Гэри Андерсон о слабом выступлении Ferrari в Монце и истинных проблемах команды
Технический эксперт AUTOSPORT считает, что в Маранелло должны изменить образ мышления, если хотят выступать в соответствии со своими ожиданиями
Ни за какие деньги я бы не хотел оказаться в Маранелло утром в понедельник, следующий за Гран При Италии – спустя день после одного из самых слабых выступлений команды в домашней гонке Ferrari.
В Монце я встретился с бывшим руководителем Скудерии Стефано Доменикали, уволенным еще в апреле. Он выглядел весьма довольным - и я не сомневаюсь, что разделял мои взгляды.
Как такое вообще возможно? Большой Приз Италии – самая важный для Ferrari этап, который команда проводит перед десятками тысяч своих болельщиков, не говоря о миллионах других, наблюдающих за заездами по телевизору. В квалификации пилоты команды по чистой скорости оказались на седьмой и 12-й позициях, но Кими Райкконен стартовал 11-м благодаря замене мотора на машине Даниила Квята.
Когда я был техническим директором Jordan и Stewart, мы оказались бы крайне расстроены таким результатам, хотя с точки зрения бюджета и ожиданий обе эти команды и близко не могли тягаться с Ferrari.
Но после финиша гонки выяснилось, что субботу еще можно было считать для Скудерии хорошим днём: в воскресенье результаты оказались еще хуже: Алонсо сошел с дистанции из-за проблем с ERS, а Райкконен финишировал лишь десятым, хотя вновь поднялся на одну позицию вверх – на этот раз благодаря пятисекундному штрафу Кевина Магнуссена.
В результате Ferrari откатилась на четвертое место в Кубке конструкторов и сейчас проигрывает Mercedes 292 очка. В личном зачете Фернандо также уступил позицию Валттери Боттасу и находится позади Нико Росберга в 117 очках, а Кими и вовсе идёт десятым, проигрывая немцу еще 80 зачетных баллов.
Я думаю, мы имеем полное право сказать, что в сезоне-2014 команда не оправдала ожиданий. Так давайте на примере этапа в Монце разберёмся, в чём проблемы Ferrari?
Ниже представлены результаты пилотов команды на одном быстром круге. Мы не будем принимать в расчет времена в первом сегменте квалификации, где лидеры обычноо используют только более жесткий состав резины, что не позволяет получить достоверную картину.
Трен. 1 Хэмилтон 1.26,187 Алонсо (4-й) +0,982 Райкконен (7-й) +1,306 Трен. 2 Росберг 1.26,225 Райкконен (3-й) +0,186 Алонсо (4-й) +0,340 Трен. 3 Хэмилтон 1.25,519 Алонсо (2-й) +0,412 Райкконен (7-й) +0,808 Квал. 2 Хэмилтон 1.24,560 Алонсо (5-й) +0,965 Райкконен (12-й) +1,550 Квал. 3 Хэмилтон 1.24,109 Алонсо (7-й) +1,321
Mercedes и некоторые другие команды обычно прибавляют в скорости к квалификации, но Ferrari этим похвастать не может. Темп машины даже заставил Алонсо сказать, что он не смог бы проехать быстрее, будь у него даже 100 дополнительных кругов на свежей резине.
Такие комментарии являются верным посылом менеджменту Скудерии, ведь пилот явно подразумевает: «Разберитесь с этим или…»
Эти слова имеют большое значение, ведь сейчас вокруг будущего Фернандо ходит множество слухов, а McLaren и вовсе в открытую старается переманить испанца к себе.
Я бы очень удивился, если бы главной целью Ferrari были высокие результаты в тренировках. Такие игры – удел маленьких команд. Я и сам не раз занимался подобными вещами, когда было важно произвести впечатление на спонсоров.
Проблема в том, вы всё равно остаётесь в проигыше, поскольку не сможете поднажать, когда это будет по-настоящему важно. Именно так и произошло с Ferrari в квалификации и гонке.
Очень сложно исправить ситуацию в одночасье, так что Скудерии пришло время посмотреть на общую картину, ведь команда не демонстрирует высоких результатов уже довольно продолжительное время.
В последний раз Ferrari завоевывала поул на Гран При Великобритании-2012, но на сухой трассе пилот алой машины становился сильнейшим аж четыре года назад в Сингапуре! С сезона-2009Скудерия выиграла всего четыре поула и 12 гонок в 107 попытках, причем все эти успехи стали в большей степени следствием усилий лишь одного Алонсо.
Но даже когда в 2012-м испанец в последний раз всерьез боролся за титул, на старте сезона машина показывала удручающую скорость. Пилотировать её было крайне нелегко – и только мастерство и решительность Фернандо позволили команде добиться сильных результатов и до последнего бороться за титул.
Напомню, мы говорим о команде, которую поддерживают миллионы болельщиков, ожидающих от неё побед в чемпионатах. Редких высоких результатов в силу стечения обстоятельств и благодаря пилоту, отказывающемуся признавать поражение, им явно недостаточно.
Мы можем копнуть глубже, если требуется. Но вопрос в том, насколько еще хватит Алонсо. За последние годы Ferrari обновляла свою аэродинамическую трубу чаще остальных. Когда с машиной что-то идёт не так, то обычно проблема как раз в корреляции данных из трубы.
В моё время данные из аэродинамической трубы никогда не совпадали с информацией, полученной на трассе. И самое главное тут – понять причины этого и выработать соответствующее решение.
Приведу пример: при движении автомобиля по трассе из-под днища вылетают искры, когда оно соприкасается с дорожным полотном. При работе в трубе вы не можете сделать так, чтобы модель соприкасалась с лентой, иначе она просто сломается.
Так что сразу можно сказать: при малых величинах дорожного просвета модель в аэродинамической трубе будет демонстрировать отличные от реальной машины характеристики.
Но есть еще один момент. В этом году представители сразу нескольких команд говорили мне, что конструкция носового обтекателя не будет играть совершенно никакой роли. Ferrari входит в это число, но я не согласен с такой позицией.
Если форма обтекателя не имеет значения, значит течение воздушных потоков вдоль машины не учитывают того распределения, которое создается носовым обтекателем.
Кстати, большинство команд, где мне говорили о малой значимости формы "носа", в итоге столкнулись с проблемами. Да и с какой стати тогда Mercedes сделала более короткий обтекатель – потребовавший серьезных переделок и повторного прохождения крэш-теста, - если он не даёт никакого преимущества?
В этом году Williams показала, что чудеса возможны. Но они не произойдут, если не перегруппировать ресурсы и не собраться вместе, чтобы выработать правильное решение. Именно так и следует поступить Ferrari, а не возвращаться к старым оправданиям.
Можно ли ждать от Скудерии изменений? Я не думаю, что они реальны в ближайшем времени – команде предстоит изменить подход во многих принципах своей работы. Однако, в конце концов, Ferrari все же пытается идти этим путём, как показали судьбы Доменикали, Альдо Косты (который сыграл одну из ключевых ролей в успехе Mercedes) и Луки Марморини.
Кто-нибудь, дайте им уже телефон Росса Брауна!