Какое будущее ждет автоспорт? Конференция FIA в Турине
В настоящее время долгосрочное будущее автоспорта как составляющей части индустрии развлечений находится под серьезным вопросом. И высшие чины должны сделать всё, чтобы автогоночная сфера осталась максимально доступной для молодого поколения. Дитер Ренкен рассказал о конференции FIA, состоявшейся в Турине в конце июня...
Скажите вслух слово автоспорт, и люди вокруг вас тотчас представят себе Формулу 1, чемпионат мира по гонкам на выносливость вместе с Ле-Маном, мировое раллийное первенство, ну или Туринг. И это понятно, поскольку эти гоночные категории захватили всё медийное пространство, выделенное для соревнований на скорость на четырех колесах.
При этом на каждого Льюиса Хэмилтона и Себастьяна Феттеля найдется с десяток тысяч пацанов, мечтающих о таких заоблачных вершинах, и еще раз в десять больше тех, кто в жизни не видел ни одной гоночной машины – ни воочию, ни по телевизору – и даже не может начать мечтать о карьере пилота.
Для управляющего органа автоспорта в лице FIA это серьезная проблема. Среди 140 стран-членов федерации лишь 21 принимает этапы Формулы 1, еще 14 – раллийные соревнования мирового уровня и 9 – гонки на выносливость. В результате мы имеем 44 гоночных мероприятия мирового уровня, но задействованных стран при этом на порядок меньше – те же Германия и Китай, к примеру, принимают у себя все три дисциплины.
Таким образом, лишь 27 стран примут в этом году гоночные соревнования под эгидой FIA, что составляет менее 20% от числа стран-участниц. Если же сравнить это число с количеством государств, входящих в состав ООН (193 плюс два наблюдателя – Ватикан и Палестина), процент представленности стран в мировом автоспорте опускается ниже 15. Но есть и хорошая новость – это целых 160 потенциальных Гран При для Берни, нашего, Экклстоуна!
Реальность, конечно, такова, что, несмотря на все усилия пожилого британца окутать сетями Формулы 1 весь мир, вряд ли можно себе представить Гран При Мьянмы или Папуа – Новой Гвинеи, по крайней мере, не при жизни Берни…
Да и всерьез интересоваться Большими Призами, показывать их по телевизору и повсеместно проводить гоночные соревнования – хотя бы уровня местного картинга – в этих точках планеты будут едва ли.
Однако главной сложностью и задачей руководства автоспорта в целом является отнюдь не увеличение количества этапов Ф1 на один в год (более того, в следующем году, как известно, число Гран При может вновь существенно снизиться), а внедрение гоночной культуры в массы. Именно это, а не локальные вопросы Формулы 1, является главной точкой приложения усилий со стороны Международной автомобильной федерации.
В численном отношении непокрытые рынки оценить довольно сложно, но даже по самым пессимистичным подсчетам около миллиарда человек на планете не имеют понятия о существовании автоспорта. Вопрос в том, как донести до них идеи гоночного сообщества.
В заключительный год своего первого четырехлетнего пребывания на посту президента FIA Жан Тодт, в свое время бывший раллийным штурманом мирового уровня и боссом нескольких успешных команд в разных видах автоспорта, добивавшихся успеха в таких разных странах, как Монако и Марокко, высказал идею созыва ежегодной конференции FIA с целью создания клубов по всему миру.
Мысль состояла в том, чтобы обеспечить местные федерации и клубы всем необходимым, начиная от информации и заканчивая материально-технической базой, для организации локальных соревнований и строительства инфраструктуры для развития автоспорта.
Лучше всего постулаты этой идеи озвучил сам Тодт во время вступительной речи на четвертой конференции FIA, прошедшей в конце июня в итальянском Турине.
«Основной целью созыва этих конференций было создание платформы для обмена опытом и общения заинтересованных людей, желающих совместными усилиями продвигать инновационные проекты на местах. От лица FIA я заинтересован в том, чтобы автоспорт оставался доступным для всех людей – во всех без исключения точках планеты».
Первая конференция прошла в Гудвуде в 2013 году, и ее главной темой было развитие и продвижение автоспорта, а также обсуждение сопряженных с этим проблем.
Во время второго созыва через год в Мюнхене обсуждались вопросы сотрудничества, обучения и обмена опытом между различными автоспортивными федерациями. Также в рамках того мероприятия прошел форум FIA Sport MotorEx, позволивший заинтересованным производителям и бизнесменам в области автоспорта наладить контакты с целевой аудиторией.
Прошлогодняя конференция прошла под девизом "Быстрее и безопаснее! Всё для зрителей!" На ней был учтен опыт первых двух созывов, при этом основной упор делался на работу по организации клубов, проведенную местными органами управления автоспорта.
Нынешнее заседание состоялось в здании туринского Конгресс-центра в районе Линготто – бывшем заводе Fiat. Эта постройка больше известна по старому фильму "Ограбление по-итальянски" 1969 года. Помните, когда итальянские карабинери загнали разноцветную троицу Mini Cooper на крышу зданий, ныне являющихся торговым центром и отелями, включающими огромную аудиторию на 1900 мест и десять залов для заседаний.
Такая тесная связь места проведения с Fiat позволила альянсу Fiat Chrysler Automobiles выступить в качестве организатора и спонсора мероприятия. Кроме того, свой вклад внесли и другие итальянские компании, в числе которых Magneti Marelli, Pirelli и Brembo.
В своей речи исполнительный директор FCA и президент Ferrari Серджио Маркионе не забыл упомянуть роль Fiat в развитии автоспорта, в частности в Формуле 1, чемпионате мира по ралли, гонках на выносливость, туринговых соревнованиях и, конечно же, отметил работу своих американских коллег в NASCAR и других заокеанских гоночных сериях.
Но итало-канадец был далеко не единственным представителем богемы автоспорта, обратившимся в этот вечер к более чем 500 делегатам, представлявшим почти 150 стран мира. В первый день конференции свое слово сказали также четырехкратный чемпион мира Ф1 Себастьян Феттель, гуру коммерции Зак Браун, бывший босс команды McLaren F1 Мартин Уитмарш и присоединившийся к коллективу из Уокинга Йост Капито, руководитель Toro Rosso Франц Тост, а также звезды Ле-Мана Жаки Икс, Алан Макниш и Эмануэле Пирро.
В своей речи Феттель помимо прочего выразил надежду на то, что в будущем будут неприкосновенны основные постулаты автоспорта, включая скорость. Также немец высказался за сохранение характерной для гонок опасности, назвав ее неотъемлемой и волнующей составляющей автоспорта.
В своем приветственном спиче шестикратный победитель Ле-Мана Икс на первое место поставил болельщиков.
«В конечном счете успешность гоночных мероприятий определяется количеством присутствующих на соревновании болельщиков, – заметил бельгиец. – Такие гоночные события, как марафон в Ле-Мане, остаются успешными лишь потому, что там всегда думали в первую очередь о зрителях».
Макниш в свою очередь отметил, что в этом году на кольце Сартэ вновь, через полвека после первого сражения, в очной борьбе за победу [в категории GTE Pro] сошлись марки Ford и Ferrari.
«Я с воодушевлением смотрю на то, что сейчас происходит в спорте, и очень надеюсь, что наши потомки не забудут былые достижения, – продолжил историческую тематику Пирро. – В прошлом гонщиками двигала страсть, она же является главной движущей силой современных пилотов. Так будет всегда».
Чемпион мира по ралли и ралли-кроссу Петтер Сольберг с удовольствием вспомнил свои первые шаги в автоспорте, тогда как Феттель выразил надежду на то, что крупные компании продолжат поддерживать молодых талантов, ведь без этой поддержки он сам никогда не достиг бы нынешнего уровня. Тост выделил пять основных качеств, которые он ищет в юных пилотах, и главным среди них назвал "круглосуточное желание гоняться", сравнив гонки с воздухом и пищей.
Вечером для делегатов и акционеров провели закрытую экскурсию по Национальному музею автоспорта Турина, на которой представлены порядка двух сотен машин производства 80 компаний, включая ряд по-настоящему культовых автомобилей прошлых лет.
