Toro Rosso: "тёмная лошадка" Формулы 1 готова к рывку
C точки зрения ресурсов Toro Rosso сложно отнести не то что к лидерам, но даже к крепким середнякам Формулы 1. Но, по мнению Эда Стро, в нынешнем сезоне команда превосходно справляется с работой в весьма непростых условиях
Ультрамодной команду Toro Rosso назвать никак нельзя. Это очень небольшой коллектив, состоящий из трех с небольших сотен человек [и по-прежнему хранящий многие традиции старой-доброй Minardi].
Но устойчивая ассоциация с "большим братом" Red Bull Racing и всем концерном, производящим шипучие напитки, не дает им в полной мере насладиться любовью и признательностью болельщиков, традиционно склонных поддерживать маленькие команды Ф1.
Однако нынешний сезон коллектив из Фаэнцы начал неожиданно успешно. Неожиданно, поскольку на предсезонных тестах, как и трех других клиентов Renault, их преследовали нескончаемые проблемы, а на дебютный этап чемпионата в Мельбурн подопечные Франца Тоста прибыли, так и не успев хоть раз провести симуляцию гонки.
Но в результате Жан-Эрик Вернь и Даниил Квят не только смогли без проблем преодолеть в Альберт-парке всю дистанцию, но и финишировать друг за другом на весома неплохих восьмом и девятом местах соответственно. На данный момент в активе команды восемь зачетных баллов - вроде бы не так и много, но на деле это лучший старт коллектива за все время его существования.
Надо признать, начало сезона-2009, когда зачетные баллы получали первые восемь пилотов, получилось более сильным с точки зрения занятых мест, однако потенциально нынешний сезон является гораздо более показательным.
Все клиенты мотористов Renault изначально оказались на невыгодных позициях, но на команде Toro Rosso этот кризис отразился куда меньше остальных. Если провести вычисления и сравнить их с данными прошлого года, STR9 едет медленнее предшественницы, но всего на ничтожные 0,3% относительно лидеров.
Причем такое сравнение нельзя назвать до конца справедливым, поскольку три другие команды и прежде работали с Renault, а Toro Rosso сменила поставщика моторов в межсезонье. И это лишь подчеркивает заслуг коллектива, который, по словам его технического директора Джеймса Ки, первые гонки сезона провел в авральном режиме.
«В любом случае, мы немного разочарованы стартом сезона, поскольку считаем, что могли заработать и больше очков, - сказал Джеймс. - Но какие-то зачетные баллы мы все же получили, так что можем быть этим довольны.
И хотя наши пилоты впервые проехали полную гоночную дистанцию только в Мельбурне, в команде все же не было такого напряжения, как могло показаться со стороны, поскольку мы хорошо понимали характер проблем.
В основном они не были связаны с конструкцией шасси, и в этом компоненте наши сотрудники знали, что делать. Параллельно мы продолжали тесно взаимодействовать с мотористами из Renault. Накануне старта сезона оставалось очень много неизвестных».
Несмотря на все проблемы, возникавшие во время зимних тестов, пилоты команды всегда выражали оптимизм по поводу аэродинамической составляющей новой машины.
И их уверенность подтвердилась на первых этапах чемпионата - в каждой из прошедших квалификаций россиянин и француз команды сражались за попадание в третий сегмент субботней сессии, и в половине случаев им это удавалось.
«Мы пока не можем соперничать [по части аэродинамики] с Mercedes или Red Bull Racing, - продолжил Ки, - но с остальными командами ведем весьма плотную борьбу.
Машина очень уверенно проходит высоко- и среднескоростные виражи. Да, у STR9 есть определенные проблемы на медленных отрезках, но мы над этим работаем.
С уровнем лобового сопротивления у нас полный порядок, а именно об этом стоило всерьез беспокоиться накануне этого сезона. Да и по скорости в поворотах машина выглядит вполне неплохо. Нам пришлось постараться, чтобы добиться этого в условиях нового регламента».
Повышение аэродинамической эффективности новой машины явно указывает на прогресс коллектива в целом. Одной из причин увольнения предшественника Джеймса - Джорджио Асканелли - с поста технического директора команды стала его неспособность извлечь максимум возможного из имеющихся ресурсов в плане аэродинамики.
И хотя Ки не является специалистом именно в этой области - в прошлом он был гоночным инженером, - у него есть необходимый опыт в качестве технического директора, чтобы полностью реализовать потенциал команды средней величины.
Однако существует область, где влияние британца не столь велико, как хотелось бы - это работа с мотористами Renault. И хотя в Toro Rosso могут со своей стороны помочь французам с разработкой двигателей, в основном ответственность за попытки догнать Mercedes по скорости на прямых лежит именно на сотрудниках Вири-Шатийона.
«По сути своей силовые агрегаты Renault весьма недурны, - уверен Джеймс, - что позволяет надеяться на повышение их эффективности в будущем. Конечно, с учетом омологации изменить что-то в аппаратной части двигателя будет проблематично, но есть программное обеспечение, изменений настроек которого достаточно для сокращения отставания от лидеров.
Есть области в разработке шасси и силовой установки, которые не подпадают под омологацию, в этих направлениях и стоит работать, причем стараться делать шаги как можно шире. Думаю, основная проблема в том, что в Mercedes прошли уже довольно большой путь в разработке своих агрегатов - такое ощущение, что они уже несколько лет двигаются в этом направлении, а мы по-прежнему стараемся их догнать.
Трудно сказать, удастся ли нам сократить отставание в этом сезоне или нет. Надеюсь, будет именно так, а с более открытым подходом к разработке машины следующего года, полагаю, мы сможем продвинуться еще дальше».
Пилоты команды также относятся к нынешней ситуации с оптимизмом. Даниила Квята уже называют лучшим новичком сезона: в трех из четырех первых гонок чемпионата он заработал очки, и еще в одной финишировал 11-м.
До старта сезона у многих возникали вопросы относительно готовности молодого россиянина к гонкам на столь высоком уровне, но Даниил уже всем все доказал, произведя при этом огромное впечатление на команду.
«Уже сейчас невольно забываешь о том, что Даниил только учится, - продолжил Ки. - Представьте, чего можно ждать от него в дальнейшем. У него огромный потенциал.
В межсезонье у него было не так много возможностей для работы на тестах - изначальные планы предполагали провести несколько полноценны симуляций гонки, чтобы он мог привыкнуть к машине, а мы - собрать необходимую информацию.
Но ничего этого сделать не удалось, и в Мельбурне Даниилу пришлось ехать практически "с листа" - с учетом этого проведенную им гонку можно назвать просто фантастической. К тому же, у него превосходные природные данные, а работать с ним - одно удовольствие. Также крайне важно, что он очень устойчив психологически».
Похвалы в адрес Квята вполне обоснованы, но также надо отметить и уверенный старт его партнёра по команде Жана-Эрика Верня. В прошлом году, когда француз не получил места в Red Bull Racing, у него наступил очень непростой психологический момент, но в межсезонье он сделал все возможное, чтобы выйти из этого "штопора" и вернуть себе боевой дух.
И хотя в нынешнем сезоне ему уже несколько раз не повезло в гонках, тот факт, что пилот трижды прошел в финальный сегмент квалификаций (и наверняка сделал бы это и в четвертый, если бы не проблемы с топливным датчиком), говорит, что он смог оставить былые неудачи позади и стать сильнее.
«Сейчас Жан-Эрик сконцентрирован на работе больше, чем когда-либо, - сказал Ки. - Зимой он отлично потрудился, не опуская рук даже в те моменты, когда ничего не складывалось. К тому же, он продемонстрировал очень позитивный подход к делу: действовал ровно так, как можно ожидать от пилота, проводящего свой третий сезон в Формуле 1».
С учетом отличного состава и предстоящих обновлений машины в четырёх ближайших гонках команде нужно стараться зарабатывать очки на каждом Гран При. Если оба гонщика ей в этом помогут, Toro Rosso вполне по силам претендовать на шестую строчку в Кубке конструкторов - а именно это им не удалось сделать годом ранее.
И хотя такая задача может показаться не слишком амбициозной, для команды вроде Toro Rosso, которая по сути всё еще является лишь улучшенной версией маленькой, но гордой Minardi, это стало бы серьезным достижением.
Дни, когда пилоты Toro Rosso претендовали на победы в гонках, остались позади. И хотя сегодня скромный коллектив из Фаэнцы не ставит перед собой каких-то сверхвысоких задач, он заслуживает немалого уважения за блестяще проведенный старт сезона в очень непростых обстоятельствах.