Переход Формулы 1 на новые шины – лишь верхушка айсберга

Эд Стро
21 июля 2014 в 22:15

Проанализировав прошедшие тесты низкопрофильной резины Pirelli, Эд Стро считает, что Формуле 1 стоит рассмотреть переход к её использованию в рамках пакета потенциальных изменений с 2017 года

Если Формула 1 собирается перейти к низкопрофильным шинам на больших дисках, которые были опробованы на прошедших в Сильверстоуне тестах командой Lotus, это станет абсолютно правильным решением.

Шарль Пик, который удостоился возможности поработать с экспериментальной резиной, проехал 14 кругов во вполне высоком темпе. Впрочем, по моему личному мнению разница во внешнем виде оказалась не так и существенна.

Увидев автомобиль с новой резиной своими глазами и тщательно изучив его фотографии, я понял, почему многие поддерживают такие перемены. Большинство людей склоняется к переходу на большие диски и низкопрофильные шины, поскольку они соответствуют тенденциям рынка серийных автомобилей.

В ближайшие месяцы будет принято решение, состоится ли переход на подобную резину, и если да, останутся ли диски такими, как на тестах, или станут еще на дюйм-другой больше в диаметре. Pirelli заслуживает слов благодарности за столь быструю подготовку экспериментального образца, с которым можно было поработать на трассе, чтобы появилась возможность оценить эстетическую сторону вопроса. Нужно отметить, что в Сильверстоуне основное внимание было уделено именно визуальной составляющей, а вовсе не техническим моментам.

Отзывы оказались положительными, разве что некоторые скептики обращали внимание на потенциальные негативные последствия перехода на такие колеса. Впрочем, действительно стоит взять во внимание, что появление 18-дюймовой низкопрофильной резины повлечет необходимость вносить и другие изменения.

В Формуле 1 давно появилась практика тщательно изучать возможные последствия, чтобы в первую очередь исключить непредвиденные повороты сюжета. Как только эта цель достигнута, то можете решать, как именно включить этот конкретный вопрос в общую картину нововведений. Именно поэтому вопрос низкопрофильной резины является лишь частью больших перемен.

Низкопрофильная резина не гарантирует приток поставщиков в Ф1 © LAT
Низкопрофильная резина не гарантирует приток поставщиков в Ф1Фото: LAT

Всем известно, что в Michelin выступали за большие диски и переход к низкопрофильной резине в качестве условия своего возвращения в Формулу 1, но далеко не все производители шин разделяют их взгляды.

Для начала нужно понять, что с точки зрения развития технологий автомобильной промышленности куда важнее рабочая поверхность шин, а не их боковой профиль. Нанотехнологии используются именно в конструкции протектора, которая является одной из самых интересных областей для потенциального изучения, при этом абсолютно нет разницы, какой профиль у таких шин.

Нельзя забывать и о том, что низкопрофильная резина обладает меньшими демпфирующими свойствами, потому её вклад в общую работу подвески станет куда более скромным. Это добавит конструкторам команд головной боли. С другой стороны, вы можете заявить, что такие изменения будут логичны и полезны, ведь теперь команды в меньшей степени будут зависеть от свойств шин и в большей – полагаться на собственные конструктивные.

Также потенциальные изменения скажутся и на тормозной системе. Можно будет еще более повысить их эффективность или, напротив, осознанно упростить технологии, но увеличить размеры механизмов, хотя последний вариант едва ли понравится поставщикам команд.

Именно в коммерческом плане Формула 1 должна быть предельно осторожна. Из-за сложившейся финансовой ситуации новые шинные бренды с большой осторожностью относятся к возможности прийти в Большие Призы, поскольку это недешевое удовольствие.

Так что нужно спросить сами эти компании, как они отнесутся к резкому сокращению своей наиболее эффективной рекламной площади.

И хотя кому-то это проблема может показаться незначительной, в последние годы ситуация с поставщиком шин для Формулы 1 была далеко не идеальной, поэтому будет глупо утверждать, что в следующий раз на тендере мы увидим огромное количество компаний, желающих прийти в Большие Призы.

Pirelli использует Ф1 для развития бренда, а не технологий © LAT
Pirelli использует Ф1 для развития бренда, а не технологийФото: LAT

В первую очередь Формула 1 привлекает Pirelli отличными маркетинговыми инструментами, а не возможностью развития технологий. Такой же была философия их предшественников из Bridgestone.

Японская компания пришла в Ф1, когда их бренд имел слабую узнаваемость в Европе, но едва шинники ощутили, что сумели извлечь для себя практически максимальную пользу, как предпочти тотчас уйти.

Аналогичным образом Pirelli удалось за последние годы раскрутить свой бренд средствами Ф1, но этому процессу есть предел. Ориентировочно компания-производитель шин может эффективно работать в Больших Призах до 10 лет, но стоит вам уменьшить место для логотипа Pirelli на боковой поверхности шин – и вы рискуете ускорить процесс, и в результате итальянцы уйдут из спорта после шести лет. И не забывайте, в Pirelli еще никто не гарантировал продолжение работы компании по завершению нынешнего контракта.

Конечно, вышеупомянутые факторы нельзя считать ключевым и отталкиваться от них, принимая решение о переходе на низкопрофильную резину. Но приведенные примеры показывают, какие нюансы порой следует учитывать, прежде чем принимать окончательное решение.

В данном случае очень полезно посмотреть на картину в целом, притом по возможности тщательно. В то время как в Pirelli говорят о желании разработать низкопрофильную резину к сезону-2016, перед ними могут поставить эту задачу со сроками исполнения на год позже.

При этом само решение необходимо принять как можно быстрее, чтобы и самим шинникам, и всем остальным стало проще. История содержит немало примеров того, как подобные шаги совершались всего за несколько месяцев до старта сезона, вызывая немалое раздражение. Пока что время еще есть.

Вы могли бы утверждать, что если оставить размерность дисков свободной, это позволит увеличить количество участников будущего тендера FIA, где выберут поставщика резины для Формулы 1.

Это и впрямь не исключено, но на самом деле вопрос в другом. Формула 1 стоит на пороге глобальных изменений, так что надо как можно быстрее решить несложную задачу с шинами – и переходить к вопросам по-настоящему важным.

Если запланировать переход на низкопрофильную резину на 2017 год, это совпадёт с возвращением в Формулу 1 активной подвески, что лишний раз подчеркнёт вступление Больших Призов в принципиально новую техническую эру.

Так может стоит рискнуть и сразу подумать над требованиями к шасси, которые могли быть пересмотрены в 2017 году? Особенно если учесть, что нынешние двигатели к тому времени будут уже хорошо изучены.

2017-й может стать годом больших перемен. Сохранит ли Ф1 решения вроде DRS? © LAT
2017-й может стать годом больших перемен. Сохранит ли Ф1 решения вроде DRS?Фото: LAT

Необязательно затевать обширную и дорогостоящую перестройку, поскольку изменения правил не всегда влекут за собой серьезные финансовые последствия.

Просто Формула 1 получит шанс учесть все критические замечания и выделить несколько отдельных областях, где машины можно сделать лучше. Такой вариант явно будет предпочтительнее, чем постепенные изменения на протяжении нескольких сезонов.

Как всегда, найдутся толпы людей, которые станут в очередь, чтобы поделиться своими идеями, как все исправить – быстро и недорого. Но для Ф1 это реальная возможность спокойно проанализировать ситуацию и отыскать те области, где можно будет внести улучшения с 2017 года. Разумеется, будет еще лучше разработать многолетнюю программу.

Вопросов накопилось предостаточно. Нужно ли оставить в Ф1 систему DRS, которая вызвала немало критики, но порой демонстрирует свою отменную эффективность? Следует ли менять основные требования по аэродинамике? Придется ли еще раз изменять конструкцию носовых обтекателей, которые и так будут кардинально доработаны в следующем году? Поменяются ли требования к тормозным системам, чтобы увеличить тормозной путь?

Проведя подробные исследования Ф1 могла бы разработать свод правил на 2017 год, который позволил бы отреагировать на критику в адрес чемпионата и стать реакцией на сокращение телеаудитории.

Сейчас Ф1 особенно не хватает последовательности и осторожности в принятии решений. Очень важно, чтобы не вышло так, что переход на новые шины станет еще одним изменением ради изменения, которое будет сделано без учета изменений, к которым приведёт.

Новые шины для Ф1 – верхушка айсберга
Новые шины для Ф1 – верхушка айсберга

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle