Человек на самой горячей должности в Ф1
В минувшем сезоне у Ferrari сменилось больше боссов, чем команда завоевала подиумов. Сейчас же Скудерия сделала большой шаг вперёд, что подтвердила победа Себастьяна Феттеля в Малайзии. Дитер Ренкен побеседовал с человеком у руля Ferrari - Маурицио Арривабене
Руководитель Ferrari Маурицио Арривабене был поклонником Формулы 1 сколько себя помнит – любовь к Большим Призам пришла к итальянцу ещё раньше тех времён, когда он в Монце в зоне свободного размещения наблюдал за обожаемыми им красными машинами.
Конечно же, он с гордостью называет себя тифози – словом, характеризующим группу особо преданных болельщиков, о которых в шутку поговаривают, что все они пали жертвами особо бешеной формы брюшного тифа.
С 1984 года цвета табачной компании Marlboro начали украшать алые машины, однако поначалу большая часть спонсорских денег всё же шла на счета другой команды - McLaren. Всё изменилось в 1997 году, когда 'Господин Marlboro' Джон Хоган полностью изменил политику компании, решив поддерживать исключительно Ferrari и Михаэля Шумахера.
Возможно нет никакого совпадения в том, что заядлый курильщик и гений продаж и маркетинга Арривабене присоединился к материнской компании Marlboro концерну Philip Morris International. Первой его обязанностью было отвечать за программу “табачников” с Ferrari.
Он поднимался по карьерной лестнице, став через десять лет вице-президентом Marlboro по связям и рекламным программам. А ещё через четыре года итальянец уже был вице-президентом по стратегиям каналов сбыта и маркетингу.
Всё это время он тесно работал с членом совета директоров Philip Morris International Серджио Маркионе (а также с Джоном Элканном – членом семьи Аньелли, контролирующей концерн Fiat Chrysler Automobiles, которому принадлежит Ferrari). Когда генеральный директор Fiat Серджио Маркионе задумался о переменах в Маранелло, пытаясь получить максимум выгоды из планируемого выхода компании на биржу, Арривабене был назначен на самую главную должность Скудерии.
58-летний уроженец Брешии не новичок в политических играх Больших Призов – он принимал участие в заседаниях Комиссии Формулы 1 в качестве представителя спонсора ещё с 2010 года. Также любой, кто за последние три-четыре года бывал на ежегодном фестивале Marlboro Wrooom, имел возможность убедиться в близких отношениях между Арривабене и постоянным гостем таких мероприятий Берни Экклстоуном.
Тем не менее многие были шокированы, узнав во время финального этапа в Абу-Даби, что Арривабене был назначен на одну из самых непростых должностей в Формуле 1. Напряжения этого поста не выдержали Стефано Доменикали и Марко Маттиачи, деятельность которых также привела к тому, что Скудерия больше не является главным игроком на политической арене Формулы 1, уступив этот статус Red Bull.
Мы встретились в рамках эксклюзивного интервью в Малайзии в четверг. Уже тогда было видно, что Маурицио является предметом живого интереса со стороны журналистов. Речь зашла не только о возросшей мощности двигателей Ferrari, поскольку в предыдущем сезоне клиенты Скудерии, как и сама команда, оказались в этом плане самыми слабыми среди всех участников чемпионата, но и о том, как красные машины работают с резиной.
Предыдущее занятие Арривабене - продажа сигарет - имеет мало общего с грубым и жёстким подходом к бизнесу, что требуется для успешного управления командой Формулы 1. Особенно если речь идёт о Скудерии, подзабывшей вкус побед как на трассах, так и на встречах Стратегической Группы.
Таким образом, Маурицио подчёркивает, что занимался деятельностью, ориентированной на менеджмент, а не просто ездил на все праздничные мероприятия Ferrari, время от времени заседая в Комиссии Формулы 1.
«Прежде всего, я хочу кое-что рассказать о своём опыте. Большинство людей знают меня, как грамотного маркетолога, но 10% своего времени я уделял работе непосредственно в Формуле 1. Остальное же время я был занят другими вещами», - объяснил Арривабене.
Маурицио слишком дипломатичен - чего, в принципе, и можно было ожидать от профессионала, вышколенного на мировой арене бизнеса. Но тем самым он создал себе платформу.
«Работая в большой корпорации, я очень многому научился, - продолжил Арривабене. - Это словно очень хороший университет. И мои обязанности были тесно связаны с Ferrari.
Кроме общего Договора Согласия подписаны также и индивидуальные соглашения - можно себе представить, что было бы с Формулой 1 без Ferrari.
По моему мнению, спорт утратил бы 60-70% своей привлекательности и ценности, поскольку, к примеру, в Мельбурне, как и во время любого неитальянского Гран При, на трибунах 60-70% флагов – это знамена тифози Ferrari.
Вот почему невозможно сравнивать важность Скудерии и любой другой команды для Формулы 1».
Арривабене не делает секрета из того факта, что Маркионе, которому он напрямую подчиняется, стремится вернуть Ferrari её политическое превосходство на фоне спортивных, технических и политических неурядиц в Red Bull Racing.
«Учитывая ситуацию в Ferrari, успех кампании по возвращению статуса главного игрока Формулы 1 возможен только благодаря полной отдаче господина Маркионе. Он, как президент Ferrari и настоящий профессионал, принимал участие заседаниях Стратегической Группы и Комиссии Формулы 1, что красноречиво демонстрирует его заинтересованность и посвященность идее.
Это здорово и такой подход помог Ferrari вновь обрести центральную роль в Формуле 1».
Как и все предшественники (включая самого Энцо Феррари), Арривабене свято верит в то, что Ferrari и есть Формула 1.
Взглянув на серебряную отделку некоторых элементов декора номера, рядом с которым в патио мы вели беседу, он заметил: «У нас серьёзные соперники, как, например, Mercedes, и они лидируют в чемпионате.
В прошлом году Mercedes победили, и я очень уважаю наших соперников, но звание чемпиона мира потеряло бы свою ценность без факта победы над Ferrari...»
Думали ли когда-либо в Ferrari о том, чтобы покинуть Формулу 1? В конце концов, старик Энцо постоянно угрожал уходом команды, когда дела шли не по сценарию Скудерии.
В Мельбурне доктор Хельмут Марко делал похожие заявления.
«Нет, я не представляю Формулу 1 без Ferrari, - ответил Арривабене. – Как я уже заявлял, интересно было бы посмотреть, сколько команд захотят соревноваться в чемпионате, если при этом в числе соперников не будет Скудерии.
Ferrari – это Формула 1. Многие уже забыли это, но теперь им следовало бы освежить свою память…»
Многие считают, что к победам в Формуле 1 команды способны приводить лишь бывшие пилоты Больших Призов или гоночные инженеры и механики, но в резюме Маурицио нет ни одного из перечисленных мест работы. В чем же состоит его стиль управления командой?
«Это хороший вопрос, - улыбнулся итальянец, - поскольку он дает возможность немного поговорить о той должности, которую в Формуле 1 именуют руководителем команды - хотя я бы ее назвал, скорее, генеральным или управляющим директором.
Чтобы выполнять эти функции, не нужно быть инженером. За 25 лет я знавал многих боссов команд Ф1, которые, не будучи инженерами, приводили свои коллективы к победам в гонках и чемпионатах.
Полагаю, главное - это задать правильный вектор развития команды. Это касается философии и подхода к работе - эти функции сродни менеджеру проекта. Нужно привнести свой опыт и мотивировать людей на работу.
К примеру, я не могу соперничать в глубине технических знаний с [техническим директором Ferrari] Джеймсом Эллисоном, но мне это и не нужно.
Если в команде есть потенциальные проблемы, или что-то может пойти не так, приходит очередь босса. Этим нужно заниматься как на базе, так и во время гонок на трассах - и к техническим нюансам это не имеет никакого отношения.
В других производственных компаниях генеральный директор ведь тоже не занимается научно-исследовательской деятельностью. Ему необходимо быть хорошим управленцем».
А как Арривабене оценивает нынешнее состояние Формулы 1 с точки зрения специалиста по маркетингу? Похоже, за последние 65 лет спорт действительно достиг своей низшей точки в плане заинтересованности болельщиков…
«Думаю, сейчас дела у спорта обстоят не лучшим образом, но в будущем все может измениться, - продолжил Маурицио. - Надо отметить, что работа в настоящее время идет, и работа серьезная. Первое, что необходимо предпринять - сделать Формулу 1 в будущем более доступной».
Все это так, но с учетом печальной картины на Гран При Австралии нельзя не сказать, что для целого ряда команд слово "будущее" едва ли применимо…
«Мне и другим руководителям команд очень часто задают этот вопрос, - сказал итальянец. - Но мне кажется, что адресаты должны быть другие. Есть организаторы гонок, руководство автодромов, FIA, Берни, наконец!
Они представляют мнение большинства. Часто боссов команд обвиняют в решениях, к принятию которых они не имеют отношения.
Но работа действительно продолжается, и все стараются действовать сообща. В противном случае весь чемпионат и окружение может измениться - это будет уже не Формула 1».
Что Арривабене считает своим главным вызовом после четырех месяцев пребывания в Маранелло?
«Главный вызов? - переспросил Маурицио. - Полагаю, он состоит в том, чтобы заставить двигаться всех в одном направлении и убедиться, что они преисполнены рвения, храбрости и упорства.
К тому же, очень важно, чтобы все понимали ценность работы в коллективе. Я не поклонник "театра одного актера" - так дела не делаются. В процессе работы мне в том числе приходится много общаться с членами команды и прессой, но это часть общей работы - в это вовлечен весь коллектив. Это очень важно».
О, наконец прозвучало слово храбрость. По сообщениям источника, который долгое время работает с Ferrari, большинство ошибок Скудерии при прошлом режиме было связано с тем, что в команде очень жестко наказывали за все ошибки и просчеты - в ход моментально шли понижения в должности и увольнения. Таким образом, ни о каких рисках в команде и речи быть не могло. Но Арривабене положительно относится к разумному и обдуманному риску, что и доказал в Малайзии.
Также надо отметить, что Маурицио пользуется полной поддержкой Серджио Маркионе. Исполнительный директор Fiat поддерживает рискованный подход к делу и целиком на стороне нового босса команды.
«Мне несказанно повезло, - продолжил Маурицио. - У меня такой начальник и учитель, о котором любой на моем месте мог бы только мечтать!
Это не означает, что Серджио позволяет мне делать все что угодно. Но он очень решительно настроен и принимает очень сложные и ответственные решения, к тому же, он обладает невероятной способностью мыслить стратегически.
Перед тем как поговорить с ним, я бы всем советовал досконально изучить предмет беседы. Работать под его руководством - это настоящая роскошь! Также меня поразило то, что он не замкнут на бизнесе, он очень разносторонний человек.
При этом он является настоящим поклонником Ferrari. Меня это также немало удивило - когда мы говорили о команде, я почувствовал его невероятную страсть и переживание за команду! Это заметно и по его делам».
Вероятно, первым делом Маркионе после назначения Арривабене на должность руководителя команды была постановка задач. Каковы же они?
«Победить», - коротко ответил Маурицио.
«А сроки?..» - уточнил я.
«Чем быстрее, тем лучше», - мгновенно парировал он.
На момент нашей беседы последняя победа команды Ferrari приходилась на Гран При Испании 2013 года - тогда успех праздновал ныне пилот McLaren Фернандо Алонсо.
Маурицио был настроен довольно оптимистично, но при этом нельзя было сказать, что он ожидает победы уже в ближайшие дни.
«Думаю, в этом году мы выиграем. Я знаю, как это сделать, но не знаю когда это случится, - сказал он. - Полагаю, пару гонок в сезоне мы выиграть сможем.
Следующий сезон будет уже совсем другим - мы будем ставить себе более амбициозные цели. Чемпионство? А почему нет?»
На этом история могла бы закончиться, если бы не триумфальный успех Себастьяна Феттеля в Малайзии, которому он отчасти обязан рискованной тактике двух пит-стопов против трех остановок в боксах у главных конкурентов из Mercedes.
После гонки мы продолжили диалог - и я спросил Маурицио, можно ли считать, что Скудерия окончательно вернулась в игру…
«Нужно быть реалистами, - ответил он. - Я говорил в начале сезона о двух победах. Один раз мы уже выиграли. Но когда победы приходят слишком рано, это может сослужить команде плохую службу. Не стоит витать в облаках. Думаю, преимущество остается у Mercedes, они отлично подготовились к сезону. Ну а мы будем следовать намеченному плану.
Многие из ваших коллег спрашивали меня, почему я не проявлял эмоций во время гонки в Малайзии. Знаете, я просто был занят мыслями об утреннем брифинге, на котором мы обсуждали стратегию, и следил за мониторами.
Поэтому я был максимально сосредоточен, но позже я все же дал волю эмоциям. Я был очень рад за наших пилотов! Себ так кричал по радио! Также я был очень счастлив за всех парней в Маранелло - в последние месяцы они работали с сумасшедшей отдачей. Это и их победа!
Именно поэтому я отправил тогда на подиум [руководителя гоночной бригады] Диего Иоверно - в своем лице он представлял всех наших парней. Никто не парил в мечтах, все работали не щадя себя. Я очень горд за наших ребят, они продемонстрировали настоящую страсть и волю к победе. К победе Ferrari!»
Несмотря на массу обязанностей в команде, Маурицио Арривабене остается все тем же тифози - настоящим поклонником Скудерии.