Способны ли лошади вылечить Формулу 1?

Эд Стро
10 февраля 2015 в 15:54

Увеличение мощности моторов машин Ф1 - отличная, по мнению Эда Стро, идея, но не стоит рассматривать ее в качестве очередной панацеи от всех болезней Больших Призов

Так уж заведено, что в Формуле 1 постоянно заняты поиском универсального средства от всех болезней Гран При - будь то реальных или мнимых, и в последнее время в качестве такой пилюли нам все чаще предлагают вариант увеличения мощности двигателей машин до тысячи лошадиных сил.

Я не говорю, что это плохая идея, отнюдь, просто очень наивно полагать, что пара сотен лишних лошадей под капотом мгновенно изменит поведение автомобилей.

Посмотрите на 1000-сильный прототип Toyota категории LMP1 в гонках на выносливость, а затем сравните его со спорткаром Audi. Последний обладает куда меньшей мощностью на выходе из-за применения другого класса гибридной установки, но это не делает его легкой добычей для японской марки.

Почему-то люди в этом отношении мыслят весьма поверхностно. Считается, что машинами с мощностью мотора за тысячу л.с. (словно это какой-то магический барьер) под силу управлять лишь "крутым парням", а с семьюстами лошадями сможет справиться каждый.

Намного ли сложнее управлять прототипом Toyota в сравнении с Audi? © XPB
Намного ли сложнее управлять прототипом Toyota в сравнении с Audi?Фото: XPB

Это очень упрощенная и ограниченная позиция. Конечно, есть какая-то взаимосвязь между мощностью двигателя и сложностью управления автомобилем - и контролировать педаль газа машины, под капотом которой резвятся десять сотен лошадей, гораздо труднее по сравнению со 150-сильным агрегатом. Но все не так просто.

Намного важнее сделать акцент на том, чтобы действительно затруднить пилотам управление автомобилем. Но и здесь очень тонкая грань, ведь у каждого гонщика могут быть свои представления о трудности пилотирования.

Действительно, что подразумевается под этим термином? Говорим ли мы о трудностях управления машиной с точки зрения физики? В этом случае гонщикам нужно будет накачивать шею, чтобы в обхвате она была как бедро, а руки - как стволы деревьев, чтобы удерживать руль в поворотах. Или мы говорим о сверхчувствительных инстинктах пилотов, позволяющих им удерживать машину буквально на лезвии бритвы? Или, может, мы хотим, чтобы гонщики проходили каждый поворот в управляемом заносе?

Я подозреваю, что люди просто хотят, чтобы визуально машинами было управлять сложнее - и им неважно, будет ли это так на самом деле. Но дело в том, что машина, которая со стороны кажется трудно управляемой, зачастую может оказаться очень послушной и прощать ошибки пилотирования, а также позволять гонщикам легко компенсировать свои погрешности.

Поистине классные гонщики отличаются тем, что умеют думать наперед - а машина в их умелых руках едет, словно по рельсам. Интересно, что это стремление вернуть "настоящие" гонки, часто исходящее от людей, жалующихся на некую искусственность (ужасное слово!) современной Ф1, по сути, сводится к требованию наделить машины особенными - непохожими на другие - техническими характеристиками.

Но тут есть одна проблема. Все без исключения команды нацелены на конечный результат, и им неважно, что для этого придется сделать.

Предложения по поводу снятия ограничений на расход топлива и лимит горючего на гонку выглядят вполне логично, но лишь с одной стороны. Здесь есть масса факторов, к тому же, возвращение Ф1 к широким шинам, которые должны облегчить процесс передачи крутящего момента дорожному полотну, может привести и к обратным результатам.

Йоханссон борется с машиной Toleman-Hart в Эшториле © LAT
Йоханссон борется с машиной Toleman-Hart в ЭшторилеФото: LAT

Конечно, вы можете сказать, что широкие шины позволят компенсировать недостаток прижимной силы, к чему все так стремятся. При этом болельщики не против, чтобы скорости машин постоянно росли. Но сколько ни пытайтесь, у вас не получится путем увеличения ширины шин на несколько дюймов компенсировать дефицит прижимной силы.

В результате возникает когнитивный диссонанс - и даже если желаемый результат будет достигнут, количество недовольных от этого не уменьшится.

Давайте вспомним прошлую эпоху турбомоторов в Больших Призах - ведь все говорят о ней с таким умилением…

Стефан Йоханссон, управлявший в те годы турбированными машинами команд Ferrari, McLaren, Toleman и Spirit, сказал в интервью следующее: «Тогда не было понятия скорости машины в середине поворота. Вам нужно было как можно позже обогнуть поребрик, чтобы оставить побольше места на выходе из поворота - ведь как только ты вставал на газ, машина буквально срывалась с места».

Если Формула 1 вернется к четырехзначным числам, кривая мощности и технические характеристики двигателя все равно будут значительно отличаться от показателей 30-летней давности.

Представьте, как бы отреагировали болельщики на подобную фразу гонщика сегодня? Многим бы это не понравилось - они бы начали упрекать пилотов в том, что те только и могут что повернуть нос машины в медленных поворотах и просто нажать на газ.

Лауда был пилотом Ф1 в прошлую турбоэру © LAT
Лауда был пилотом Ф1 в прошлую турбоэруФото: LAT

И снова это было бы преувеличением и упрощением - только подумайте, как легко все превратить в негатив!

Формулу 1, как и автоспорт в целом, можно сравнить с натянутым канатом, на одном конце которого истинные гонки, а на другом - шоу и развлечение.

В этом свете регламент мне представляется в виде постоянно изменяющейся субстанции, при этом сам факт изменений более важен, чем их смысл и последствия. С момента появления подобных гонок около века назад неоднократно менялась дистанция заездов, типы двигателей, конструкция кузова… Не существует "правильного", идеального регламента.

За последние годы акцент в Ф1 сместился в сторону шоу. И это необязательно плохо, просто зачастую делаются неправильные попытки двигаться в этом направлении.

Тем, кто жаловался на недостаточное количество обгонов в гонках, подарили систему DRS. Кому-то она пришлась не по душе, но вы не представляете, сколько было жалоб на то, что обгонов стало очень мало. Однако в попытках просто увеличить их количество зачастую забывают о качестве самих обгонов.

Но важнее всего то, как именно вы подаете и продаете спорт. Не далее как на прошлой неделе трехкратный чемпион мира Ники Лауда и руководитель команды Ferrari Маурицио Арривабене жаловались на современные машины Ф1.

И тогда как стенания итальянца можно было бы объяснить неудачами Скудерии последних нескольких лет и логичным желанием что-то изменить, то у Mercedes в этом плане полный порядок. И все же кое-что из его слов можно отдельно упомянуть.

DRS увеличила количество обгонов в Ф1, но зрители все равно остались недовольны © LAT
DRS увеличила количество обгонов в Ф1, но зрители все равно остались недовольныФото: LAT

Во-первых, он выразил желание перейти на моторы мощностью 1200 л.с., и чтобы при этом кривая мощности была довольно крутой - с очень выдающимся пиковым значением.

Но команде Mercedes не на руку производить силовые установки с такими экстремальными характеристиками. Агрессивность показаний на кривой мощности никак не сочетается с отлично управляемой и послушной машиной.

Кроме того, чтобы этого добиться, руководству спорта придется регламентировать крутизну кривой мощности моторов. И если вы думаете, что сейчас правила Ф1 сложные, то в этом случае они станут просто ночным кошмаром.

Также Лауда обратил внимание на то, как легко управлять современными машинами Ф1.

«Сегодня машина Ф1 управляется так же легко, как обычный дорожный автомобиль, - продолжил австриец. - Ей смогу управлять я, сможете и вы».

Если Ники и правда верит в то, что говорит, пусть он объяснит Совету директоров Mercedes, зачем они тратят баснословные суммы на контракты с Льюисом и Нико.

Конечно, он просто преувеличил для эффектности, и все же подобные комментарии не оставляют места для прогресса в спорте.

Современными машинами Ф1 управлять непросто. Если бы это было так, разница между временами на круге всех без исключения пилотов была бы минимальной. Но сейчас их больше "носит" по трассе - к тому же, с новыми турбированными двигателями гонщикам стало справляться куда сложнее, чем с предыдущими "восьмерками" - раньше пилоты говорили, что на выходе из поворота достаточно встать на газ, и машина резво устремлялась вперед без всяких пробуксовок.

Можно ли еще усложнить пилотирование? Вероятно, да. Но в этом случае руководству спорта придется заранее подготовить долгосрочную стратегию, которая позволит изменять технику по первому требованию публики.

Но все попытки будут тщетными. Чтобы улучшить что-то, необходимо сначала понять, как оно работает.

Управлять современными машинами Ф1 все же непросто © XPB
Управлять современными машинами Ф1 все же непростоФото: XPB

В настоящий момент Формула 1 просто не понимает, в чем состоит ее главная привлекательность для зрителей. В этом и есть ее главная проблема.

Вот вам идея: возможно, командам самим стоит надавить на тех, кто ответственен за производство телевизионного продукта.

За последние годы качество показа спортивных соревнований значительно выросло, а Формула 1 двигается крошечными шажками вроде ввода термических камер, направленных на шины.

Это здорово, конечно, но пока телевизионная картинка не начнет передавать хотя бы часть того, что видишь, находясь в непосредственной близости от трассы - а я был на всех гонках и тестах минувшего сезона и знаю, о чем говорю, - проблема решена не будет.

Если снимать гонки Ф1 минимальным количеством камер, у зрителей продолжит создаваться ощущение того, что управлять этими машинами проще простого.

Но это не так, поверьте. Наблюдать за пилотажем лучших гонщиков - это невероятное наслаждение. Возможно, пришло время попытаться отразить это на телевизионной картинке…

И решить эти проблемы можно лишь тщательно разобравшись в них - громкие фразы говорить куда проще!

Сейчас самое время что-то менять!

Toro Rosso
Toro Rosso

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle