Red Bull и Lotus: коллеги по несчастью

Дитер Ренкен
15 октября 2015 в 10:09

Из-за чего команды Red Bull и Lotus столкнулись с такими серьёзными проблемами? Дитер Ренкен исследует причины произошедшего и указывает на новые угрозы, способные негативным образом отразиться на будущем других коллективов Формулы 1

«Это было лучшее из всех времен, это было худшее из всех времен; это был век мудрости, это был век глупости; это была эпоха веры, это была эпоха безверия; это были годы света, это были годы мрака; это была весна надежд, это была зима отчаяния; у нас было все впереди, у нас не было ничего впереди; все мы стремительно мчались в рай, все мы стремительно мчались в ад...»

Этими словами начинается книга Чарльза Диккенса “История двух городов”, повествующая о преследованиях крестьян представителями аристократических сословий в преддверии Французской революции. Замените города на команды Red Bull Racing и Lotus, аристократию на держателя коммерческих прав, а крестьян - на болельщиков, и вы увидите параллели между революционной Европой двухсотлетней давности и Формулой 1 нашего века.

Новости об этих двух командах доминируют в паддоке среди всех остальных слухов на протяжении последних Гран При. Будущее обоих коллективов весьма туманно, и произошло это по вине некоторых действий руководства. Исчезновение этих команд может привести к коллапсу целой “экосистемы”, в которой они когда-то добивались громких успехов.

Несмотря на то, что оба случая объединяет один фактор – туманное будущее команд, эти коллективы попали в одинаковую ситуацию диаметрально-противоположными путями, и корень проблем был заложен в 2010 году. Тот сезон стал первым в череде успехов RBR в тандеме с Renault.

Фонд Genii Capital приобрёл команду, выступающую ныне под именем Lotus, у концерна Renault. Французская компания, в свою очередь, выкупила коллектив у семьи Benetton. В разных ипостасях “команда из Энстоуна”, которая ранее базировалась в Оксфорде, выиграла четыре чемпионства в личном зачёте и три Кубка конструкторов.

"Команда Энстоун" обязана своему появлению Toleman, дебютировавшей в 1981 году © LAT
"Команда Энстоун" обязана своему появлению Toleman, дебютировавшей в 1981 годуФото: LAT

2010 год также ознаменовался подписанием трёхстороннего соглашения – Договора Согласия, определившего спортивные и коммерческие права и обязанности держателя коммерческих прав, руководящего органа FIA и команд Формулы 1, представленных FOTA (Ассоциацией команд Формулы 1).

Это было первое соглашение в Формуле 1, подписанное с момента передачи FIA и её президентом Максом Мосли коммерческих прав на спорт семейному трасту Берни Экклстоуна. В переговорах относительно Договора Согласия принимал участие фонд CVC, который и приобрёл эти права у трёх банков и у Берни в 2006 году.

Этот документ получил своё название благодаря месту, где стороны поставили свои подписи под документом, а именно в офисе FIA, расположенном в северной части Площади Согласия – известной по мрачному периоду в истории Франции: месту, где произошла казнь французской королевы Марии-Антуанетты.

Но давайте вернёмся к истории Формулы 1. Red Bull Racing и Lotus эволюционировали из заводских команд, которые изначально были созданы бизнесменами. Джеки Стюарт основал одноимённую команду, продав её затем Jaguar Racing, после чего коллективом завладел Дитрих Матешиц. Во втором случае команду создал Тед Тоулмен. Со временем её купила семья Бенеттон, затем Renault, и, наконец, фонд Genii Capital, получивший право назвать коллектив Lotus.

В 2008-2009 годах Формула 1 устремилась в крутое пике – спорт массово начали покидать производители из-за экономического кризиса. В то же время на арену вышла RBR, четыре года подряд празднуя успех в обоих зачётах. Любопытно, что первое чемпионство парней из Милтон-Кинса стало возможным благодаря Genii-Renault (до полного переименования команды) и Виталию Петрову, не позволившему Фернандо Алонсо завоевать третий титул, в результате чего успех праздновал Себастьян Феттель.

Jaguar продала команду Red Bull в конце 2004-го - в аккурат перед двумя последними чемпионствами Renault © LAT
Jaguar продала команду Red Bull в конце 2004-го - в аккурат перед двумя последними чемпионствами RenaultФото: LAT

Затем последовали ещё три победы, и, когда пришло время искать замену Договору Согласия в 2013 году и в преддверии планов CVC об IPO на Сингапурской Бирже, Red Bull Racing в политическом плане стала серьёзной силой. Самому же фонду для осуществления своих планов необходимо было заручиться от главных игроков гарантиями их участия в чемпионате до 2020 года, и парни из CVC в первую очередь обратились к Red Bull. Затем уже договоры были подписаны с Ferrari и McLaren.

В процессе Red Bull обязалась выступать в Формуле 1 последующие восемь лет в обмен на получение так называемого Бонуса Кубка конструкторов и места в Стратегической Группе. И всё это несмотря на то, что компания производит энергетические напитки и не имеет гарантий на поставки конкурентоспособного мотора на протяжении всего этого периода.

Lotus? Команда выступает на обычных финансовых условиях и может получить место в Стратегической Группе только если станет “лучшей из остальных” по итогам чемпионата. Несмотря на то, что команда обладает всей инфраструктурой производителя после побед в 2005/2006 годах, Lotus предложили условия как обычной независимой команде, так что если бы даже коллектив выиграл восемь титулов подряд, а пилоты Red Bull сошли с дистанции в каждой гонке, парни из Милтон-Кинса получили бы больше денег, чем коллеги из Энстоуна.

Чтобы выступать в Формуле 1, Lotus ежегодно испытывала дефицит бюджета. В 2013 году потери составили $80 млн, а всего за пять лет цифра достигла отметки почти в $200 млн. Данная сумма приблизительно равняется объёму премиальных платежей, полученных RBR за два последних сезона. Неудивительно, что представители Lotus F1 в последнее время регулярно посещают суды Великобритании, пытаясь спасти ситуацию.

Уже дважды решение о переводе коллектива под управление внешней администрации откладывалось судом благодаря вмешательству Renault, обозначившей намерение вернуться в Формулу 1 в качестве заводской команды, отказавшись от роли поставщика моторов Red Bull Racing и Toro Rosso.

Два последних года французы от Red Bull не слышали ничего, кроме критики в свой адрес, несмотря на то, что с 2009 года этот тандем был чрезвычайно успешен. В результате в Renault приняли решение не поставлять моторы своим клиентам вне зависимости от того, будет ли в итоге приобретена Lotus, хотя недавно обеими сторонами было подписано письмо о намерениях со сроком действия в 60 дней.

Благодаря победе Феттеля в 2010 году Red Bull получила от Экклстоуна выгодные финансовые условия
Благодаря победе Феттеля в 2010 году Red Bull получила от Экклстоуна выгодные финансовые условия

Таким образом, в Red Bull жаждут паритета в отношении двигателей от нового поставщика, а команда при этом обладает чуть не лучшим шасси в пелотоне. Если австрийцы превосходно смотрелись на трассах в Сингапуре и Монако, где шасси играет ключевую роль, несмотря на “нехватку” 80 л.с. по сравнению с соперниками, то представьте, как поедут Квят и Риккардо, если получат мотор последней спецификации от Mercedes или Ferrari.

Скажите, с какой стати какой-нибудь производитель согласится поставлять такие же двигатели сопернику, способному победить в очной борьбе? Ни в Брэкли, ни в Маранелло не смогут смириться с тем, что клиент с шасси Эдриана Ньюи на их моторе окажется в итоге впереди.

Таким образом, Ferrari и Mercedes отказываются работать с Red Bull на равных условиях.

В Испании в Red Bull дали понять, что хотели бы видеть Audi в Формуле 1. Red Bull и Volkswagen связывают тесные взаимоотношения, однако немецкий концерн оказался недавно вовлечён в крупный скандал с подделкой данных о характеристиках выхлопных газов дорожных машин. По самым скромным подсчётам потери VW могут достигнуть $30 млрд, а в таких условиях материнская компания Audi вряд ли будет думать о дебюте в Формуле 1...

При этом Red Bull пошла на долгосрочную сделку с держателем коммерческих прав, не имея при этом контракта с поставщиком моторов на этот период.

«Как заявил Берни, многое изменилось, и теперь ситуация отличается от того, что мы имели, когда ставили подписи под соглашением», - отметил Кристиан Хорнер в Японии.

Сколько же на самом деле стоят обязательства Red Bull перед Формулой 1, если команда может вот так запросто уклониться от них?

Несмотря на получение премиальных платежей и привилегированное место в Стратегической Группе, команда, обладающая лучшим шасси в пелотоне, может остаться у разбитого корыта по причине отсутствия конкурентоспособного мотора.

В моторхоуме Lotus в Японии царила тишина
В моторхоуме Lotus в Японии царила тишина

История Lotus также полна несбывшихся надежд. В 2013/14 годах команда с оптимизмом ожидала подписания соглашения с новым ближневосточным инвестором группой Quantum, несмотря на то, что на протяжении шести месяцев никаких сдвигов в этом деле не наблюдалось. В конце концов, сделка так и не состоялась.

Lotus также была одной из сторон очередной фантомной сделки с американской технологической корпорацией Honeywell. В команде были настолько уверены в успехе, что в 2013 году даже раскрасили боковые понтоны в красный, чтобы соответствовать цветам Honeywell, контракт с которой в итоге так и не был заключён.

В июне в команде с опозданием выплатили зарплаты, а в июле Lotus попросила FOM не удерживать с причитающихся призовых оговоренные заранее суммы авансовых платежей. С тех пор судебные заседания стали вторым домом для юристов Lotus.

В Бельгии судебные приставы наложил арест на имущество команды после иска от трёх потерпевших сторон, включая Шарля Пика, а в Японии логистический оператор DHL доставил оборудование Lotus лишь в четверг. На протяжении всего уик-энда представители коллектива не имели доступа в моторхоум из-за предыдущих задолженностей. Ситуация была настолько печальна, что Берни Экклстоун накормил членов команды за свой счёт.

На следующий день после Гран При Японии, как стало известно, Renault официально заявила о намерениях приобрести команду, хотя, по сведениям инсайдеров, список условий этого документа длиннее парижских заторов. Стоит отметить, что последний параграф намерения включает в себя пункт: "при условии соблюдения интересов Renault, Lotus и остальных заинтересованных сторон".

Глава Renault Sport Сирил Абитбуль взял курс от поставщика моторов к полноценной команде © LAT
Глава Renault Sport Сирил Абитбуль взял курс от поставщика моторов к полноценной командеФото: LAT

Поговаривают, что к “заинтересованным сторонам” относятся CVC и структурная единица фонда FOM, поскольку исполнительный директор Renault Карлос Гон и Берни Экклстоун обсуждали премиальные выплаты французской команде в случае приобретения Lotus, а также статус участника Стратегической Группы. Один из источников сообщил в Сингапуре, что камнем преткновения в переговорах стали требования Гона гарантировать Renault равные с остальными привилегированными участниками чемпионата премиальные платежи на основе исторических достижений, а Экклстоун, в свою очередь, не готов обеспечить им такие же условия, на каких выступает ”большая четвёрка”.

Таким образом, письмо с намерением может остаться лишь письмом.

Ситуация для обеих команд осложнилась ещё тем, что Sauber и Force India обратились с иском в Еврокомиссию по поводу несправедливой структуры управления и системы выплат в Формуле 1. Результатом разбирательства может стать роспуск Стратегической Группы и необходимость возврата всех премиальных платежей командами, которые затем будут выступать в Больших Призах на равных условиях с остальными.

Такой расклад может не только разрушить надежды Гона на частичное финансирование сделки о покупке Lotus за счёт бонусных платежей, но и в буквальном смысле “похоронить” обе команды Red Bull. Не очень-то и верится, что Дитрих Матешиц одобрит выступление своих коллективов в Формуле 1 до 2020 года без конкурентоспособного мотора и с риском лишиться порядка $450 млн, если Комиссия ЕС примет решение в пользу истцов.

А в последние дни все чаще начали появляться разговоры о том, что Renault продолжит поставлять моторы Red Bull в следующем году, что еще больше запутало ситуацию с Lotus и их письмом.

Формула 1 из-за неопределённости в будущем рискует потерять две команды со славной историей. Оба коллектива пришли к текущему печальному положению дел очень разными путями, хотя на протяжении последних лет их судьбы часто пересекались, и началось всё в 2010 году…

Чтобы принять верное решение, Дитриху Матешицу и Карлосу Гону стоит вспомнить слова из книги Чарльза Диккенса “Тяжёлые времена”: «Мудрость есть в голове… но существует также мудрость сердца».

Коллеги по несчастью в Формуле 1
Коллеги по несчастью в Формуле 1

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle