За приятными речами недостатки не спрячешь...

Дитер Ренкен
19 июля 2016 в 9:33
Фото: LAT Photographic

Недавнее интервью члена совета директоров Формулы 1 Мартина Соррелла вызвало весьма положительную реакцию общественности, но… слова не должны расходиться с делом. Дитер Ренкен высказал свое мнение об услышанном...

Тогда как слова и темы для интервью были выбраны довольно предсказуемо, в первую очередь меня удивило время публикации. В ту самую неделю, когда член совета директоров Ф1 Мартин Соррелл был подвергнут жесточайшей критике со стороны акционеров в отношении его зарплаты размером 70 миллионов фунтов стерлингов и нежелания составлять план преемственности в возглавляемой им компании WPP, официальный сайт Больших Призов выпускает в свет "откровенную и искреннюю беседу с 71-летним функционером"...

Мы на нашем сайте уже давали несколько выдержек из этого интервью, и в то время как многие посчитали его слова весьма оптимистичными для спорта, внимательное изучение его ответов говорит о том, что это интервью – не более чем попытка отвлечь внимание аудитории от происходящего в WPP, а вектор развития Ф1 здесь совершенно ни при чем. К тому же, в его словах не так много фактов и здравого смысла.

К примеру, в беседе он заметил, что, цитирую, «85-летний коммерческий директор Ф1 Берни Экклстоун – это уникальный человек, и поэтому его по определению никто не может заменить». Возможно, Мартин не в курсе, я бы тогда хотел разъяснить ему, что каждый человек уникален, поэтому его слова ровным счетом ничего не значат.

Если следовать его мысли, то и исполнительный директор корпорации GM – человек уникальный, а значит, совет директоров компании даже и думать не должен о его наследнике. То же самое касается, к примеру, и президента США. В настоящее время страна готовится к избранию нового президента – скорее всего, все они не знают, что Барак Обама – уникальный человек…

А что происходит с планом преемственности в британском транснациональном коммуникационном холдинге WPP Group, основанном и возглавляемом Сорреллом? По определению Мартин – человек уникальный, однако, несмотря на это, председатель компании Роберто Кварта в апреле заявил буквально следующее: «Мы не знаем, когда Сорреллу потребуется преемник – завтра, через год, два, три, четыре, пять или больше, но мы уже начали процедуру поиска кандидатов на его место как внутри организации, так и вне ее».

На днях этот вопрос снова был поднят во время встречи акционеров WPP, как и вопрос об оплате услуг Мартина в 2016 году, размер которой в 200 раз превышает среднюю зарплату в компании. Но для нас главным является понимание того, есть ли у Формулы 1 программа на следующие год, два, три или пять. Мы должны знать это.

Во время Гран При Канады возникли предположения о том, что своим интервью Соррелл пытался позиционировать себя в качестве преемника Экклстоуна, с которым он знаком уже без малого полвека: на заре Формулы 1 Мартин был помощником Джеки Стюарта – близкого друга Йохена Риндта, делами которого заведовал Берни.

Добрые приятельские отношения между Мартином и Берни также были заметны в майском интервью, которое глава WPP лично взял у главы Ф1. Обладает ли Соррелл всем необходимым, чтобы заменить Экклстоуна – это уже другой вопрос.

Я уже долгих три года твержу, что единственным человеком, который мог бы управлять Большими Призами после Берни, является Росс Браун, однако, судя по всему, 61-летнему бывшему техническому директору команд Benetton, Ferrari и Honda, а также экс-главе Brawn GP и Mercedes F1 сейчас гораздо интереснее ловить рыбку в не столь мутной воде, а не ездить по всему миру за машинами Ф1. Так что придется искать других кандидатов.

На вопрос о том, может ли Формулой 1 управлять тандем, Соррелл ответил отрицательно, перечислив черты, которыми должен обладать избранник. Также он упомянул имя Кармело Эспелеты, самостоятельно поднявшего MotoGP на высочайший уровень соперничества с Ф1 по зрительскому интересу.

Испанец обладает богатым опытом ведения дел с видными политиками, прекрасно понимает специфику составления календаря, знает финансовую сторону дела и управляет чемпионатом с позиции силы. Кроме того, он пришел в гоночный мир еще подростком, когда работал в испанской федерации автоспорта.

Напомним, что Эспелета продал свой бизнес нынешнему мажоритарному владельцу Ф1 компании CVC Capital Partners еще до того, как это сделал Экклстоун, так что он отлично понимает эту кухню. По сути, CVC пришлось избавиться от владения MotoGP перед приобретением прав на Формулу 1, поскольку это было одним из основных условий одобрения сделки со стороны Еврокомиссии (чтобы два популярных вида моторного спорта не оказались в одних руках). Таким образом, Dorna приобрела коммерческие права на MotoGP за десятилетие до того, как FIA и Экклстоун сделали то же самое с Ф1.

Во многом Dorna своим примером выстелила дорожку для Больших Призов, так что если Брауну не потребовалось бы ни секунды, чтобы перехватить обязанности Берни в спорте, то Эспелете понадобилось бы минут на пять больше.

Продолжаем разговор… В своем интервью Мартин заявил, что большим спортивным организациям вроде FIFA, МОК и Ф1 требуются серьезные спонсорские вливания, и отметил при этом, что Формула 1 обеспечена самыми богатыми спонсорами по сравнению с конкурентами. В то же время несложно заметить, что в списке Brandz Top-100, содержащем сто самых прибыльных брендов в мире, высшее место среди постоянных спонсоров Ф1 занимает компания UPS, оказывающая поддержку Ferrari. И место это… лишь 17-е.

