Гран При США: Гонки без примесей!
Отвратительная погода в районе штата Техас превратила Гран При США, по сути, в однодневное гоночное мероприятие, и в то же время продемонстрировала, какой великолепной и непредсказуемой может быть Формула 1 без тщательного планирования всезнаек в паддоке. Слово Бену Андерсону...
В сравнении с первыми двумя титулами Льюиса Хэмилтона в Формуле 1, которые дались ему очень тяжело, третье чемпионство британца, по сути, ни у кого уже давно не вызывало сомнений.
Но в Америке Льюис вынужден был отчаянно сражаться, чтобы не откладывать празднование своего триумфа в долгий ящик.
Гран При США обнажил все удивительные стороны Больших Призов в их лучшем виде - плотная борьба велась на каждом уровне в пелотоне на протяжении всей гонки, пилоты демонстрировали все свои навыки и атаковали на пределе, а переменчивые погодные условия лишь подливали масла в огонь непредсказуемой борьбы.
После такой гонки неудивительно, что у многих возникают сомнения в необходимости сохранения в рамках Гран При пятничных и субботних сессий. Почему бы действительно не превратить этапы Ф1 в стремительные однодневные соревнования?
Ведь, по сути, именно отмена пятничных и субботних заездов из-за погодных условий стала необходимым и достаточным условием для проведения одной из самых захватывающих гонок в нынешнем сезоне.
С учетом укороченной квалификации и наличия всего пары часов для подготовки к гонке команды столкнулись с непривычными для себя обстоятельствами, что, безусловно, вывело их из зоны комфорта.
Многие выступают за упрощение процедур в Формуле 1 - снижение количества анализируемых данных и симуляций. Инженеры не поддержат эту идею, но и они не смогут не согласиться с тем, что когда развитие событий на трассе не поддается точному расчету, гонки получаются интереснее.
На Гран При США 2015 года инстинкты и сама природа гонок вышла на передний план, а наука осталась за бортом. Но неужели кто-то об этом пожалел?
Mercedes под атаками
Вероятно, наиболее любопытным фактом на старте гонки было то, что пилоты Mercedes были втянуты в настоящее сражение за лидерство, причем не между собой.
Конечно, за прошедшие две года были случаи, когда пелотон возглавляли гонщики других команд, но чаще всего это происходило вследствие проблем с надежностью или стратегических просчетов "Серебряных стрел".
Здесь же Льюис Хэмилтон и Нико Росберг ощущали напряжение с самого старта заезда. В команде Red Bull не перестают жаловаться на отсутствие паритета в мощности моторов после возвращения в Ф1 эры турбированных двигателей, но на сырой трассе шасси RB11 смотрелись просто восхитительно, особенно на промежуточной резине.
После незначительного контакта в первом повороте между двумя W06 стартовавший с поула Нико Росберг выехал за пределы трассы, тем самым пропустив вперед двух пилотов Red Bull. При этом Даниил Квят и Даниэль Риккардо быстро приблизились к лидеру заезда Хэмилтону, попутно обменявшись позициями - в "эсках" на первом круге россиянин вышел вперед.
Вскоре был введен режим виртуальной машины безопасности, чтобы работники трассы смогли убрать обломки машин после нескольких столкновений в первом повороте.
На первом же круге после восстановления гоночного режима Росберг опередил обоих пилотов пурпурных машин - с Риккардо он справился в третьем повороте, а Квята обошел в 12-м.
При этом австралиец пожаловался по радио на действия Нико, который, по его мнению, нарушил правила.
«В режиме виртуальной машины безопасности пилоты должны сохранять отрывы, а Росберг не был у меня на хвосте, - сказал расстроенный Даниэль. - Он был в паре секунд позади, и когда я увидел, что он приближается, то подумал, что впоследствии он снова отодвинется дальше. Но он прошел меня при возобновлении гоночного режима.
Я не понял, что там случилось. Думаю, нам необходимо более подробно обсудить правила действия режима виртуальной машины безопасности, потому что сложно было понять, когда можно снова гоняться.
