принял Гран При после отказа Нюрбургринга. Кстати, сам Экклстоун недавно обвинил в сложившейся ситуации апатичность немецких болельщиков.

Один из самых скучных стартов сезона запомнился также громким скандалом: бывшие партнёры швейцаро-голландского союза при помощи суда пытались разобраться, кто и на какой стороне должен “спать” в уже переполненном “супружеском ложе”...

Ван дер Гарде так и не подобрался к месту боевого пилота в Мельбурне ближе, чем на дистанцию комбинезона Эрикссона
Ван дер Гарде так и не подобрался к месту боевого пилота в Мельбурне ближе, чем на дистанцию комбинезона Эрикссона

В отчаянном споре сошлись Гидо ван дер Гарде, который после невыразительной карьеры в Формуле 1, длившейся 19 этапов, стал рента-драйвером, поддерживаемым своим тестем, и вечно испытывающая финансовые проблемы команда Sauber.

Можно легко упустить из виду, что проблема уходит своими корнями в 2013 год, когда вступила в силу новая несправедливая система распределения доходов. Согласно этой схеме, призовые выплачивались через год после окончания сезона, что вынудило Sauber искать двух новых пилотов с солидной финансовой поддержкой, чтобы свести концы с концами, несмотря на имеющиеся контракты с другими гонщиками.

После переговоров, длившихся 11 часов, и вмешательства Берни Экклстоуна Sauber было позволено выступать в Австралии со своими пилотами Маркусом Эрикссоном и Фелипе Насром. Если бы тогда сторонам не удалось договориться, то сетка Гран При Австралии не досчиталась бы ещё двух машин. Однако и без этого участие Sauber в первом этапе сезона находилось под сомнением.

Sauber вместе с Force India и Lotus обратились за помощью к FOM с просьбой выделить им по $10 млн, без которых, по словам команд, им даже не удалось бы отправиться на первые заокеанские этапы.

Аванс призовых за 2014 год в итоге был выплачен командам, однако такое решение проблемы, скорее, было похоже на то, как если бы раковую опухоль лечили касторкой.

Комментируя всю эту историю во время пресс-конференции перед началом уик-энда, автоспортивный директор Pirelli Пол Хембри выразил опасение, что к середине сезона пелотон может заметно поредеть из-за финансовых проблем. Хорошо осведомлённый о делах в паддоке 48-летний специалист ошибается очень редко.

Тем не менее, Sauber вместе с Force India вышли на старт Гран При и завоевали очки. Ещё одному коллективу – Manor – и вовсе не удалось выйти на старт. Дела в команде были чуть ли не главной темой средств массовой информации. По всем фронтам у Manor после выхода из-под внешнего управления остались непогашенные долговые обязательства, однако источники сообщают, что кредиторы могут рассчитывать на возврат максимум десяти центов с каждого инвестированного доллара – такие вот “хорошие новости” о возвращении команды в чемпионат.

Уилл Стивенс провёл уик-энд, наблюдая за событиями из боксов
Уилл Стивенс провёл уик-энд, наблюдая за событиями из боксов

В итоге машины Manor так и не появились на трассе в Альберт-парке, а сама команда объяснила это проблемами с программным обеспечением, на установку которого им не хватило времени, поскольку жёсткие диски компьютеров ранее были предварительно отформатированы для дальнейшей продажи техники на аукционе.

Экклстоун был в ярости из-за ситуации с Manor, несмотря на то, что судьи после проверок не нашли в действиях команды злого умысла. Промоутер Формулы 1 в наказание за пропуск Гран При намерен взыскать логистические затраты с многострадального коллектива.

