Как большие обижают маленьких в Формуле 1
В то время как Формула 1 готовится к старту рекордного сезона длиной в 21 этап, Дитер Ренкен решил выяснить, насколько болезненным для независимых команд станет такое расширение календаря
Большие Призы находятся на пороге самого насыщенного сезона в своей истории: впереди 21 этап, что уже на один больше по сравнению с рекордным сезоном-2012 и на два – чем в прошлом году.
Этот факт свидетельствует о непрекращающемся расширении гоночного календаря. За прошедшее десятилетие был отмечен 20-процентный рост количества гонок в сезоне, а если учесть, что до начала нынешнего столетия, когда FOM еще не завладела правами на Ф1, нормой считались всего 16 этапов, то это увеличение составляет и того больше – 30 процентов.
Но какой ценой дается этот рост? Очевидно, что эти изменения в первую очередь усиливают финансовое давление на команды, многие из которых не только не получают от гонок никакой прибыли, но еще и несут убытки. Не стоит забывать также и о возможных последствиях чрезмерно частого мелькания на публике. Кроме того, необходимо учитывать, что люди тоже не железные. Не случайно с увеличением количества гонок сильные мира Ф1 все реже и реже на них появляются.
Недавно руководитель Mercedes F1 Тото Вольф, оценивая планируемые изменения в рабочем графике членов команды, заявил, что в расширении гоночного календаря есть свои плюсы и минусы. Так, по его мнению, предстоящий сезон с его 21 этапом станет для некоторых самых ценных членов команды чрезвычайно тяжелым, поскольку без них невозможно обойтись ни на одной гонке. Сложно представить, что будет с ними, если гоночный календарь когда-нибудь увеличится до 25 гонок.
Данный вопрос человеческих ресурсов не был оставлен без внимания и командами McLaren и Red Bull Racing, в то время как у менее успешных коллективов имелись более приземленные причины для роптания. В их случае поводом для беспокойства стали затраты на новый график, который предполагает полную модернизацию правил комплектации команды для участия в двух дополнительных гонках.
В самом деле, независимые команды едва ли могут позволить себе подобное увеличение гоночного календаря, что обусловлено экономическим интересом инвесторов в отношении собственной прибыли.
В конце концов, если бы и стояла цель повсеместно увеличить аудиторию, то вопрос ежегодного выбора трасс, который обычно сводится к региональным альтернативам вроде Нюрбургринг/Хоккенхайм и Фудзи/Сузука, решался бы на международном уровне, а не только на уровне отдельных стран. В таком случае за двухлетний цикл Ф1 могла бы посетить до 40 различных мест.
В то время как автор данной колонки на протяжении долгого времени высказывает свое мнение о том, что такой вариант чередования трасс до крайности недальновиден, владелец коммерческих прав, видимо, придерживается иного взгляда. Иначе как еще можно объяснить попытки FOM возобновить сотрудничество с Германией и поднятие вопроса относительно этапов в Имоле и Монце.
Вольф, однако, считает, что расширение гоночного календаря поспособствует увеличению доходов команд. Это, несомненно, верно, когда речь идет о прибыли FOM, годовой прирост которой составил 5% – преимущественно за счет вывода Ф1 на внешние рынки, а также благодаря увеличившемуся количеству контрактов с телевизионными компаниями.
При этом ежегодные выплаты командам из казны FOM распределяются довольно несправедливо. К примеру, нынешние партнеры FOM, такие как DHL, Allianz, Emirates и Johnnie Walker, в давние времена были прямыми спонсорами команд, которым сегодня не стоит и мечтать о возможной непосредственной материальной поддержке со стороны этих компаний. И все это происходит на фоне возрастающих затрат команд, тогда как размеры спонсорской поддержки в лучшем случае остались на прежнем уровне вследствие падения популярности Больших Призов.
Несмотря на расширение гоночного календаря, за прошедшие пять лет телевизионные рейтинги Ф1 упали на 30%, и по мнению некоторых осведомленных людей, окончательно подсчитанные показатели 2015 года так же заставят поволноваться.
Недавно один из телевизионных менеджеров признался, что его многолетний контракт никоим образом не предполагал увеличения количества гонок. «Нас никакие скидки не порадуют, пока количество гонок заметно не сократится», – улыбнулся он.
В целом же суммарный доход команд растет непропорционально увеличившимся выплатам со стороны FOM.
Сезон 2014 года принес FOM доход в размере $1,4 млрд за 19 гонок, таким образом, прибыль от каждой из них составила в среднем $74 млн. Сюда входят $27 млн – взносы со стороны автодромов, $27 млн – телевизионные права и $20 млн – реклама и представительские расходы. Из этого следует, что каждая дополнительная гонка принесет доход в среднем $45 млн без учета телевидения и в случае, если статьи на рекламу и представительские расходы будут увеличены.
Выплаты, которые команды в итоге получают из фондов FOM, составляют приблизительно $850 млн (62,5% от суммарного дохода FOM).
Тем не менее, как это показывает каждый следующий год, распределение этой суммы происходит не так справедливо, как хотелось бы. “Большая четверка” Ф1, в которую входят Ferrari, Red Bull, Mercedes и McLaren, получают 70% от общей выручки (около $595 млн), что составляет 40% от суммарного дохода FOM. Оставшиеся же $255 млн (или 21% от дохода FOM) распределяются между остальными шестью командами (а в этом году, с приходом в Ф1 Haas, их станет семь).
С учетом двух добавленных гонок сезона 2016 года дополнительная прибыль к уже названным цифрам составит $90 млн, из которых $34 млн пойдут в фонд FOM, $36 млн поделят между собой члены “Большой четверки” (в среднем по $9 млн на каждую команду), ну и семь независимых команд удостоятся суммарных $20 млн – по $3 млн на брата.
Более того, в то время как все взносы в казну FOM попадают заблаговременно, выплата денег, предназначенных командам, разбивается на десять периодов и осуществляется в течение всего следующего за сезоном года. Таким образом, прибыль, извлеченная из двух дополнительных гонок сезона 2016, будет ежемесячно выплачиваться командам с ноября по март 2017 года с финальным платежом в феврале 2018 года, тогда как расходы по этим статьям команды несут уже сейчас.
Остались ли еще у кого-то вопросы, касающиеся вечных денежных проблем независимых команд?
С одной стороны, FOM, конечно, помогает командам на выездных гонках посредством помощи в воздушных грузоперевозках, а также деньгами на содержание служебного персонала, однако каждая из независимых команд все равно будет придавлена грузом 7-миллионных убытков от прошедших двух этапов. И при этом вернуть хотя бы часть из этих денег они смогут не раньше, чем через 18 месяцев.
Абсолютно ясно, что для команд “Большой четверки” две дополнительные гонки в сезоне создают куда меньше проблем, чем для их менее удачливых соперников, особенно если учесть, что все команды стоят перед необходимостью покрытия одного и того же комплекса эксплуатационных издержек, обусловленных нормативными ограничениями на шины, двигатели, трансмиссию и обслуживающий персонал.
По словам исполнительного директора одной из независимых команд, стоимость того, чтобы просто вывести машины на старт, достигает $100 млн за сезон, то есть $5 млн на каждую гонку. А огромная разница в бюджетах независимых коллективов и команд “Большой четверки” в основном сводится к расходам на исследовательские работы.
При этом если участие в Ф1 для команд Mercedes и Honda способствует увеличению продаж их автомобилей на рынках, для Red Bull – раскрутке их банок, а Ferrari и Philip Morris таким образом могут привлечь к себе дополнительное внимание почитателей табака, остается непонятным, какую выгоду может извлечь компания Airbnb из того, что ее реклама будет мелькать на автомобилях Manor, несущихся по улицам Баку, а Banco do Brasil – от популяризации своего бренда в Хоккенхайме посредством Sauber.
Аргументом может служить возможность снова появиться на экранах телевизоров... Однако эти бренды и так предстают перед зрителями по 20 раз в течение каждого года, что по своей сути уже граничит со слишком частым мельканием на публике, способным привести к обратному эффекту.
Львиную долю прибыли от двух дополнительных гонок в итоге получат FOM и главные акционеры CVC Capital Partners, которые заработают $10 млн на гонке в Азербайджане.
Всего этого достаточно, чтобы показать ту разобщенность, которая возникает в связке между CVC, FOM и "Большой четверкой" с одной стороны и независимыми командами – с другой, когда дело касается составления календаря Формулы 1. Будучи представленными на стартовой решетке в большинстве, независимые команды все же несут серьезные потери с каждой дополнительной гонкой. И если они теряют деньги на календаре, состоящем из 19 этапов, их убытки лишь увеличатся с ростом количества гонок...