Как фотографировать Формулу 1

30 сентября 2015 в 11:50

Найдите самое, казалось бы, неудобное место на трассе для просмотра гонки Формулы 1, и вы непременно встретите там одного или нескольких людей с фотоаппаратами и длиннющими телеобъективами. Профессиональный фотограф Больших Призов со стажем Марк Томпсон рассказал в интервью CNN о том, как фотографировать Королевские гонки, и вспомнил пару забавных эпизодов...

Они пробираются сквозь самые узкие заграждения, прячутся за невысокими отбойниками, а иногда и залезают на деревья. Нет, речь идет не о диких животных, случайно забредших на трассу, а о профессиональных фотокорреспондентах, выжидающих момент для съемки приближающейся на скорости за 300 км/ч машины Ф1.

Пред ними - рёв моторов, за ними - рёв трибун, и в таких непростых обстоятельствах им приходится сохранять хладнокровие и прочно держать в руках нелегкий объектив, чтобы в нужный момент нажать на спуск.

«Фотографировать гонки - это как научиться ездить на машине, - начал один из самых уважаемых людей в паддоке Ф1 Марк Томпсон, почти двадцать лет работающий на этапах Больших Призов в качестве фотокорреспондента и представляющий агентство Getty Images. - Пилоты целиком сосредоточены на том, чтобы удержать машину в пределах белых линий, и при этом проехать круг максимально быстро, одновременно следя за множеством параметров.

Мы также постоянно концентрируемся на трассе и стараемся не упустить момента - и при этом нам тоже приходится постоянно переключать разные рычажки - следить за экспозицией, выдержкой, диафрагмой, композицией кадра, источниками света и меняющимися погодными условиями.

Вы ищете идеальный свет, интересный фон, ждете, когда из-под колес машин начнут вырываться клубы дыма… Никому не хочется делать банальные снимки. Со временем это входит в привычку и становится второй натурой».

Все это Томпсон говорил, одновременно фотографируя проносящиеся мимо машины во время тренировки на Гран При Великобритании.

Марк Томпсон
Марк Томпсон

При этом он между делом откорректировал фокус линзы на объективе левой рукой и раза два-три щелкнул "с проводкой" проехавшие автомобили в повороте Luffield. Снимки тут же отправляются через передатчик, встроенный в камеру, непосредственно редактору выпуска.

«В ожидании машин вы должны сначала вручную выставить фокусировку, - продолжил британец. - Непосредственно перед появлением автомобиля в кадре вы фокусируетесь, а затем, когда видите нос машины, нажимаете на спуск - обычно это позволяет навести идеальную резкость на шлеме пилота.

Фокус на шлеме - это очень важный момент в формульных гонках. Все фотографы знают, что при съемке портрета фокусироваться необходимо на глазах объекта, а в гонках роль глаз выполняет шлем пилота.

К тому же, если на снимке не видно вращающихся колес машины, пропадает вся иллюзия движения и создается ощущение, что машина стоит на месте. Так что колеса должны быть чуть смазанными.

Для демонстрации движения автомобиля очень важно выбрать правильную выдержку. Когда фотографируешь машину сбоку, можно применить проводку на длинной выдержке, удерживая автомобиль в центре кадра - таким образом, трибуны на фоне размоются и создадут ощущение быстрого движения».

Быстро изменив фокус, Томпсон добавил: «Сейчас они отрабатывают квалификационные круги. Давай-ка мы сменим дислокацию, зачем нам одинаковые фотографии?»

С этими словами Марк перекинул три свои камеры через плечо и пошел дальше, попутно поздоровавшись с маршалами на трассе - кстати, тоже абсолютно бесстрашными людьми, работающими в непосредственной близости от проносящихся мимо машин.

Фотограф протиснулся в узкий проем и расположился прямо на входе в поворот Luffield. С этой точки было хорошо видно, как пилоты входят в широкий вираж, и здесь машины были к нам гораздо ближе, чем в предыдущей точке.

Интересно, а что он думает о собственной безопасности на трассе? Да, на нем надет светоотражающий жилет, но он вряд ли убережет его от летящих мимо машин.

«Ты осознаешь всю опасность профессии, когда видишь, что пилот прямо перед тобой не справился с управлением и летит на тебя, - спокойно ответил 51-летний корреспондент. - Нужно следить за происходящим и понимать, что ты делаешь. Мимо меня не раз скользили машины, а над головой летали колеса.

Однажды Михаэль [Шумахер] вылетел с трассы в Хоккенхайме и застрял в гравии. В результате скольжения его машины с земли сорвался камень, пролетел через ограждения и ударил мне точнехонько в лоб, - с этими словами Марк указал на оставшийся шрам. - Помню только, что маршалы меня куда-то потащили, потому что у меня пошла кровь.

Но сам я не особенно обратил на это внимания, так как был занят съемкой Михаэля, выбирающегося из кокпита».

Нынешний сезон Ф1 стал для Томпсона уже 19-м по счету в качестве фотографа. Марк вспомнил свой первый Гран При в Донингтон Парке в 1993 году, когда Айртон Сенна блестяще победил под проливным дождем.

«Тогда я больше смотрел гонку, чем фотографировал, - признался он. - Помню, я подумал: «Это просто невероятно!»

Вообще, профессия фотографа подразумевает наличие немалого запаса знаний, но также важна и удача, особенно когда дело касается неожиданных и любопытных кадров.

Никогда не знаешь, когда и в каком повороте произойдет что-то интересное, так что приходится часами стоять и ловить момент».

Во время гоночных уик-эндов Томпсон работает вместе с двумя фотографами агентства Getty, а также с редактором, и их рабочий день в какой-то степени напоминает рутину.

«Мы приезжаем на трассу к 9 утра и проводим летучку, на которой вырабатываем стратегию работы.

Первое, что мы фотографируем - это парад пилотов. Параллельно мы ищем в толпе знаменитостей. Нет, мы не папарацци, но если на гонку приезжает кто-то уровня Мика Джаггера, упустить такое невозможно.

Дальше начинается подготовка к гонке. Мы тщательно изучаем прогноз погоды, поскольку от него зависит, нужно ли брать с собой на трассу защиту от дождя для себя и дорогостоящей техники.

Затем я снимаю пилотов, садящихся в кокпиты машин - в особенности тех, кто стартует с первых рядов.

Льюис Хэмилтон входит в гараж уже в шлеме. Вообще, его очень трудно подловить с непокрытой головой.

Но газеты и сайты не хотят видеть Льюиса только сидящего в кокпите, им подавай его лицо и мимику».

Дэймон Хилл
Дэймон Хилл

После съемки пилотов Марк отправляется на стартовую решетку, которую он называет совершенно диким местом.

«Я люблю наблюдать за гонщиками непосредственно перед тем, как они усаживаются в кокпит, - продолжил он. - После исполнения гимна выражение их лиц обычно резко меняется - они полностью концентрируются на предстоящей гонке.

Чемпион мира 1996 года Дэймон Хилл всегда отлично получался на фотографиях. Как сейчас помню его пристальный взгляд, полностью лишенный эмоций».

После съемки на стартовой решетке фотографы бегом - с нелегкими пожитками в виде оборудования - отправляются к первому повороту.

«На выходе из первого поворота установлены небольшие подмостки, и мы там располагаемся во время установочного круга. Оттуда удобно делать снимки решетки в полном составе и ловить момент, когда гаснут огни светофора.

На первых кругах вы готовитесь фотографировать с очень короткой выдержкой, чтобы не упустить ничего интересного.

Несколько лет назад в Спа произошла большая авария с участием Фернандо Алонсо, Ромена Грожана и Хэмилтона.

Думаю, это был один из самых эпичных моих снимков аварий - при взгляде на него просто не верится, сколько обломков было одновременно в воздухе. Тот снимок был сделан на очень короткой выдержке».

Если на первых кругах ничего интересного не происходит, Томпсон обычно возвращается на пит-лейн, чтобы фотографировать моменты остановки пилотов в боксах.

Авария в Спа-2012
Авария в Спа-2012

«В этом году гонки часто выигрываются и проигрываются на пит-лейне, так что если Хэмилтон заедет в боксы и потеряет колесо или повредит переднее антикрыло, получится очень удачный кадр - как раз для новостей.

В конце гонки я стараюсь сделать несколько снимков победителя, пересекающего финишную линию, а затем направляюсь к подиуму.

В последние годы на пьедестал в основном поднимаются одни и те же гонщики, так что их реакция не становится для вас сюрпризом.

Вы с нетерпением ожидаете каких-то эмоциональных проявлений, но в Ф1 это бывает не часто, да и не со всеми. Например, если на подиум поднимается Кими Райкконен, от него не дождешься чего-то сумасшедшего. Хэмилтон - другое дело, он всегда радуется победам, как ребенок.

Шумахера было очень интересно снимать. После своих побед он всегда исполнял свой фирменный прыжок на пьедестале. Он просто обожал выигрывать, и каждую свою победу праздновал как первую - это действительно так и было. Но сейчас немногие пилоты ведут себя подобным образом».

Редактор затем отбирает пять-шесть снимков Томпсона с подиума и отправляет их в газеты и на сайты. Фотографии с гонки досылаются уже по ходу уик-энда.

Последняя задача фотографа - подловить удачные моменты во время командного празднования победы.

«После победы в прошлом году в Великобритании Хэмилтон залез на заградительную решетку перед фанатами, чтобы их поприветствовать. У меня получилась очень хорошая фотография, но чтобы ее получить, мне пришлось в буквальном смысле сражаться с шестью десятками других корреспондентов.

В такие моменты нередко бьются объективы и вспышки, люди падают на землю. Это настоящий хаос!»

Любимым местом для съемки гонок для Марка является тихая гавань в Монако.

«Где еще представится возможность фотографировать машины сверху - сквозь деревья и на фоне потрясающего залива? - продолжил Томпсон, также являющийся официальным фотографом команды Red Bull Racing. - В Монте-Карло столько вариантов для съемки, и это здорово!

В этом году я сфотографировал Нико Росберга, подъезжающего к первому повороту, с крыши здания. В тот момент он заблокировал колеса, и из-под днища машины хлынули искры.

Позже Нико опубликовал мое фото в твиттере и написал: «Томмо, ты легенда!» Это клево. Теперь это одна из моих любимых фотографий».

...
...

Как-то экс-победитель гонки в Монако Марк Уэббер сказал, что он на каждом круге в одном и том же повороте видел Томпсона с объективом, направленным на него.

«Конечно, я узнаю некоторых фотографов на трассе, проезжая мимо них - того же Томмо, например, - сказал австралиец в интервью CNN. - Я делаю свое дело, а они - свое. Но в Монако их вспышки гораздо более заметны, чем где бы то ни было».

Дружелюбный и веселый Томпсон действительно является одним из наиболее узнаваемых корреспондентов в Ф1.

«Я - просто часть мебели, - скромно заметил Марк, которого Кристиан Хорнер пригласил в качестве частного фотографа на свою свадьбу с Джери Холлиуэлл. - Во время японского Гран При я три года подряд выигрываю соревнования в караоке - и для меня это главное спортивное достижение!

Я в Больших Призах уже давно, и гонщики доверяют мне. Я по-прежнему обожаю свою работу. Возможно, когда-нибудь вы встретите меня на Гран При без камеры, спокойно прогуливающимся и напевающим Элвиса...»

Но до того момента Марк продолжит лазить по деревьям, стучаться в номера отелей в Монако, с балконов которых, по его мнению, открывается превосходный вид на трассу, и пробираться через узкие отбойники и ограждения в поисках уникального кадра. Кадра с машиной Ф1, проносящейся мимо...

Гран При Монако
Гран При Монако

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle