Грозит ли Формуле 1 спортивный скандал?
В последнее время на многие виды спорта, включая футбол, легкую атлетику, а теперь еще и теннис, оказалась брошена тень подозрений – от финансовых махинаций и до употребления допинга. Дитер Ренкен задумался о том, может ли грозить подобная участь автоспорту...
Во время ежегодной лекции имени Сида Уоткинса, организованной Фондом автоспортивной безопасности в рамках выставки Autosport International, президенту FIA Жану Тодту был задан вопрос, уверен ли он в том, что руководящий автоспортивный орган не окажется замешан в скандале, подобному тем, с которыми столкнулись управляющие структуры в других ведущих видах спорта.
«К сожалению, многие глобальные спортивные организации столкнулись с определёнными проблемами, и я могу только выразить сожаление по этому поводу, - сказал он. - Доволен ли я структурой и управлением нашей организации? Да, я очень горжусь людьми, которые работают вместе с нами».
Критики могут усмехнуться: «А что он должен был сказать?»
Но ещё до того, как любое циничное мнение могло начать укрепляться в сознании аудитории, Тодт добавил: «Я считаю, если вы стремитесь к совершенству, то всегда будете иметь возможность добиться ещё большего успеха. Я попросил одну аудиторскую компанию оценить нашу организацию, и если она даст несколько советов, то я буду очень рад их выслушать».
Если на мгновение абстрагироваться от того, что Тодт ушёл от прямого сравнения с какой-то конкретной организацией, то можно сказать, что преимуществом FIA является прозрачность. Его заявление стало хорошей новостью для автоспортивных болельщиков по всему миру, которые теперь могут быть уверены в том, что им не придётся защищать свой любимый спорт в барах, офисах или дома.
На самом деле слова Тодта принципиально правдивы: FIA, в отличие от большинства управляющих органов, передаёт в аренду коммерческие права на свои спортивные мероприятия, так что не имеет непосредственного или косвенного отношения к финансовым сделкам, кроме получения доходов от продажи тех же прав. Поэтому Formula One Management принадлежит британскому венчурному фонду CVC Capital Partners и управляется исполнительным директором Берни Экклстоуном. Так что если и вскроется афера по продаже билетов или будет обнаружена коррупция, то проблемы возникнут у FOM, а не у FIA.
Достаточно взглянуть на сделки, заключенные при Тодте в последние годы: чемпионат мира по гонкам на выносливость до 2017 года будет проходить под управлением промоутера Ле-Мана, Западного автоспортивного клуба Франции [ACO], чемпионат мира по ралли по пятилетнему контракту, подписанному в 2013-м, управляется немецким консорциумом и Red Bull Media; мировой Туринг до декабря 2017 года находится под управлением дочерней компании Eurosport.
Если FIFA, например, продвигает собственные чемпионаты от своего имени, то FIA – только контролирует. Владельцы коммерческих прав, работая с промоутерами гонок/ралли, формируют календарь, определяют цены на билеты и так далее, а FOM [или её эквивалент в другой серии] получает плату от организаторов, которые, в свою очередь, зарабатывают.
Такие механизмы позволяют FIA держаться на расстоянии от финансовых сделок, но при этом осуществлять административно-регулятивные методы управления. К примеру, промоутеры этапов и владельцы коммерческих прав могут согласовать даты проведения, но утверждается календарь FIA.
Одним из первых шагов Тодта, сделанных после переизбрания в 2013 году, стала полная реконструкция устава руководящего органа в различных областях, таких как процессы в Международном трибунале и Апелляционном суде, судебные и дисциплинарные правила, состав и размер Комитета по этике были рассмотрены под микроскопом.
Что касается скандалов с допингом, то нет никаких сведений об использовании запрещённых веществ в чемпионатах FIA, просто потому что каждый стимулятор улучшает один вид реакции и ухудшает другой. Ни один гонщик не пойдёт на такой риск на скорости 300 км/ч.
Были некогда смутные утверждения бывшего врача Ferrari об употреблении кокаина в паддоке Ф1, но тщательное расследование, проведённое в 2004 году, не выявило никаких нарушений.
FIA оставляет за собой право наносить неожиданные визиты и требовать сдачу анализов – бывает, что гонщиков будят в пять утра. Это само по себе является мощным сдерживающим фактором для злоупотребления психоактивными веществами.
Правда, были отдельные случаи употребления рекреационных наркотиков, и дважды за последние десять лет гонщики получали серьёзные наказания за это: Томаш Энге был дисквалифицирован и лишился победы в чемпионате Формулы 3000 в 2002 году после положительного теста на марихуану, а недавно от участия в гонках был отстранён Франк Монтаньи, уличённый в употреблении кокаина после прохождения допинг-теста во время гоночного уик-энда Формулы E.
Причина таких, казалось бы, суровых наказаний за преступления, совершаемые в мире каждый день, проста: если атлет споткнётся, он не поставит под угрозу жизнь других участников, а потенциальные последствия действий одурманенного наркотиками гонщика даже не стоит рассматривать…
Несмотря на полное отсутствие допинг-скандалов и лишь горстку случаев, связанных с употреблением уличных наркотиков, FIA, как и её мотоциклетный аналог FIM, тесно взаимодействует со Всемирным антидопинговым комитетом, и соответственно контролируется WADA. На странице официального сайта FIA действительно говорится о связи с WADA и антидопинговых правилах, а также приводятся ссылки на запрещённые препараты.
А что насчёт денег? Крикет, а недавно и теннис, пострадали от букмекерских афер, и хотя это правда, что на каждом Гран При крутятся большие деньги, в автоспорте не бывает скандалов с азартными играми, учитывая, что каждое движение руля и педалей регистрируются телеметрией и должны быть доступны по запросу FIA.
Если теннисист может допустить намеренную ошибку при подаче, атлет – специально оступиться, то все действия гонщиков фиксируются и могут быть исследованы даже по прошествии большого количества времени, как в случае с «крашгейтом» Renault в Сингапуре в 2008 году, подробности которого стали известны спустя десять месяцев.
В Монако в 2006 году данные телеметрии с машины Михаэля Шумахера сыграли ключевую роль в признании стюардами факта преднамеренной остановки в повороте Rascasse. После полученной дисквалификации и старта с последнего места Шумахер финишировал пятым, а Алонсо одержал победу. Этой разницы в очках оказалось достаточно для того, чтобы в конце сезона Фернандо завоевал чемпионский титул. Кто принял бы деньги от букмекеров при таких обстоятельствах?
В 30-х годах прошлого года телеметрии не существовало, и именно с этим связано бесчисленное количество мифов вокруг Гран При Триполи-1933, состоявшегося за 17 лет до первого в истории чемпионата мира Формулы 1.
В истории эта гонка известна как «Лотерейный Гран При» из-за огромного призового дохода. Шесть гонщиков якобы сфальсифицировали результат путём соглашения с обладателями выигрышных лотерейных билетов, но эту гонку окружает так много путаницы, что практически невозможно отделить факты от вымысла. Первым эту историю рассказал бывший руководитель Mercedes Альфред Нойбауэр в своей автобиографии, вышедшей в свет спустя 25 лет. Но интересно, что Нойбауэр даже не был в Триполи! Как бы там ни было, в современной Ф1 такие азартные игры просто невозможны.
Можно сказать, что Ф1 и автоспорт в целом далеки от кристальной чистоты. Но стоит ли ожидать другого, учитывая, какие деньги и престиж стоят на кону? Однако суть в том, что спортивные структуры и технологии настолько высокоразвиты и сложны, что любые попытки обмана или использование допинга будут немедленно замечены и попадут под расследование. Тем не менее отрадно, что FIA не собирается почивать на лаврах.
В настоящее время Ф1 грозит только один скандал, связанный с непропорциональной структурой доходов, при которой Ferrari, Mercedes, McLaren и Red Bull Racing получают в два раза большее вознаграждение, чем остальные, за равные результаты…
Перевел и адаптировал материал: Иван Беликов