Причем сегодня было все более странно, чем в предыдущих гонках. Обычно мы получаем сообщение о том, что через десять секунд режим VSC будет отключен. Но в этот раз предупреждения не было [но оно было на телевизионной картинке].
Не знаю, может, Росберг нас просто подловил, но я не понимаю, как ему удалось приблизиться».
Да это и неважно. У пилотов Red Bull на этой стадии гонки было достаточно скорости, чтобы вернуть себе потерянные позиции. Квят нырнул внутрь последнего поворота на 12-м круге дистанции в борьбе с Росбергом, но вышел слишком широко и вернулся на четвертую позицию. Росберг, в свою очередь, широко выехал из первого поворота, позволив Риккардо выйти на вторую строчку.
Не долго думая, австралиец предпринял попытку атаки за лидерство и в связке 17-го и 18-го поворотов вышел на первое место.
Это было удивительное зрелище, и после 18 кругов дистанции действительно верилось в то, что пилот RBR впервые в нынешнем сезоне сможет довести дело до победы в гонке.
Но ехать было еще долго, а трасса постепенно начала подсыхать. И как только лидеры начали переходить на слики (Хэмилтон на 18-м круге, а остальные кругом позже), расклад сил изменился.
Отчаянное сражение
И действительно, пилоты Mercedes на подсыхающей трассе выглядели на сликах гораздо более уверенно, тогда как представители Red Bull начали терять позицию за позицией.
На 22-м круге Росберг перехватил лидерство у Риккардо, а уже через четыре круга дуэт Mercedes вышел в лидеры.
«Чем дольше мы ехали на промежуточных шинах по мокрой трассе, тем больше я убеждался в том, что мы быстрее соперников, - сказал австралиец. - И когда я обошел Нико и Даню, я понял, что легко смогу добраться и до Льюиса.
Мы были действительно очень быстры, и я надеялся, что дождь пойдет снова и еще немного намочит трассу, но, к сожалению, полотно начало стремительно подсыхать.
Когда мы перешли на слики, нам долго не удавалось их толком прогреть, что сказалось на технике пилотирования и торможения. В итоге именно тормоза стали нашей главной проблемой, но это произошло вследствие невозможности прогреть шины».
Риккардо предположил, что в команде ошибочно выставили баланс тормозов 65/35, что было приемлемо на мокрой трассе, но совершенно не работало посуху. Но главная проблема - холодные покрышки.
Через круг после того, как Хэмилтон опередил Даниэля в борьбе за второе место, на трассе из-за проблем с электрикой остановился Маркус Эрикссон, что спровоцировало появление машины безопасности и окончательно испортило гонку пилотам Red Bull.
После рестарта на 33-м круге Себастьян Феттель, стартовавший лишь 13-м, легко прошел Квята и Риккардо, после чего россиянин также уступил позицию Максу Ферстаппену и Нико Хюлькенбергу.
Проблемы с тормозами и прогревом резины вынудили гонщиков RBR сражаться остаток гонки в середине пелотона.
Стоит отметить, что другой представитель моторов Renault Макс Ферстаппен в этот момент гонки значительно прибавил в плане агрессии, проведя очень дерзкий обгонный маневр против Кими Райкконена в 12-м повороте.
Финн не стал критиковать молодого голландца, отметив лишь, что руководству чемпионата необходимо уточнить нормы допустимого при борьбе на трассе и судить всех одинаково.
После этого Макс атаковал Феттеля, а затем оказался втянут в борьбу с пилотами RBR и Нико Хюлькенбергом, испытывающими проблемы.
На этой стадии заезда обгоны на трассе шли один за одним - пилоты то и дело менялись позициями, а для двоих из них - Даниила Квята и Кими Райкконена - такая плотная борьба закончилась сходами по их собственной вине.
