Успех Кими Райкконена подтвердил серьезность намерений Ferrari
В Малайзии новобранец Ferrari Себастьян Феттель в полный голос заявил о намерениях Скудерии вступить в чемпионскую гонку этого сезона. В Бахрейне головной боли Mercedes добавил Кими Райкконен. Слово Бену Андерсону...
С момента воссоединения Кими Райкконена с коллективом из Маранелло его результаты неуклонно шли вниз.
Минувший сезон стал для финна одним из наиболее неудачных за всю его карьеру, стартовавшую в далеком 2001 году. Шасси F14-T совершенно не подходило его стилю пилотирования, в результате он практически ничего не мог противопоставить своему напарнику по команде Фернандо Алонсо.
Но в этом году все изменилось. В команде провели массовые структурные перестановки в межсезонье, а новое шасси с индексом SF15-T разительно отличается от своего предшественника. Как результат - Кими на старте сезона выглядел намного более расслабленным и довольным.
Однако до Гран При Бахрейна ему никак не удавалось воплотить прогресс команды в результаты на трассе. Нет сомнений в том, что сейчас финн пилотирует максимально эффективно с момента возвращения в Маранелло, при этом когда дело доходило до гонок, что-то постоянно шло не так. Надо отметить, что на данный момент Райкконен уступает своему более титулованному напарнику Себастьяну Феттелю по результатам в квалификациях со счетом 0:4. К тому же, первые гонки сезона прошли для него уже довольно привычным образом - контакт на первом круге и попытки вернуть упущенное в дальнейшем.
Но уже в Китае неделю назад Кими продемонстрировал первые проблески силы.
С пятого места на старте он довольно быстро вышел на четвертое и в конце заезда уверенно накатывал на Феттеля в борьбе за подиум. И кто знает, чем бы все завершилось, если бы на трассе не появилась машина безопасности.
При этом после возвращения в Формулу 1 из Мирового ралли Кими раз за разом демонстрировал свое умение бережно обращаться с резиной. И в Шанхае он лишний раз это доказал, проехав гораздо более длинный второй отрезок по сравнению с соперниками в попытке навязать борьбу под самым клетчатым флагом. И ему это почти удалось.
В Бахрейне машина безопасности на протяжении всей гонки оставалась в боксах, что означало более спокойное течение заезда по сравнению с триллером 12-месячной давности - к тому же, на этот раз в борьбе за подиум ему не мешали неуступчивые (что в полной мере ощутил на себе Себастьян) пилоты команды Williams.
В гонке Кими стартовал с четвертой позиции, но уже через пару поворотов вышел на третье место, опередив Нико Росберга, который, в свою очередь, пытался в первом вираже навязать борьбу Феттелю за вторую строчку.
При этом в пятницу пилоты Скудерии показали очень внушительный темп на длинных отрезках, чем в очередной раз всерьез обеспокоили записных фаворитов сезона. А по тому, как на первых кругах дистанции гонщики алых машин преследовали Льюиса Хэмилтона, можно было сделать вывод, что их опасения не были напрасными.
Но все же пока у Mercedes самая быстрая машина в пелотоне, к тому же, в коллективе внесли определенные настройки после тренировок, чтобы повысить скорость W06 на длинных отрезках. Так что все сомнения относительно победителя заезда вскоре испарились.
Обладатель поула явно заявил о своих претензиях на победу, и ни один из пилотов Ferrari не смог ему возразить.
После того как Нико Росберг в похожей манере с использованием системы DRS обошел в первом повороте трассы сначала Райкконена, а затем и Феттеля, показалось, что и сегодня Скудерия не сможет навязать борьбу лидерам. Все говорило о том, что мы увидим еще один дубль Mercedes.
Единственным шансом Скудерии, как и в Малайзии, была более агрессивная тактика пит-стопов. В Pirelli предполагали, что пилотам необходимо проехать на составе Soft порядка 18-20 кругов, чтобы можно было уложиться в два пит-стопа. Однако в Ferrari уже на 13-м круге зазвали в боксы Себастьяна (с учетом субботней квалификации возраст его шин составлял уже 16 кругов).
В Mercedes тут же отреагировали на этот маневр соперников, обслужив сначала Росберга, а затем и Хэмилтона на следующих двух кругах. В результате мы увидели настоящий триллер в первом повороте - все три машины сошлись вместе, что стало возможно благодаря свежим комплектам мягкой резины, установленным Нико и Себастьяну.
Льюис вышел из этой ситуации победителем, а Нико, в очередной раз прибегнув к помощи DRS, вновь опередил в борьбе за позицию соотечественника.
Тем временем на первое место ненадолго вышел Кими Райкконен. Свой пит-стоп финн совершил лишь на 17-м круге. И это был ключевой момент всей гонки, поскольку стратеги Ferrari решили перевести Кими на альтернативную тактику, поставив ему шины Medium.
Это выглядело довольно странно, особенно с учетом данных Pirelli, которые говорили об отставании более жестких покрышек едва ли не на две секунды с круга, тогда как их преимущество в плане износа оценивалось всего в 0,2 секунды.
Да, у Райкконена могло появиться преимущество на мягких шинах в конце заезда с пустыми баками, но сколько времени он потеряет на втором отрезке? Не будет ли упущен шанс? По первой части гонки трудно было сказать, будет ли такой ход оправдан.
Пастор Мальдонадо стартовал в гонке на шинах Medium, но попал в трафик и уже через десять кругов заехал в боксы, чтобы избавиться от этой резины. Остальным пилотам, выбравшим для первого отрезка среднюю резину - Фернандо Алонсо и обоим пилотам Toro Rosso - терять было просто нечего. Их средний темп на старте заезда был вполне сопоставим с увеличенными отрезками на изношенных мягких шинах.
После пит-стопа Райкконен присоединился к пелотону с отставанием от Льюиса в 14 секунд, однако вместо того, чтобы начать терять позиции на составе Medium, смог на протяжении следующих 14 кругов стабилизировать интервал в районе 12-14 секунд. Во второй раз в боксы Хэмилтон свернул на 33-м круге.
Вплоть до этого момента Кими удавалось поддерживать темп лидера и постепенно нагонять идущих вторым и третьим Нико и Себастьяна.
В этот момент стало ясно, что на половине гаража финна не ошиблись с тактикой.
«Перед гонкой у нас было несколько возможных вариантов развития событий, и то, что в итоге произошло, входило в наши планы, учитывая стартовую позицию и другие факторы, - объяснил Райкконен. – Думаю, мы прекрасно справились с работой. На среднем составе резины мне не составило особого труда поддерживать темп Mercedes и даже сокращать разрыв».
Скорость Райкконена на данном этапе удивила даже Mercedes, а руководитель команды Тото Вольф предположил, что и сам Райкконен такого не ожидал.
«Мы видели, что более жёсткие шины позволяют ехать в том же темпе, что и Soft, если не быстрее, - заметил австриец. - И это был очень интересный момент, ведь в квалификации разница в скорости между составами достигала двух секунд.
Мы следили за темпом Кими и обратили внимание, что его результаты прохождения кругов довольно долго оставались стабильными и не снижались. Это была агрессивная тактика, но в Ferrari пошли на риск, и у них всё получилось».
В то время как Райкконен направился в боксы, Феттель вновь вырвался вперёд в борьбе с Росбергом, поскольку совершил свой пит-стоп раньше - на 32-м круге. Однако немец допустил ошибку в последнем повороте (на круге выезда Росберга из боксов) и повредил переднее крыло. В результате этого инцидента Себастьян был вынужден совершить незапланированную остановку и распрощаться с шансами завоевать четвёртый подряд подиум в качестве пилота Ferrari.
Вооружённому свежим комплектом Medium Льюису Хэмилтону, сокращавшему по две секунды с круга от Райкконена, в первом повороте на 40-м круге удалось пройти финна. Кими буквально сразу заехал в боксы за свежим Soft. Пилоту Ferrari нужно было чудо, чтобы эта резина продержалась до финиша ещё 17 кругов.
«Многие думали, что Кими следовало бы переобуться в средний состав, но падение температур изменило рабочее окно резины, - объяснил автоспортивный директор Pirelli Пол Хембри.
Мы увидели некоторые признаки зернения шин, чего не было в тренировках. Скорее всего, причиной такого эффекта стало снижение температуры ниже 30 градусов.
У него был выбор, но он попытался рискнуть и просто более бережно работать с шинами… Скорость Кими на последнем длинном отрезке была очень высока, и мы предполагали высокий уровень износа, но этого не произошло».
Райкконен к концу круга выезда из боксов отставал на 23,641 секунды от лидирующего Хэмилтона и тут же начал сокращать по две секунды. К концу 45-го круга отставание составило уже 15,180, а после 48-го – 11,7.
В этот момент Райкконен сокращал от Хэмилтона уже по секунде, и, учитывая то, что до финиша оставалось всего лишь девять кругов, к концу дистанции от разницы могло уже ничего не остаться...
Но Хэмилтон среагировал и несколько раз проехал круг быстрее 1,39. За семь кругов до финиша преимущество британца над финном составляло 10,6 секунд, так что пилот Mercedes мог позволить себе проигрывать по секунде и при этом финишировать первым.
Итак, у Хэмилтона был сильный козырь против Райкконена – напарник Нико Росберг, но немец потерял контроль над температурой тормозов, что стало следствием экспериментов команды с настройками в отношении улучшения гоночного темпа после не совсем удачных пятничных тренировок.
К концу 54-го круга Райкконен лишь 1,1 секунды проигрывал Росбергу, и на предпоследнем круге электронная система контроля тормозов Mercedes дала сбой, из-за чего немец ошибся в первом повороте, пропустив Райкконена.
То же самое произошло и на машине Хэмилтона на последнем круге, в начале которого британец опережал пилота Ferrari на 6,2 секунды. На финишной черте отрыв составил всего 3,380. Принимая во внимание темп Росберга после поломки, если бы гонка продолжалась ещё два круга, Кими Райкконен скорее всего выиграл бы Гран При Бахрейна.
«Нико ехал в трафике, преследуя на первых кругах Кими Райкконена и Себастьяна Феттеля, а потом активно боролся, интенсивно работая тормозами, из-за чего те сильно нагревались. Мы следили за ситуацией, - объяснил Тото Вольф.
Когда пришлось обгонять круговых, температура дисков поднялась выше критического уровня, и на обеих машинах отказали системы тормозов. На последнем круге на жёстком торможении в конце прямой температуры вновь очень сильно поднялись, а когда такое происходит, система выключается и начинает работать как обычный тормоз - в таком случае обороняться очень сложно».
Мы понимали, что изменения, которые мы внесли, скажутся на температуре тормозов, но решили пойти на риск. Однако ситуация усугубляется, когда гонка проходит в столь жёсткой борьбе при большом количестве обгонов, в чём особенно отличился Нико. Кроме того, обоим гонщикам под конец дистанции пришлось опережать круговых, с чем тоже возникли сложности. Когда вы преследуете соперника или группу машин, возникает эффект турбулентности, из-за чего перегреваются тормоза.
Если бы мы знали, что такой подход будет стоить нам второго места и риска упустить победу, мы бы поступили иначе».
Хэмилтон чуть было не потерял первое место, но вполне заслужил в третий раз в четырёх Гран При взойти на верхнюю ступень пьедестала, чем увеличил свой отрыв от напарника по команде Нико Росберга до 33-х очков. Но выступление Райкконена действительно впечатляет.
Руководитель команды Ferrari Маурицио Арривабене сразу после финиша сказал своему пилоту по радио: «Эй, Айсмен! Я горжусь тобой!». Однако сам Райкконен, впервые завоевавший подиум после Гран При Кореи 2013 года, не был в таком восторге.
«Конечно, лучше финишировать на подиуме, чем за его пределами, - заявил Кими во время пресс-конференции. - Да, мы финишировали вторыми совсем близко от Mercedes, но присутствует чувство некоторого разочарования. Мы не можем быть полностью довольны. Команда стремится к иным результатам».
В Бахрейне Кими почти победил. Mercedes всё ещё обладает самой быстрой машиной в пелотоне, но сзади уже чувствуется серьёзная угроза. Команде из Брэкли необходимо интенсивно развивать W06. На следующий Гран При в Испанию Mercedes планирует привезти серьёзные обновления.
Если же Ferrari удастся опередить соперников в темпе доработки машины, то мы станем свидетелями очень интересного сезона. В таком случае второе пришествие Кими Райкконена в Скудерию может обернуться второй его молодостью.