Кого выбрать - Магнуссена или Баттона?
Если Фернандо Алонсо подпишет-таки контракт с McLaren на сезон-2015, то команде предстоит расстаться с кем-то из своих нынешних пилотов. Эд Стро предлагает своё решение этого сложного вопроса
Все говорит о том, что в будущем сезоне Фернандо Алонсо, уже расставшийся с Ferrari, нацелен перейти в McLaren-Honda. Если так, его новой команде неизбежно придётся сделать весьма непростой выбор, результат которого станет очень суровым для того, кто окажется проигравшим.
Но жизнь не всегда справедлива. И McLaren предстоит принять сложное решение: ей необходимо будет выбрать между Кевином Магнуссеном и Дженсоном Баттоном.
Оба хорошо проводят нынешний сезон. Магнуссен произвел впечатление своим дебютом в Формуле 1, в то время как Баттон стабильно добивается необходимых результатов, в особенности в гонках.
Как же можно в такой ситуации сделать правильный выбор между опытным чемпионом мира, который по итогам каждого Гран При приносит в копилку команды важные очки, и дебютантом, явно имеющим большие перспективы в Ф1?
форма НА ОДНОМ БЫСТРОМ КРУГЕ
В квалификациях этого сезона лидером McLaren является Магнуссен. По итогам 16 субботних попыток он девять раз становился быстрейшим пилотом команды.
Примечательно, что в пяти Гран При после августовских каникул датчанин четырежды выиграл у Баттона внутрикомандное сражение. Единственное исключение – это этап в Сочи. Однако и там Кевин, казалось, вновь готов опередить напарника.
Во втором сегменте он проехал быстрый круг немного лучше, но в финале сессии оказался позади из-за перебоев в работе датчика топлива.
В команде чувствуют, что по максимальной скорости Магнуссен смотрится предпочтительнее.
Статистика– и, что более важно, последние события – наглядно это подтверждают. Пока неясно, обладает ли Кевин на одном быстром круге невероятной скоростью Льюиса Хэмилтона, но даже если он и проигрывает самым лучшим мастерам квалификации, то совсем немного.
Нельзя сказать, что Баттон недостаточно хорош в таком режиме. Его скорость в сравнении с Хэмилтоном за три года совместных выступлений в McLaren оказалась выше, чем многие ожидали. Несмотря на то, что в 75%-х случаев Льюис оказывался в квалификациях быстрее, Дженсон уступал ему совсем немного.
Конечно, скорость на одном быстром круге – не самая сильная сторона британца. Правда, в те дни, когда машина полностью отвечает его требованиям, Дженсон невероятно быстр – но подобное бывает не так часто.
форма НА ДЛИННОЙ ДИСТАНЦИИ
Как любит подчеркивать сам Баттон, очки начисляют по воскресеньям – и в гонках этого сезона британец выступает на высшем уровне.
Даже на тех этапах, когда в субботу ему не удавалось выжать из машины максимум – так было, например, в квалификациях Гран При Сингапура или Японии, где он допустил блокировку на решающих быстрых кругах – Дженсон почти всегда отлично прорывался сквозь пелотон и показывал высокий итоговый результат.
Особенно наглядно это демонстрирует очковый счет в сравнении с Магнуссеном: британец ведет 94-49. В действительности, из 14 случаев, когда оба пилота добирались до финиша, Баттон был классифицирован впереди 12 раз (в Спа датчанин опередил напарника на трассе, но оказался позади из-за 20-секундного штрафа за слишком активные действия в борьбе с Алонсо). Только в Австралии и Австрии Кевин оказался в итоговом протоколе выше Дженсона.
На влажной трассе сложно делать однозначные выводы. Всем прекрасно известно о способностях Баттона принимать правильные решения в переменчивую погоду, но его выступление на Сузуке показывает, что британец силён не только в этом.
Дженсон лучше остальных чувствует уровень сцепления с трассой, благодаря чему может атаковать в тех условиях, в которых многие пилоты оказываются застигнутыми врасплох. Редко кто из гонщиков после перехода на промежуточные шины может демонстрировать на круге выезда из боксов столь же высокую скорость – как это доказывает пример Пастора Мальдонадо, который, совершив пит-стоп [на Сузуке] в то же самое время, затем несколько раз выехал за пределы трассы.
Эти способности также позволяют Баттону поддерживать высокой температуру шин в переменчивых условиях, в особенности это касается пилотирования на сликах на влажном асфальте, как это было на Гран При Бразилии-2012. Стоит также отметить, что в той гонке в его распоряжении в последних раз была машина, потенциально позволяющая бороться за победы – и он смог воспользоваться этим, финишировав первым.
Магнуссен тоже быстр на сыром асфальте. Но, как показала японская гонка, по ходу которой он откатился назад из-за необходимости совершить дополнительный пит-стоп для замены рулевого колеса, датчанин хуже Баттона разбирается во всех нюансах использования шин или пилотирования в условиях непостоянного уровня сцепления с трассой. Это придёт к нему со временем.
Также Кевину нужно прибавить в понимании работы сликов. В этом году Магнуссен уже добился неплохого прогресса, особенно после июньского Гран При Австрии, но всё же вперёд он двигался не так быстро, как некоторые предполагали.
Но здесь важно принять в расчет тот факт, что Баттон обладает гораздо большим опытом (в Ф1 британец проводит свой 15-й сезон, в то время как Магнуссен пока вышел на старт всего 16-ти гонок).
Кевин – дебютант Больших Призов, поэтому в его случае можно смотреть на самые яркие моменты сезона, до поры не заостряя внимание на неудачах. Да, чемпион ФR3.5 провел несколько не самых выразительных гонок: он стал виновником столкновений с Кими Райкконеном в Малайзии и Бахрейне, участником инцидента с Алонсо в Бельгии, а также был оштрафован за свои действия в борьбе с Валттери Боттасом в Италии, хотя и не вполне заслуженно.
Для сравнения, Баттон – один из лучших гонщиков, когда дело доходит до борьбы колесо в колесо. В этом компоненте британец крайне редко допускает ошибки.
Гоночный директор McLaren Эрик Булье упомянул "синдром новичка", который преодолевает Кевин, но даже с учетом этого фактора хорошие выступления Магнуссена заметно перевешивают плохие.
Как показало третье место пилота на финише дебютного Гран При Австралии (ставшее вторым после дисквалификации Даниэля Риккардо), он также способен действовать безошибочно, показывая высокие результаты.
Но в 2015-м, даже несмотря на ожидаемый прогресс Магнуссена, Баттон всё равно должен быть результативнее, хотя уже и не с таким явным преимуществом, как в этом сезоне. Кроме того, Дженсон знает, как выигрывать гонки, а у его нынешнего партнёра возможности побороться за первое место в Ф1 пока не было.
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Баттон – восприимчивый к внешним факторам пилот. Можно утверждать, что даже слишком, поскольку только на хорошо сбалансированной машине работает его плавный стиль пилотирования. Но когда это происходит, британец становится за рулем автомобиля подлинным виртуозом.
Но иногда из-за этого ему приходится терять время на поиск настроек, позволяющие сделать стабильной как переднюю, так и заднюю часть автомобиля. Несмотря на все его технические знания и хорошую обратную связь, британцу нелегко добиться максимума от нестабильной машины – поэтому он всегда стремится привести её к идеальным настройкам, которых бывает сложно добиться.
Магнуссен куда менее опытен, но способен показывать свой максимум в более широком диапазоне настроек автомобиля. Единственное, чего ему не хватает – это богатых знаний Баттона, которые тот получил за 15 лет выступлений в Ф1.
В этом году датчанин многое узнал, но этого недостаточно, чтобы перебить главный козырь Дженсона – обратную связь о работе двигателя.
В плане работы с мотором Honda на 12 месяцев отстает от Mercedes, Ferrari и Renault. Японские силовые агрегаты в 2015-м будут стоять только на двух автомобилях, хотя двигатели других производителей в нынешнем сезоне используют как минимум по три команды.
К современным силовым установкам предъявляются большие требования по перераспределению энергии, развиваемой мощности и приёмистости. И если пилот не сможет оценить эффективность этих составляющих, то будет крайне сложно наладить работу всех процессов.
Баттон помог бы Honda добиться прогресса в работе с техникой и гарантировал бы, что с инженерной точки зрения двигателя работает без потерь.
Да, в этом плане Алонсо тоже был бы очень полезен, но если вам придется бороться против соперников, имеющих численное превосходство в три, а то и четыре раза – и целый год лишнего опыта, – то чем больше у вас будет таких пилотов в команде, тем лучше.
ВЕРДИКТ
Было бы рискованно отказываться от услуг Баттона в сезоне-2015, который станет первым после воссоединения McLaren и Honda.
И не только потому, что он более подкован с технической точки зрения, что окажется особенно полезно на фоне тех сложностей, с которыми рискует столкнуться альянс британской команды и японских мотористов: важно еще помнить то, что Дженсон отлично знает Honda.
Он отлично познакомился с методами работы компании в 2003-2008 годах, когда выступал за BAR/Honda. Благодаря этому Баттон может проложить между McLaren и Honda настоящий культурный мост.
Не стоит недооценивать, насколько важно это будет в начале нового сотрудничества.
Учитывая эти обстоятельства, команда должна действовать прагматично, а следовательно – правильным, пусть и более дорогим выбором является именно Дженсон. Если, конечно, в McLaren хотят продолжить сотрудничество с британцем и смогут ему предложить контракт, который устроит обе стороны. Если же этого не произойдет, у команды есть отличный запасной вариант в лице Магнуссена.
Датчанин оказался в до обидного несправедливой ситуации. Это особенно удивительно для нынешней Ф1, но его единственный недостаток – возраст. Кевин на десять с лишним лет младше Баттона, а значит – именно столько уступает ему в опыте.
Как отметил сам Дженсон, его напарник гораздо лучше подготовлен, чем он сам во время дебютного сезона Ф1 в составе Williams-BMW в 2000 году. Определенно, Кевин является отличным выбором на долгосрочную перспективу.
Если бы McLaren не возобновляла сотрудничество с Honda и осталась с Mercedes, то всё было бы иначе – и тогда решение, скорее всего, оказалось бы в пользу Магнуссена как менее дорогостоящего пилота с большим будущем.
Что еще более важно – с точки зрения природной скорости Магнуссен имеет преимущество над Баттоном. А гонщиков обычно сравнивают по самому главному, что от них требуется – времени круга.
В большинстве случаев можно привести множество аргументов в пользу выбора молодого многообещающего таланта, а не ветерана.
Но McLaren нужно смириться с нынешними обстоятельствами – контракт с Honda многое меняет.
В идеале команде следует продолжить сотрудничество с Магнуссеном, либо отправив его в стан кого-либо из соперников (на что потребуются дополнительные расходы), либо предложив ему контракт тест-пилота с возможностью вернуться к роли основного гонщика в 2016-м, при этом, возможно, даже заменив Баттона.
Потенциально Кевин может стать очень сильным гонщиком – и сейчас он находится на пути к этой цели. Его не следует оставлять за бортом, поскольку датчанин заслуживает места в Формуле 1.
Но и Баттон может многое предложить коллективу из Уокинга, учитывая те особенные обстоятельства, с которыми McLaren-Honda столкнётся в следующем сезоне.
34-летний чемпион мира еще на многое способен.