Смотреть эту стадию гонки было невероятно интересно - и даже впереди, где пилоты Mercedes привычно выстроились друг за другом, не все еще было решено…
Росберг против Хэмилтона
Нико Росберга часто критикуют за то, что он слишком мягко подходит к борьбе с напарником и каждый раз в очном противостоянии оказывается на вторых ролях.
При этом многие в этой связи вспоминают инцидент, произошедший между напарниками на прошлогоднем Гран При Бельгии, где они столкнулись в связке Les Combes, за что в команде пожурили немца и пообещали сделать выводы.
Хэмилтон, по-видимому, как любой профессионал, зацепился за тот момент и попытался сыграть на этой потере напарником уверенности в себе. Мы помним, как недавно в Японии британец оттеснил во втором повороте гонки Нико за пределы полотна, едва не допустив столкновения.
В Остине мы видели очень похожий эпизод на старте, где Льюис снова вытеснил партнера за границу трассы.
При этом не было заметно, чтобы Льюис блокировал тормоза, но в поворот оба пилота зашли довольно глубоко и даже столкнулись колесами, после чего Росберг оказался за пределами трассы, вернувшись лишь пятым.
«Он пытался выдавить меня с трассы, но я не смещался, поскольку имел на это право, - сказал после финиша немец. - На апексе я был впереди, и это очень важно. Если я впереди, значит, могу занимать свое место.
Но он повернул прямо в меня, это было чересчур агрессивно».
Неудивительно, что Льюис совершенно иначе оценил этот эпизод.
«Я не делал этого намеренно, - оправдался британец. - Мы оба затормозили очень поздно и выехали на внешнюю траекторию, где было больше сцепления.
Он повернул, а я - нет, в результате мы столкнулись. Я бы никогда не сделал это нарочно в борьбе с напарником».
Последнее слово осталось за руководителем команды Mercedes Тото Вольфом: «Это был довольно жесткий маневр. Честно говоря, на трассе было довольно мокро, и Льюис может сказать, что машину было трудно контролировать, но это было действительно слишком жестко с его стороны.
Такой маневр его не красит».
Возможно, Хэмилтону придется держать ответ перед командой за произошедшее, когда утихнет празднование титула, но, в любом случае, наблюдать за такой борьбой было очень приятно - никакой корпоративной этики, чистые гонки без примесей!
К чести Росберга можно заметить, что в тот момент он не сдался, а продолжил борьбу. Перед первым раундом пит-стопов он провел чистый обгон Льюиса за второе место в 13-м повороте (один из немногих подобных эпизодов за два последних года), а в дальнейшем нарастил темп, совершив заезд в боксы в режиме виртуальной машины безопасности.
В тот момент Льюис забеспокоился по поводу того, что его не зазвали в боксы, отметив при этом, что не сможет продержаться до конца дистанции.
Во время аварии Квята на 42-м круге на трассе появилась настоящая машина безопасности, чем воспользовался Льюис для проведения пит-стопа. Это позволило чемпиону мира вплотную приблизиться к напарнику, который все еще сохранял шансы на победу.
Но этому не суждено было случиться. На 48-м круге Росберг допустил ошибку в 16-м повороте, в результате чего Хэмилтон вырвался на оперативный простор и уже не упустил победу.
Неожиданная избыточная поворачиваемость помешала Нико правильно войти в 16-й поворот, в результате чего он широко вышел из следующего виража и пропустил партнера вперед.
«Мне кажется, я допустил там ошибку из-за пробуксовки колес, но нужно еще посмотреть, - сказал Нико. - Шины были холодные, но поведение машины было странным. Со мной такого раньше не было. Очень обидно вот так терять лидерство, ведь я чувствовал себя уверенно».
Таким образом, Хэмилтон завоевал свою десятую победу в сезоне, а с ней и третий чемпионский титул.
«Эмоции в гонке постоянно зашкаливали, - признался после заезда триумфатор. - Когда я был лидером, я не чувствовал уверенности в машине, она скользила по всей трассе.
Я просто не могу поверить. Честно, не могу! Это просто сумасшедшая гонка!»
Такой она и была. Ах, если бы все гонки были такими...