Конечно, можно сказать, что дочерняя компания Microsoft, занимающая третье место, спонсирует Renault, но это не та поддержка, о которой можно было бы говорить всерьез. Что касается остальных фигурантов этого списка, на 22-м месте располагается компания SAP, а на 39-м – сама Mercedes. Любопытно, что "Трехлучевая звезда" уступает 11 позиций Toyota, которая за восемь лет присутствия в Ф1 не смогла выиграть ни одной гонки, и 6 пунктов – BMW с одной победой, а разделяет их в списке... Pampers.

Honda заняла в этом авторитетном списке 74-е место, Red Bull – 90-е, партнер Renault – компания Nissan – разместилась на 92-й позиции, а Ferrari и вовсе не вошла в первую сотню.

Но большее беспокойство вызывает список семи компаний из этого перечня, которые в недавнем прошлом вывели свои активы из Больших Призов. Это и AT&T, занимающая высокое четвертое место, и HSBC, и Vodafone – все они покинули Ф1 за последнее десятилетие. При этом стоит отметить, что последний партнер Ф1 компания Heineken размещается в списке на далеком 97-м месте, тогда как первой среди пивных компаний числится Budweiser (привет, NASCAR!): ее место – 31-е.

Для сравнения, в число спонсоров и партнеров FIFA входят VISA (6 место), McDonald's (9) и Coca Cola (13), тогда как МОК, помимо указанного трио, сотрудничает с бывшим спонсором Ф1 компанией GE (16) и Samsung (48).

Когда речь зашла о людях, превративших свое имя в бренд, Соррелл расплылся в комплиментах звезде телевидения Ким Кардашян, у которой недавно брал интервью. При этом он ни словом не упомянул Льюиса Хэмилтона – трехкратного чемпиона мира, который также сделал немало, чтобы стать настоящим брендом. Максу Ферстаппену – настоящему самородку в своем поколении – Мартин уделил в своей речи не более 50 слов.

Также Соррелл предположил, что будущее Формулы 1 за странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), а далее идет так называемая "Группа одиннадцати", в которую входят Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран, Мексика, Нигерия, Пакистан, Филиппины, Турция, Южная Корея и Вьетнам.

Надо отметить, что четыре страны из перечисленного списка (Индия, ЮАР, Турция и Южная Корея) уже присутствовали в семье Ф1, и болельщики там проголосовали пустующими трибунами, тогда как Мексика вернулась в Большие Призы после 30-летней паузы, несмотря на огромные расходы на организацию.

С учетом того, что командам и пилотам пришлось недавно провести сдвоенные этапы в Канаде и Баку (вероятно, с точки зрения логистики и перелетов это было самым сложным испытанием для них за долгие годы), несложно представить, с какой радостью они воспримут новые места на карте: Аргентина, Перу, Колумбия, Индонезия, Нигерия, Вьетнам…

Также Соррелл предположил, что Формуле 1 следует проводить три гонки в США: по одной на западном и восточном побережье, и еще одну в Детройте, который, кстати, больше никак не связан с Большими Призами после ухода из спорта Ford и выхода из состава альянса Fiat Chrysler компании Ferrari. При этом стоит напомнить, что гонка в Остине состоялась лишь после нескольких безуспешных попыток в других местах.

Кроме того, Мартин дал понять, что Формула 1 соперничает лишь с другими развлекательными программами во время уик-энда, тогда как другие гоночные серии ей не конкуренты. Во время пересечения гонки в Баку и марафона "24 часа Ле-Мана" стало понятно, что и это не так.

Также хотелось бы обратить внимание на его характеристику Больших Призов как спорта равных возможностей, в котором любой способен стать героем. Видимо, настолько равных, что Льюис Хэмилтон, взявший два последних титула, управляет лучшей машиной в пелотоне, которая строится в большей степени за счет премиальных выплат от спорта, доступных далеко не всем командам. Это ли не принцип равенства?

Неудивительно, что по воскресеньям первые несколько мест чаще всего занимают пилоты команд, представленных в Стратегической Группе и получающих премиальные выплаты, один размер которых превышает целый бюджет независимых коллективов.

Большая часть интервью Соррелла была посвящена виртуальной реальности, и хотя за этими технологиями действительно может быть будущее, это пока довольно сложная тема, о которой рано говорить.

Перед тем, как углубляться в дебри виртуальной реальности и обеспечивать зрителям иллюзорное путешествие по пит-лейну, неплохо было бы решить пару вопросов из реальности... реальной, поскольку на общее число выпущенных комплектов ВР в количестве 2,5 миллионов приходится в сотни раз больше обычных телезрителей у экранов. К тому же, технологии виртуальной реальности должны сначала упасть в цене, после чего можно будет вести какие-то разговоры. А вопрос ценовой политики в этой области неподвластен руководству Ф1.

Любопытно то, почему именно член совета директоров холдинговой компании Ф1 решил выступить на официальном сайте спорта в поддержку Экклстоуна. Почему это не сделал Дональд Маккензи – основатель CVC и мажоритарный владелец коммерческих прав с активом 35,5% в Formula One Group?

В любом случае, после прочтения интервью Соррелла на фоне снижающихся телевизионных рейтингов спорта, несправедливого распределения доходов и отсутствия конкурентной борьбы лишь укрепляешься во мнении, что Формуле 1 требуется полная реорганизация, начиная с самых ее основ. И никакие сладкие речи от профессионального пиарщика на своем же собственном сайте не способны скрыть этот факт.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle