Гэри Андерсон против рестартов с места
Технический эксперт AUTOSPORT объясняет, почему рестарты с места в гонках Ф1 бессмысленны – и несут в себе большую опасность
В следующем сезоне Формулы 1 в гонках, когда автомобиль безопасности покинет трассу, рестарт будет даваться с места.
FIA заявила, что не считает их более опасными, чем рестарты с ходу - когда пилоты следуют друг за другом. Но я думаю, примеры стартов Гран При Германии и Великобритании нынешнего сезона свидетельствуют об обратном.
В любой момент, когда 22 гоночных автомобиля оказываются в непосредственной близости друг от друга, может произойти настоящая катастрофа. Если вы в этом сомневаетесь, то побеседуйте с Фелипе Массой, для которого на старте в Хоккенхайме мир перевернулся буквально с ног на голову.
По многочисленным причинам рестарты с места более опасны, чем с ходу. Первое, о чем нужно задуматься - это состояние шин. После нескольких кругов они не будут обеспечивать столь же высокое сцепление с дорожным полотном, как на самом первом старте в гонке, когда они практически новые.
Да, гонщики могут их сменить в то время, пока на трассе находится автомобиль безопасности, но это гонки - и никто не хочет терять свои позиции. Если время появления машины Бернда Майландера совпадает с тактикой команды, которая планировала пит-стоп в скором времени, то ладно, а в противном случае возникнут проблемы.
Пилоты, пробившиеся в третий сегмент квалификации, будут стартовать на резине, которая за три квалификационных круга могла заметно стереться, так что в гонке состояние шин у каждого будет разным - и следовательно, при рестарте с места они будут обеспечивать разный уровень сцепления с трассой.
Второй фактор - это состояние сцепления. Команды много времени тратят на то, чтобы выбрать правильные настройки этого элемента за некоторое время до старта гонки.
Но перед рестартом сделать это не получится, поэтому если кто-то неважно начнёт движение, риск аварии возрастет. Как минимум эти два фактора могут привести к большей разнице в скорости между пилотами в сравнении с самым первым стартом.
Если во время рестарта на первом ряду будут стоять машины с изношенными шинами, а позади них окажутся соперники на новой резине, то риск аварии также существенно увеличится.
Нынешняя система с появлением на трассе машины безопасности не идеальна. Что мне не нравится в действующей системе - так это количество времени, которое уходит, чтобы отстающие гонщики вернулись в один круг с лидером.
Изначально идея состояла в том, чтобы круговые вдруг не вклинились между лидерами и не мешали их борьбе. И она абсолютно верная. Но в этом случае мы теряем время в гонке, которое могло бы пройти под зелеными флагами.
Я было хотел предложить, чтобы машина безопасности находилась на выезде из пит-лейна, дожидаясь лидера. Сейчас обычно так и происходит, но иногда лидеры заезжают в боксы, из-за чего возникает неразбериха. Но с современными технологиями сделать всё правильно, наверное, не так уж и сложно.
Как только автомобиль безопасности оказывается непосредственно перед лидером гонки, позади которого начинает собираться весь пелотон, круговые должны сбросить скорость, пропустив всех вперед, заняв позиции позади, а не обгонять машину безопасности и ехать еще один круг.
На это уйдет гораздо меньше времени, и результат будет достигнут - на рестарте круговые не помешают борьбе за самые высокие позиции. Круговые от этого не потеряют - они все окажутся в одном круге с лидерами и смогут продолжать свою гонку, стараясь прорваться наверх. В итоге мы сможем избежать всей этой суеты и сэкономим много времени.
Но также это позволит избежать ситуаций, как в Монако, когда позади машины безопасности Макс Чилтон зацепил автомобиль Кими Райкконена, обгоняя пелотон, чтобы вернуться с лидером в один круг. В итоге прокол шины стоил финну возможного места на подиуме.
Еще одним предметом для беспокойства при рестартах с места является тот факт, что они могут стать искусственным инструментом для повышения зрелищности гонок и окажут прямое воздействие на итоговый результат.
Согласно предварительной информации, рестарты с места в течение последних пяти кругов гонки будут запрещены, но и проведение рестарта в финальной фазе дистанции также может предрешить исход гонки.
Ситуация с разворотом Адриана Сутиля по ходу Гран При Германии является отличным примером того, когда появление машины безопасности может быть оправдано. Если машина неподвижно стоит на траектории и возникает необходимость во вмешательстве сотрудников трассы, то обязательно нужно выпускать автомобиль безопасности. Я видел, что С33 немца помогали откатывать 12 маршалов!
После Гран При Германии Льюис Хэмилтон выразил беспокойство по этому поводу, припомнив Гран При Южной Африки-1977, когда Том Прайс погиб, насмерть сбив перебегающего трассу сотрудника трассы. Я был там в тот день и могу вас заверить, это был очень печальный день, но время нельзя повернуть вспять.
Так что правильное решение - и единственное - это сделать так, чтобы маршалы и гоночные автомобили, несущиеся на огромной скорости, никогда не находились в одном месте.