Учитывая тот факт, что Manor привезла в Мельбурн (предположительно) 30 тонн груза и 40 сотрудников, оплата счетов может позволить команде сделать еще один шаг вперед... к пропасти. Один из инвесторов Manor бывший руководитель сети супермаркетов Джастин Кинг не предпринимает практически никаких действий для помощи команде, несмотря на то, что бизнесмена в своё время даже называли преемником Берни Экклстоуна. Отец чемпиона Формулы 3 Джордана Кинга, несмотря на заявления, что в его жилах вместо крови течёт бензин, тем не менее не метит на должность промоутера Формулы 1

Таким образом, без исчезнувшей Caterham и Manor, занятой своими махинациями, сетка участников первого этапа сезона по сравнению с прошлогодними Гран При Австралии сократилась на четверть. Позже в субботу появились новости о проблемах со спиной у Валттери Боттаса. На старт должно было выйти всего 17 машин. И это был ещё не конец…

К 16:00 по местному времени пелотон не досчитался ещё двух участников: на McLaren Кевина Магнуссена на установочном круге загорелся двигатель (Рон Деннис назвал этот инцидент "меньшей из бед”), а RB11 Даниила Квята остановилась на трассе из-за проблем с коробкой передач, которые могли быть вызваны, по мнению Кристиана Хорнера, вибрациями двигателя.

В итоге в гонке стартовали лишь 15 пилотов, но уже после первого поворота Пастор Мальдонадо попал в аварию, а чуть позже из-за проблем с двигателем во время движения за машиной безопасности гонку вынужден был прекратить и Ромен Грожан.

К 40-му кругу не выдержали мотор на Toro Rosso юного Макса Ферстаппена и гайка на колесе опытного Кими Райкконена, в результате чего в гонке осталось 11 машин – половина от стартовавших в прошлогоднем Гран При Австралии участников. Пелотон поредел настолько, что даже Дженсон Баттон на машине, работающей не в полную мощность, “рисковал” заработать очки, и занял бы девятое место, если бы оба Sauber были вынуждены пропустить Гран При из-за судебных тяжб.

Мальдонадо сошёл уже на первом круге © LAT
Мальдонадо сошёл уже на первом кругеФото: LAT

В истории Формулы 1 уже случались первые Гран При сезона, когда на старт выходило ещё меньше участников, и буквально единицы пересекали финишную черту, однако ещё никогда ранее в рамках одного гоночного уик-энда не было столь много разнообразных драм. Как отметил один шутник после бестолковых объяснений McLaren по поводу состояния Алонсо, “вместо чествования участников первого этапа мы больше разговариваем о тех, кто не вышел на старт”.

Комментарии после гонки лишь подчеркнули глубину хаоса, в который попал этот некогда самый благородный вид спорта: в беседе с одним из журналистов перед стартом этапа Берни Экклстоун заявил, что не переживает по поводу шоу и будет только рад, если Нико Росберг и Льюис Хэмилтон выступят так же, как делали это в прошлом году. Но уже после финиша, увидев доминирование Mercedes, пожилой британец сам стал призывать к уравниванию характеристик силовых установок путём изменения правил.

Босс Red Bull Кристиан Хорнер и сам Экклстоун впоследствии несколько раз выдавали желаемое за действительное, ссылаясь на несуществующий механизм правил: приложение №4 технического регламента может быть использовано только лишь в том случае, чтобы обеспечить равенство (довольно редкое слово в Формуле 1) характеристик силовых установок, а не тогда, когда Honda и Renault желают хитростью уравнять силы:

«Силовой блок, предоставленный FIA для инспекции после 28 февраля 2014 года, по результатам консультаций технических специалистов FIA с другими поставщиками может быть допущен для использования в чемпионате на справедливых и равных с другими силовыми блоками условиях».

Что же такого “несправедливого” и “неравного” в том, что в Mercedes лучше справились со своей работой, чем соперники? С какой стати “трёхлучевая звезда” должна быть наказана за свои достижения?

Как прекрасно осознают Кристиан Хорнер и Берни Экклстоун, входящие в Стратегическую Группу, регламентом этого органа не предусмотрено постоянное изменение правил с целью “оживить” шоу Формулы 1. Экклстоун может сетовать на своего приятеля Макса Мосли, придумавшего текущую процедуру принятия решений (первоначально для целей безопасности), так что в любом случае с технической точки зрения до 2017 года Формула 1 останется такой, какой она есть сейчас.

Единственный оставшийся в гонке Red Bull тщетно преследовал Sauber
Единственный оставшийся в гонке Red Bull тщетно преследовал Sauber

В рамках своего политиканства Кристиан Хорнер приводил примеры того, что FIA в своё время запретила двойные диффузоры, гибкие элементы кузова, изменила правила расположения выхлопных труб, а также принципы использования картографии по ходу сезона.

Тем не менее даже он сам не может отрицать тот факт, что эти изменения, принятые по ходу сезона, стали следствием уточнений уже действующих правил, тогда как сейчас руководитель Red Bull не представил на суд FIA никаких несправедливых, по его мнению, норм, касающихся регламента на двигатели.

Во всяком случае, Хорнер сам похоронил даже саму возможность апелляции, заявив, что в Renault царит хаос. Если это будет основным доводом Red Bull на слушаниях по делу Mercedes, то у немцев будет ещё больше шансов на успех, чем было у ван дер Гарде против Sauber...

Комментарии недовольного советника Red Bull по автоспорту Хельмута Марко также не заставили себя долго ждать после гонки: «Мы будем переоценивать целесообразность нашего присутствия в Формуле 1 летом, а также с каждым новым сезоном, анализируя затраты и доходы. Если мы не будем удовлетворены положением вещей, то подумаем об уходе с Формулы 1. Да, существует опасность того, что владелец Red Bull Дитрих Матешиц потеряет свою страсть к Формуле 1».

Бывший пилот Формулы 1 и победитель «24 часов Ле-Мана» 1971 года Марко также сравнил расходы на турбомоторы и двигатели V8 предыдущего поколения, забыв один важный факт, что атмосферные двигатели были дешевле по двум причинам: a) команды получали значительные скидки в рамках пакта между производителями и FIA; b) срок амортизации проекта составлял 15 лет.

Однако Марко напомнили, что было время, когда стоимость двигателей достигала уровня в 60% бюджетов команд, а сейчас Red Bull Racing тратит на моторы меньше 10%, да и то эта цифра не учитывает субсидий со стороны партнёра в лице Renault и титульного спонсора команды Infiniti. Возможно, в истории Red Bull это самые дешёвые двигатели, хотя из-за нехватки мощности и низкого уровня надёжности они, вероятно, дорого обходятся команде...

Непростой период для Red Bull и Renault
Непростой период для Red Bull и Renault

Прежде чем угрожать уходом из Формулы 1 или обвинять FIA в заоблачных ценах на моторы или неспособности обеспечить равенство, Хельмуту Марко и Кристиану Хорнеру стоит освежить в памяти свои контракты с FOM.

В 2013 году во время пятничной пресс-конференции Гран При Италии руководителей команд попросили прокомментировать стоимость новых гибридных технологий для команд Формулы 1. Из всех участников слово взял лишь Хорнер:

«Полагаю, говоря о росте затрат, вы имеете в виду моторы, а по ним вопрос решался ещё до президентства Жана. Тогда мы все допустили общую ошибку, вовремя не сказав нет. Некоторые команды возражали, но процесс требовал соблюдения определенных процедур. В условиях старого Договора Согласия у участников была возможность через Комиссию по Формуле 1 воспрепятствовать данным изменениям, но мы этой возможностью не воспользовались и теперь можем винить лишь себя».

Комментируя возможный уход Red Bull из Формулы 1 в Абу-Даби в прошлом ноябре, Кристиан Хорнер также встал на защиту спорной концепции Стратегической Группы (вероятно, не совсем легального форума).

«Не стоит забывать, что команды, входящие в состав Стратегической Группы, гарантировали своё участие в Формуле 1 до 2020 года».

Сколько же стоят гарантии Red Bull, если уже после первой гонки сезона команда думает об уходе?

В конечном счёте, если фонд CVC Capital Partners, контролирующий деятельность FOM, снимает “сливки” с Формулы 1 в виде доходов, то он также должен нести ответственность за неразбериху, воцарившуюся в некогда любимом десятками миллионов болельщиков по всему миру виде спорта.

Да, господин Дональд Маккензи, порядка не будет, пока огромный поток долларов проходит через ваш офис: Мельбурн отменно постарался с организацией гонки, и поэтому заслуживает гораздо большего!

Формула 1 достигла нового дна
Формула 1 достигла нового дна

Комментарии для сайта Cackle