Нужен ли Формуле 1 свой Усэйн Болт?

Лоуренс Барретто
25 июня 2015 в 11:09

Не так давно глава менеджмента Ф1 Берни Экклстоун заявил, что некоторые пилоты могли бы и получше продвигать Большие Призы в массы. Лоуренс Барретто попытался разобраться, входит ли популяризация спорта в обязанности гонщиков, и почему некоторые из них столь неохотно идут на контакт с болельщиками

Когда Берни Экклстоун сказал, что немецкие гонщики Нико Росберг и Себастьян Феттель «не так хороши для этого бизнеса», намекнув тем самым на их частичную ответственность за исчезновение из календаря Гран При Германии, это породило два любопытных вопроса.

Входит ли в обязанности пилотов продвигать спорт в массы? И если да, то какую модель поведения спортсмена можно считать идеалом для Больших Призов?

Феттель, кстати, за словом в карман не полез, ответив Берни: «Лично я слежу за собой и забочусь исключительно о своих результатах и успехе команды. Это мой единственный и главный приоритет. Именно для этого я здесь».

По сути, он прав. Ему платят деньги за то, чтобы он выигрывал гонки и титулы. Продвижение спорта - это первостепенная задача руководителей Ф1 и промоутеров конкретных этапов.

С другой стороны, логично предположить, что гонщикам выгодно поддерживать интерес болельщиков к спорту, который является их источником дохода, чтобы эти самые доходы не снижались.

Экклстоун выбрал объектами критики Росберга и Феттеля © XPB
Экклстоун выбрал объектами критики Росберга и ФеттеляФото: XPB

Какой же пилот является идеалом для Формулы 1? Берни считает близкой к идеалу модель поведения действующего чемпиона мира Льюиса Хэмилтона.

«Я уверен, что Льюис - это тот чемпион, который Формуле 1 нужен был уже долгие годы, - сказал 84-летний британец. - Он умудряется совмещать в себе все стороны жизни - появляется на шоу, не сторонится мира моды, записывает музыку, да много всего.

Если вам интересно мое мнение, я являюсь большим поклонником Льюиса, его имидж идет на благо спорту».

Когда Хэмилтон не пилотирует машину Ф1, он ни на секунду не исчезает из объективов камер. Его запросто можно встретить на вечеринке в Голливуде, на телевизионном ток-шоу или в музыкальной студии…

И Льюис заботится не только о своем имидже и продвигает свой личный бренд - хотя это основная его забота, - но и влияет на популярность Формулы 1.

Без сомнений, популярность для него очень важна. Когда в 2007 и 2008 годах ему присудили второе место в номинации "Личность года" на британском BBC Sport, он был сокрушен.

На награждении 2014 года, когда Льюис получил третий приз, он едва не плакал, теребя в руках ненавистный трофей. Все это явно свидетельствует о важности признания для этого спортсмена.

Феттель не такой. Он предпочитает как можно скорее скрыться с глаз общественности после гонки и очень неохотно говорит о своей частной жизни.

Хэмилтон залез на ограждение, чтобы поприветствовать болельщиков в Монреале © LAT
Хэмилтон залез на ограждение, чтобы поприветствовать болельщиков в МонреалеФото: LAT

Но все люди разные. Возьмите, к примеру, знаменитого ямайского спринтера Усэйна Болта. Он пользуется бешеной популярностью у публики. Иногда кажется, что кроме него развитием и популяризацией легкой атлетики вообще никто не занимается.

За считанные минуты до старта 100-метровки, когда все спортсмены уходят в себя и мысленно концентрируются на предстоящем забеге, Усэйн веселится, заигрывает с операторами и позирует. Затем он уютно размещается в стартовых колодках и... выигрывает. В современной Формуле 1 практически нет эквивалента подобного спортсмена.

Если говорить о Росберге, то он тоже довольно замкнут, и даже когда на каникулах посещает Ибицу, то его с большей вероятностью можно обнаружить на тихой и спокойной половине острова, а не на бурлящей и веселящейся. При этом он постоянно заявляет, что по-прежнему любит Формулу 1 и старается посильно помочь.

«Меня действительно нельзя назвать особенно общительным человеком, - признался Нико. - Но мне небезразличен спорт, я думаю о нем и стараюсь делать все от меня зависящее. Болельщики очень переживают за нас, и мы должны отвечать им взаимностью».

Росберг не меньше заинтересован в популяризации спорта, чем любой другой гонщик из верхней части пелотона, но не стоит забывать, что в чемпионате ему приходится бороться не только с очень сильным напарником по команде, но и с созданным им мощным брендом. В таких обстоятельствах немцу очень непросто утвердиться в роли лидера.

После окончания карьеры Михаэля Шумахера интерес к Формуле 1 в Германии действительно пошел на спад, и сил Росберга и Феттеля, судя по всему, недостаточно, чтобы его возродить.

Талант, безусловно, важен, но одного таланта недостаточно. Хэмилтон, Фернандо Алонсо и Кими Райкконен обладают талантом, но при этом еще и очень популярны среди болельщиков. У Феттеля, Росберга и Даниэля Риккардо тоже полный порядок с одаренностью, но они не привлекают к себе столько внимания общественности.

Даниэль Риккардо не слишком узнаваем за пределами паддока © XPB
Даниэль Риккардо не слишком узнаваем за пределами паддокаФото: XPB

При этом Риккардо действительно очень приятный в общении человек. Он не обделен скоростью, и при этом постоянно улыбается и пребывает в великолепном настроении. К тому же, австралиец никогда не против пообщаться с болельщиками.

В то же время модель поведения Кими Райкконена можно назвать антихаризматичной - он полный антипод искрящему весельем Риккардо, но при этом имеет огромную армию поклонников. Вспомните его критику в адрес команды Lotus по радио на Гран При Абу-Даби три года назад. Слова «Оставьте меня в покое, я знаю, что делаю!» стали настоящим слоганом, и не одна тысяча футболок была выпущена с этой цитатой "летучего финна". Если бы то же самое сделали Феттель или Хэмилтон, они были бы немедленно подвергнуты резкой критике.

В отличие от Льюиса, Кими не ищет и не жаждет внимания публики, но именно этим он и выделяется среди своих коллег по цеху. В мире Ф1, не обладающем огромным разнообразием, Райкконен действительно стоит особняком.

К тому же, очень важно первое впечатление. Хуан-Пабло Монтойя, например, сделал себе имя уже в третьей своей гонке в Больших Призах, когда провел смелый и агрессивный маневр против Михаэля Шумахера в Бразилии. Да, впоследствии ему не хватало стабильности, но за ним всегда было интересно наблюдать, он был настоящей личностью в гонках Гран При.

В противоположность колумбийцу, публике было не так просто с первых же гонок принять Хэмилтона. Вспомните, как он отреагировал на столкновение с Кими на пит-лейне в Канаде в 2008 году, когда не заметил красных огней светофора. Он просто отказался признавать свою ошибку.

Если бы он тогда покорно признал, что ошибся, и принес свои извинения, он лучше бы выглядел в глазах болельщиков. Но это было семь лет назад, и за эти годы Льюис набрался опыта и стал мудрее.

Маневр Монтойи влюбил в него болельщиков © LAT
Маневр Монтойи влюбил в него болельщиковФото: LAT

Сейчас Хэмилтон гораздо больше заботится о собственном имидже, и это заметно по его поведению на публике.

При этом на фоне своих развлечений и путешествий по миру он находится в постоянном контакте с руководством команды Mercedes - электронные письма между пилотом и инженерами не останавливаются ни на секунду. Да, Льюис очень разнообразно проводит свое свободное время вне трассы, но при этом он сохраняет полную концентрацию в борьбе за очередной титул, не ослабляя хватку.

Феттель тоже с годами меняется. В прошлые годы немца иначе как скучным персонажем в паддоке и назвать было нельзя. Но в последнее время он в какой-то мере раскрылся. Сейчас его нередко можно увидеть подшучивающим с журналистами, да и на пресс-конференциях он стал вести себя более раскованно.

К тому же, он стал открыто высказывать свое мнение. В общем, Себастьян успешно сбросил с себя налет скандала "мульти-21", изрядно подпортившего его репутацию в Формуле 1, и раскрепостился.

Немалую роль в этом сыграл и его переход в Ferrari. Ранее подобные метаморфозы с переездом в Маранелло можно было наблюдать у Михаэля Шумахера и Фернандо Алонсо - атмосфера Ferrari любому гонщику дает посмотреть на мир по-новому.

Вероятно, всем требуется определенное время, чтобы стать настоящим послом Формулы 1.

Конечно, всем было бы лучше, если бы пилоты больше времени уделяли продвижению Больших Призов, но мы не можем от них этого требовать - это их личный выбор.

Что касается идеального гонщика Ф1, здесь нет универсального рецепта, но яркий, талантливый, честный и опытный пилот вряд ли может как-то навредить популяризации спорта. Ну а дальше решать публике...

...
...

Комментарии для сайта Cackle