Второй день конференции оказался не менее насыщенным. В этот день, прошедший под девизом "Стремление к совершенству", слово получили технический директор Ferrari F1 Джеймс Эллисон, разработчик гоночных шасси Джампаоло Даллара, легендарные конструкторы Джорджетто Джуджаро и Паоло Пининфарина, а также глава подразделения McLaren Advanced Technologies Кэролин Харгроув, рассказавшая об инновациях компании, и бывший исполнительный директор Fiat, а ныне президент Исторической комиссии FIA Паоло Кантарелла.
Выступление последнего было наиболее интересным, поскольку Паоло привел любопытную статистику в поддержку роста интереса к гонкам на исторических автомобилях. Согласно данным, ежегодный фестиваль в Гудвуде собрал порядка 150 тысяч зрителей, и более сотни тысяч человек посетили заезды исторических автомобилей на Сильверстоуне и Нюрбургринге, что великолепно даже в сравнении с уик-эндами Ф1.
Также он отметил, что гонки на исторических автомобилях зачастую обходятся участникам гораздо дешевле соревнований на современной технике. К тому же, в этих первенствах не требуется постоянно доводить и модернизировать автомобили. Да и удовольствие запредельное.
В то же время Паоло предупредил: «Гонки на исторических машинах могут сыграть немалую роль в привлечении людей к автоспорту, но здесь есть определенный риск.
В какой-то степени мы можем стать заложниками собственного успеха. Стоимость лучших исторических автомобилей серьезно выросла, так что многие коллекционеры отказываются от участия в гонках самостоятельно, а дают машины профессионалам, у которых больше шансов выиграть.
Вторая проблема состоит в том, что некоторые начинают дорабатывать исторические автомобили, делая их быстрее, чем им свойственно быть».
После рассказа об открытии новых автоспортивных парков в Австралии и на Барбадосе слово взяли заместитель президента FIA по спортивной части Грэм Стоукер и четырехкратный чемпион мира Ф1 Ален Прост, который выразил искреннюю заинтересованность в повышении доступности гонок для молодежи.
Список ораторов замкнули гоночный инженер Audi Sport Лина Гейд, глава FIA по безопасности Лоран Мекис и коммерческий руководитель чемпионата мира по ралли-кроссу Роб Армстронг. При этом Роб подтвердил слова Сольберга о том, что ралли-кросс остается наиболее открытой и доступной дисциплиной для зрителей.
«Соревнования по ралли-кроссу доступны для самых разных слоев населения, – завил он. – Для нас главное – это зрители.
Мы стараемся использовать малейшую возможность, чтобы повысить комфорт болельщиков на трибунах и увеличить их вовлеченность в процесс. В Норвегии, к примеру, у нас запущена целая программа, позволяющая молодым ребятам работать в гоночных командах».
Заключительная сессия конференции после ознакомления с выставкой MotorEx была посвящена будущему автоспорта, вопросам привлечения новых брендов и новых медиаресурсов. В этой части мероприятия слово взяли представитель команды Jaguar в Формуле Е Джеймс Барклай и вице-президент комиссии картинга FIA Кис ван дер Гринт, а завершил этот отрезок Джим Ляу.
Джим является членом рабочей группы FIA по дрифту – пожалуй, наименее знакомой поклонникам автоспорта дисциплине. При этом мало у кого есть сомнения в том, что это наиболее доступная разновидность автоспорта для юных участников, в особенности в развивающихся странах.
Прежде чем Жан Тодт произнес заключительную речь, слово взял победитель гонок WEC и Формулы Е Лукас ди Грасси. Бразилец с присущей ему страстью буквально умолял сильных мира автоспорта всеми силами сохранить спортивную составляющую гонок, несмотря на повсеместное распространение автономных систем управления машинами и различных помощников.
После трех очень насыщенных и информативных дней конференции с призывом к присутствующим делегатам обратился заместитель Тодта по спортивной части Стоукер.
«Основной целью прошедшей конференции является образование новых автоспортивных клубов по всему миру, – сказал Грэм. – Мы должны добиться того, чтобы любой талантливый парень имел возможность пробиться в гонки, и чтобы основную роль в этом играло не благосостояние его семьи и наличие связей, а одаренность. Мы уже на пути к этой цели, но впереди еще много работы».
Конференция FIA следующего года должна состояться в Женеве, и на ней с большой долей вероятности будет продолжено обсуждение поднятых на этой неделе вопросов...