Не пришло ли время держать себя в рамках трассы?

Эд Стро
13 мая 2013 в 1:43

Недавно Льюис Хэмилтон раскритиковал собратьев-гонщиков за все более активные попытки использовать пространство за пределами трасс. Согласившись с британцем, редактор AUTOSPORT Эд Стро рассмотрел различные аспекты этого вопроса

Правило о непредвиденных последствиях потенциально являет собой в автогонках могущественную силу. Спорт, изначально ограниченный лишь технологическими достижениями и всего несколькими предложениями регламента, с годами оброс множеством дополнительных сложных правил, определяющих всё и вся.

Одни изменения выглядели вполне разумными и вносились после проведения глубокого анализа, но другие были лишь чьим-то капризом и не имели под собой четкого обоснования. Зачастую они имели более серьезные последствия, чем предполагалось изначально, тем самым оказав влияние на сам характер гонок.

Льюис Хэмилтон привлек внимание общественности к одному из так называемых непредвиденных последствий. В интервью, которое британский гонщик недавно дал газете Daily Mail, он пожаловался, что в наши дни пилоты вольны спокойно выезжать за пределы трассы, ничем за это не расплачиваясь.

«Во времена [Айртона] Сенны если гонщик хоть на треть метра выезжал за границы поребрика, он мог запросто поскользнуться на траве и получить штраф, - сказал Льюис. - Нужно было четко соблюдать границы трассы и не выходить за них. Мне больше по душе именно такой стиль пилотирования.

На современных трассах с их огромными зонами безопасности вы можете спокойно выезжать за пределы полотна и так же спокойно возвращаться. Раньше там были гравийные ловушки. Только задень ее, и твоя машина будет повреждена или вовсе останется стоять на месте. А сейчас можно широко заходить в поворот, проезжать за пределами трассы и возвращаться на траекторию.

Для Сенны и его современников травяные и гравийные зоны вылета таили постоянную опасность © LAT
Для Сенны и его современников травяные и гравийные зоны вылета таили постоянную опасностьФото: LAT

Я не говорю, что люди должны расплачиваться за свои ошибки здоровьем, но потеря времени или застревание машины будет в самый раз - это и есть гонки».

Повсеместная забота о безопасности привела к тому, что границы трасс перестали выполнять свои естественные функции.

И Хэмилтон далеко не единственный, кто говорит об этом. Трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт тоже в числе тех, кто критикует нынешнее поколение гонщиков, которые ошибаются в поворотах и иной раз не только не расплачиваются за это серьезными последствиями, но вовсе не теряют времени.

Это изменило саму природу гонок. Одной из определяющих характеристик отличного пилота во все времена было умение проходить круг за кругом на пределе.

Более того, Льюис привел слова Себастьяна Феттеля – который, к слову, отнюдь не одинок в своем мнении, – что такая свобода действий провоцирует пилотов на поиск дополнительных долей секунд за пределами полотна трассы.

В этом нет ничего зазорного, и Сенна, будь он современным гонщиком, возможно, делал бы то же самое. Проблема не в гонщиках, а именно в трассах.

Асфальт за пределами полотна трассы оставляет гонщикам больше вариантов в толчее © LAT
Асфальт за пределами полотна трассы оставляет гонщикам больше вариантов в толчееФото: LAT

Пока все очевидно. Однако вопрос состоит в том, как сделать трассы такими, чтобы пилотам было не повадно выезжать за их пределы, при этом опасность аварий и резких перепадов скорости была бы сведена к минимуму. Говорить об этом гораздо легче, чем действовать, так как здесь нужно обладать завидной дальновидностью, а не просто требовать возвращения опасных трасс из прошлого.

Клайв Боуэн является управляющим директором компании Apex Circuit Design. Если вам потребуется построить автодром, отвечающую высочайшим стандартам, вы наверняка пойдете к Боуэну или Герману Тильке. Таким образом, кто, как не Клайв, может наилучшим образом описать текущее положение дел?

«В данный момент основным выбором FIA для зон за поребриками трассы являются полосы искусственного газона, - комментирует Боуэн. - Единственным его недостатком является необходимость регулярно следить и ухаживать. Если на это покрытие попадет частичка резины, общий коэффициент трения сильно увеличится. Получается двойной эффект - пилоты, вместо того, чтобы скользить, получают хорошее сцепление, а само покрытие от этого приходит в негодность».

Именно поэтому гонщики часто используют подобные полосы за поребриками для расширения пределов трассы. Правда, есть и еще одна проблема. Во время дождя искусственный газон становится невероятно скользким: таким образом, уровень сцепления на этом покрытии в значительной степени зависит от текущих погодных условий, из-за чего некоторые гонщики его не любят.

Это не самое плохое решение, но оно далеко от идеала.

Для обозначения пределов трассы также пробовали использовать и другие материалы. По словам Боуэна, бетонная решетка, сквозь которую пробивается трава (или Grasscrete - 'травобетон'), обладает "довольно хорошим сцеплением", а потому никак не решает означенной проблемы с использованием гонщиками пространства в стороне от асфальта.

Из других материалов можно отметить "волнистые поребрики", которые призваны дестабилизировать проезжающую по ним машину и обеспечить ей потерю времени без значительного увеличения вероятности аварии. Но такие меры требуют дополнительного исследования.

В Мельбурне за выезды с асфальта по-прежнему приходится расплачиваться © LAT
В Мельбурне за выезды с асфальта по-прежнему приходится расплачиватьсяФото: LAT

Штрафы за выезд за пределы трассы тоже не решат проблему.

В данный момент, хоть Клайв и продолжает рассматривать различные покрытия с низким уровнем сцепления, куда больше его привлекает традиционный подход - травяной газон.

«Сегодня мы отдаем предпочтение 4-метровой полосе травы, за которой следует асфальт, - пояснил Боуэн. - Трава значительно приближает гонки к старому-доброму ощущению, когда пилоты вынуждены были оставаться на трассе.

Такие полосы являются определенным компромиссом. Для пилотов поведение машин на траве довольно понятно. Такое покрытие часто довольно неровное и обеспечивает низкий коэффициент трения. Пилот стремится покинуть траву как можно скорее, чтобы окончательно не потерять контроль над машиной».

Несомненно, с учетом важности сохранения безопасности, такие методы борьбы с выездами за пределы трассы поднимут новые вопросы.

Добавление 4-метровой полосы травы может потребовать расширения зон вылета, чтобы они по-прежнему отвечали требованиям безопасности. В то же время, повышается риск того, что машину занесет или развернёт. Хотя при правильном расположении отбойников и зон безопасности никаких проблем это вызвать не должно.

В GP2 выросло уже целое поколение пилотов, привыкших к асфальту в зонах безопасности © LAT
В GP2 выросло уже целое поколение пилотов, привыкших к асфальту в зонах безопасностиФото: LAT

Мы лишь поверхностно коснулись проблемы выезда гонщиками за пределы дорожного полотна, но Боуэн авторитетно утверждает, что вопросы проектирования - лишь вершина айсберга.

В последние годы строители трасс повсеместно использовали в качестве покрытия для зон безопасности асфальт, что означает, что для изменения текущего положения дел придется менять всю культуру гонок.

«В настоящее время уже появилось целое поколение гонщиков, которые не знают, что делать на покрытиях с меньшим сцеплением, - продолжает Боуэн. - Осознание того, что выезд за пределы трассы ничем им не грозит, создает у них ощущение абсолютной неуязвимости.

Мы сами воспитали поколение пилотов, не знающих, как управлять машиной, когда она начинает скользить».

Поскольку разговор начал переходить из плоскости проектирования трасс и стандартов безопасности в другие области, становится понятно, что эта проблема является комплексной и не имеет быстрого решения.

Как сказал Льюис Хэмилтон, никто не хочет подвергать пилотов излишней опасности. Общая идея состоит в том, что привлекательность автоспорта не должна зиждиться на угрозе жизни и здоровью пилотов - это больше подходит для древних времен, когда люди требовали хлеба и зрелищ.

По определению для того, чтобы гонщики начали терять время при выезде за поребрики, нужно либо уменьшить сцепление шин с покрытием, либо как-то снизить скорость вне асфальта трассы.

Первый вариант неизбежно приведет к увеличению количества происшествий, так что здесь нет легкий путей решения. Но если есть способ заставить гонщиков находиться в пределах трассы без увеличения риска для их жизни и здоровья, Формула 1 обязана его найти.

Пришло время что-то делать с этими непредвиденными последствиями.

Пришло время что-то делать с этими непредвиденными последствиями.
Пришло время что-то делать с этими непредвиденными последствиями.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle