Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Предпосылки текущей финансовой структуры Формулы 1

Дитер Ренкен
17 июля 2015 в 10:10

Как Формула 1 оказалась в ситуации столь глубокого финансового неравенства участников чемпионата? Дитер Ренкен изучает вопрос и раскрывает самую свежую платёжную статистику FOM

Равенство является основой спорта – это касается равных шансов, прав, возможностей, конкуренции и правил. Уберите равенство из уравнения, и дух спорта и соперничества будет уничтожен. Олимпийский девиз “быстрее, выше, сильнее!” в условиях неравенства попросту не имеет смысла.

Конечно, разница между участниками соревнования будет всегда, но задача правил любого вида спорта – обеспечить равенство и качество, являющиеся двумя важнейшими составляющими любого глобального первенства. Без равенства гонки превратились бы соревнование, где некоторые участники получают фору, а другие вынуждены преодолевать искусственные препятствия.

Во всех сферах жизни стороны какого-либо процесса получают разное вознаграждение, и это касается любого вида спорта: Роджер Федерер зарабатывает больше (или меньше), чем Новак Джокович, выдающийся игрок в футбольной команде получает больше, чем напарники, но в теннисе и футболе финансовая разница не сказывается на спортивной составляющей, а в Формуле 1 дополнительные $50 млн могут обеспечить ощутимое преимущество на круге.

Экклстоун вёл переговоры от лица команд в 1980-90 годах © LAT
Экклстоун вёл переговоры от лица команд в 1980-90 годахФото: LAT

Финансовое равенство в Формуле 1 существовало, когда теперешний “владыка” Больших Призов, возглавлявший альянс команд FOCA с 1982 по 1997 годы, вёл переговоры о коммерческих условиях с владельцами прав на спорт от имени всех участвующих команд.

Затем ему удалось заполучить контроль над FOCA, после чего та превратилась в FOM, функционировавшую сперва в форме семейного траста, а позже Экклстоун стал вести дела организации уже от имени всевозможных инвесторов.

Однако после того, как в 1997 году он сумел убедить FIA продать ему коммерческие права на Формулу 1, он провел переговоры с Ferrari, предложив команде дополнительные 5%, выплачиваемых в равных долях за счёт средств FOM и призовых, предназначаемых остальным участникам чемпионата, часть которых в котле общих доходов спорта равнялась 23%. Таким образом, команды в непрямой форме субсидировали одного из своих конкурентов.

Эта сделка была рассчитана до 2007 года, после чего была ещё продлена на два сезона в отсутствие другой альтернативы. Доля призовых команд увеличилась к тому времени до 50%, а Ferrari к тому же было гарантировано право вето по вопросам изменения спортивного и технического регламента. Поэтому, когда Toyota хотела продолжать выступать с моторами V12, а Скудерия только лишь закончила разработку нового V10, исход был очевиден.

Наиболее тревожным аспектом указанного соглашения было то, что FIA ратифицировала его.

Старт падению в пропасть был дан. Затем FOM продала право на трансляции компании EM-TV, которая позже уступила их Kirch Media, не справившись с финансовыми запросами Экклстоуна. Следом уже медиа-гигант Kirch оказался на коленях, после чего трио банков, владеющих долей в 75% коммерческих прав на Формулу 1, продали большую их часть консорциуму во главе с венчурным фондом CVC Capital Partners.

Один из фондов CVC в итоге заполучил две трети акций и 100% контроля над Формулой 1 в 2006 году - именно тогда спорт переживал пик недовольства структурой распределения призовых и управления, в результате чего некоторые участники чемпионата пригрозили покинуть Формулу 1 и создать своё первенство в июне 2009 года, что во многом и стало следствием отставки президента FIA Макса Мосли. А ведь именно его администрация передала близкому другу британца Берни Экклстоуну во владение коммерческие права на 113 лет.

Надежды на то, что кучка прагматичных финансистов обеспечит Формуле 1 финансовое равенство, были разрушены подписанием Договора Согласия в 2010 году – последнего акта, который до 2012 года регламентировал технические, коммерческие и спортивные аспекты спорта. Ferrari также было гарантировано право на дополнительные выплаты и право вето на этот период.

Большим командам были предложены новые сделки в 2012 году, чтобы гарантировать их приверженность спорту © LAT
Большим командам были предложены новые сделки в 2012 году, чтобы гарантировать их приверженность спортуФото: LAT

У руководителей CVC были свои перспективные планы: они хотели вывести Формулу 1 на Сингапурскую биржу, повторив успешный трюк с производителем багажных принадлежностей компанией Samsonite, которую фонд приобрёл посредством кредита RBS и после удачной реструктуризации вывел на Гонконгскую биржу.

Через два года после первичного размещения акций Samsonite в 2011-м CVC полностью распродала эти активы – фонд больше не заботило то, выживет или обанкротится компания. Точно такой исход может ждать Формулу 1 в будущем. И это уже случилось бы, если бы в дело не вмешалась судьба в виде обвинения Мюнхенским судом Берни Экклстоуна в хищении средств.

Фонд CVC по-прежнему остаётся главным акционером Больших Призов, несмотря на то, что его доля снизилась до 35.5%. В то же время, если верить стратегии компании, совет директоров планирует полностью избавиться от Формулы 1 к 2017 году. С другой же стороны исторически инвестиционный портфель CVC включал в себя 220 компаний, тогда как сейчас лишь 60, таким образом, эта цифра будет стремиться в будущем к своему среднему показателю.

С целью максимизации возврата средств после первичного размещения акций CVC обязательно необходимо заручиться гарантиями участия главных игроков - Red Bull, Ferrari, McLaren, и в меньшей мере Mercedes и Williams – в чемпионате Формулы 1 и после 2017 года.

Таким образом, ещё в марте 2012 года FOM предложила этим командам премиум-условия в виде бонусных выплат вдобавок к обычной схеме призовых на период 2013-2020 годов.

Также “избранным” командам гарантировалось право участия в Стратегической Группе – новосозданном органе, призванном творить правила Формулы 1, передавая затем предложения и нормы в высшую инстанцию – Всемирный совет FIA по автоспорту. В Стратегическую Группу вошли пять указанных выше команд плюс коллектив, занявший наивысшую позицию в Кубке конструктов. Кроме команд Формулы 1, обладающих в сумме шестью голосами, также шесть голосов в Стратегической Группе имеет FIA и сам Берни Экклстоун.

Оригинальная концепция исключала промежуточный этап – рассмотрение изменений правил комиссией Формулы 1, прежде чем они попадали на стол Всемирного совета, однако по требованию FIA в октябре 2012 года эта норма была изменена.

В данном процессе Формула 1 утратила абсолютно все признаки равенства – часть команд могли не только писать правила, как им вздумается, но также с лёгкостью переигрывать своих соперников на трассе, получая гораздо больше средств по сравнению с остальными. Насколько больше? Ответ на данный вопрос дан в приведённых ниже таблицах и графиках.

Результаты нашего исследования финансовой составляющей Формулы 1 шокируют и доказывают несправедливость системы распределения призовых: тогда как раньше Ferrari получала дополнительные 5%, сейчас разница между командами, входящими в Стратегическую группу при равных результатах достигает 100%. Дальше больше – если взять наиболее привилегированные коллективы (Ferrari и Red Bull) и лучшую по итогам прошедшего чемпионата команду, не входящую в этот элитный список (Force India), то мы получаем отклонение в 200% при одинаковых результатах!

Кто-то может поинтересоваться, на чьей же стороне FIA? У ассоциации связаны руки: согласно договору между Еврокомиссией и FOM, подписанному ещё во времена Макса Мосли, FIA должна разделять коммерческую и спортивную составляющие спорта, не вмешиваясь не в своё дело, а средства, полученные от передачи прав на Формулу 1 на период 113 лет (за сумму всего лишь в 3% от балансовой стоимости), были положены на счета благотворительного фонда руководящего органа.

Прежде чем обращаться непосредственно к цифрам, давайте вспомним общую схему: основные выплаты производятся согласно статье 10 Договора согласия 2010-2012 года, которой предусмотрено наличие трёх колонок. Третья колонка – платежи FOM в сумме $10 млн командам, финишировавшим за пределами топ-10 по итогам прошедшего сезона.

Дебют Haas F1 вернёт третьей колонке её значение © LAT
Дебют Haas F1 вернёт третьей колонке её значениеФото: LAT

Эта норма потеряла своё значение вместе с исчезновением Caterham, но приход в спорт Haas F1 в 2016 году может вновь вернуть третьей колонке её былую значимость.

Расчёты в первой и второй колонках были описаны в данном материале, но давайте вспомним детали вновь:

“Деньги Берни” – именно так называют средства, заработанные командами в чемпионате – начисляются по довольно сложной схеме, используя в качестве основы выступления коллективов за последние три сезона (Колонка 1). Во второй колонке значатся призовые по результатам предыдущего чемпионата. Каждая колонка в общей сумме имеет вес в 50%.

В свою очередь “общий котёл” для команд – это 50% доходов спорта (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации), которые по результатам сезона-2014 достигли $1.27 млрд, а значит, на обе первые колонки приходится в сумме $635 млн.

Примечание: Все значения приведены в американских долларах не только потому, что это универсальная валюта Формулы 1, но такой подход также помогает провести сравнения исторических данных, не принимая в внимание колебания курсов.

Таким образом, команды, минимум дважды закончившие три последних чемпионата в десятке, получают равные доли из первой колонки, а средства со второй распределяются следующим образом:

Пока что всё выглядит хорошо и справедливо, поскольку выплаты зависят от успехов выступлений команды за последние три года и позиции в Кубке конструкторов за прошлый сезон. На этом равенство прекращается, поскольку вдобавок к $635 млн за сезон-2014 CVC выплачивает $250 млн пяти избранным командам, причём Ferrari получает львиную долю этой суммы - $98 млн.

Тогда как по первой и второй колонке, согласно своим результатам в прошлом сезоне (четвёртое место в Кубке конструкторов), Ferrari будет выплачено $66 млн, сколько и получили бы Lotus, Force India или Sauber за подобный результат, команда из Маранелло, благодаря двусторонним соглашениям с FOM, положит на свои счета $164 млн!

В то же время Williams, несмотря на свою славную историю в Больших Призах и победу над Ferrari в прошлом сезоне, получит за третье место в Кубке конструкторов $83 млн – лишь половину денег, причитающихся Скудерии. Давайте посмотрим на проблему с другой стороны: если взять общую сумму, выплаченную командам ($883 млн), и разделить её поровну, то коллективу из Гроува при равном распределении полагалось и того больше ($88 млн), чем при текущей схеме!

Существуют и другие аномалии - McLaren получила $98 млн за пятое место, что на $15 млн больше, чем Williams за третью строчку, и на $40 млн больше, чем Force India за шестую. Иными словами, каждое заработанное в сезоне-2014 очко для Ferrari вылилось в $760 тыс призовых, для McLaren - в $540 тыс, для Red Bull Racing – в $385 тыс, для Williams – в $260 тыс и для Force India – в $388 тыс.

Кого-нибудь ещё удивляет позиция Ferrari и McLaren против сокращения расходов, в то время как остальные команды испытывают трудности с оплатой по счетам? Учитывая приведённую статистику, у Force India, Sauber или Lotus (и Marussia) нет никаких причин стыдиться своего бедственного финансового положения.

Полная статистика выплат призовых по итогам сезона-2014:
(Команды получают деньги десятью равными платежами)

Именно такой схемой отяготил Формулу 1 фонд CVC в рамках своих планов по выходу из бизнеса, однако суд над Берни Экклстоуном (а также падение котировок на мировых площадках) воспрепятствовал планам о проведении первичного размещения акций Формулы 1 на Сингапурской бирже. После этого CVC, владевшая долей на спорт в размере 60%, сократила её почти наполовину. Тем не менее компания остаётся главным акционером и несёт на себе всю тяжесть последствий проведённых реформ в финансовом секторе Больших Призов, от прав на которые желала бы избавиться раньше, если бы не возникшие проблемы.

Однако ситуация всё ухудшается: в 2012 года коллективу Mercedes ввиду посредственных результатов была предложена довольно скромная сумма, хотя команда договорилась о её двукратном увеличении в случае достижения успехов в Формуле 1. И теперь, похоже, размеры выплат будут пересмотрены.

Из-за слабого выступления в сезоне-2014 в финансовом плане команда Ferrari никак не пострадала © LAT
Из-за слабого выступления в сезоне-2014 в финансовом плане команда Ferrari никак не пострадалаФото: LAT

На этапе в Испании один из топ-менеджеров Mercedes признал наличие такого бонуса, однако отказался вдаваться в детали. Источники сообщают, что его сумма равна приблизительно $40 млн, и вместе с призовыми из первых двух колонок Mercedes получила $125 млн, что ставит её примерно на один уровень с Ferrari и Red Bull. Плохие новости для CVC состоят в том, что разница будет выплачена из уменьшающихся поступлений, предназначенных для привилегированных инвесторов.

Таким образом, FOM просто не в состоянии помочь нуждающимся командам, поскольку после погашения платежей по кредитам CVC, которые фонд взял для приобретения коммерческих прав, а также после выплат дивидендов, денег остаётся не так и много, несмотря на оборот в $1.6 млрд и доход в сумме $1.2 млрд.

Получается просто сумасшедшая ситуация – в целом всем командам выплачивается практически $1 млрд, а это почти по $100 млн. на каждую, и при этом половина участников чемпионата испытывает трудности с выплатой зарплат своим сотрудникам, в результате чего им приходится приглашать рента-драйверов, большинства из которых не было бы в Формуле 1 в случае действия справедливой системы распределения призовых.

Неудивительно, что интерес болельщиков к Гран При Испании достиг минимального за последнее десятилетие значения, а учредитель и председатель фонда CVC Дональд Маккензи пожелал присутствовать на заседании Стратегической Группы.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle