Технический обзор Гран При Италии
С приближением развязки сезона гонка вооружений в Формуле 1 постепенно сходит на нет, но уникальная конфигурация трассы в Монце, как и раньше, требует особого подхода инженеров к спецификации и настройке шасси. Технический эксперт AUTOSPORT Крэг Скарборо рассмотрел машины команд поближе и поделился своими впечатлениями...
Из-за своего сверхскоростного характера итальянская трасса традиционно предполагает специальную настройку машины под минимальный уровень прижимной силы и лобового сопротивления. Таким образом, команды привезли в Монцу определенные технические новинки, направленные именно на эти аспекты.
Если говорить коротко, в Италии мы главным образом увидели миниатюрные антикрылья на шасси, а также модифицированные каналы охлаждения агрегатов силовой установки и тормозных механизмов для снижения сопротивляемости машины воздушному потоку.
В этом году погода в Монце, как и неделю назад в Спа, выдалась очень жаркой, что обычно приводит к повышенной деградации шин. Особенно это касается задней резины, что также ограничивает пилотов в плане агрессии на выходе из поворотов и добавляет шасси избыточной поворачиваемости при потере сцепления.
Чтобы нивелировать влияние погоды, многие команды привезли в Монцу спецификации шасси с чуть повышенным уровнем прижимной силы в сравнении с традиционным комплектом на эту гонку. Иначе скольжение задней резины по раскаленному дорожному полотну уже через пару кругов привело бы ее в негодность.
И эти факторы становятся еще более существенными в трафике, поскольку прижимная сила в зоне за впередиидущей машиной снижается – кроме того, при плотном преследовании соперника падает также и эффективность работы воздуховодов рабочих агрегатов, что чревато перегревом.
Mercedes
Команда Mercedes привезла в Монцу сразу несколько модификаций заднего антикрыла. Вполне вероятно, что именно под влиянием погоды в коллективе решили остановиться на элементе с изогнутым профилем, который в последний раз использовался на этапе в Баку.
При этом в боксах англо-немецкой дружины осталось еще одно крыло с гораздо меньшим углом атаки, но его было решено не использовать.
Для компенсации высоких температур в команде также приняли решение оборудовать шасси асимметричными воздуховодами передних тормозов, чтобы максимально эффективно охлаждать наиболее загруженную переднюю покрышку (левую) путем отражения горячего воздуха от тормозных механизмов подальше от шины и колеса.
Red Bull Racing
Силовая установка Renault по-прежнему уступает в пиковой мощности двигателю Mercedes, что сказывается на скорости пилотов Red Bull на бесконечных прямых Монцы. Как следствие, в команде подготовили максимально "урезанную" версию аэродинамики шасси к итальянскому этапу.
И главный игрок на этой сцене – обновленное и практически минимально настроенное заднее антикрыло. Оно короче, чем обычно, плюс углы атаки выставлены на пределе допустимого – все это должно помочь пилотам команды не сильно отставать от лидеров на скоростном автодроме.
Такое миниатюрное крыло не требует прорезей в торцевых пластинах, так что в Милтон-Кинсе решили оставить торцевики сплошными, несмотря на то, что традиционные уже щели способствовали снижению уровня лобового сопротивления.
Вместе с задним антикрылом значительно уменьшилось оперение и на переднем – основные закрылки были значительно сокращены в размерах, чтобы снизить уровень прижимной силы.
Также в команде Red Bull изменили геометрию воздуховодов передних тормозов и прикрыли выдувные ступицы передних колес, что также должно положительно сказаться на уровне лобового сопротивления в Монце.
Ferrari
На домашнюю трассу в Монце команда Ferrari привезла в последний раз в нынешнем сезоне обновленную силовую установку – на ее модернизацию ушли заключительные три жетона. Предполагается, что улучшения коснулись двигателя внутреннего сгорания.
Эти изменения стали своеобразным ответом Mercedes и Honda на модернизацию своих моторов неделей ранее в Спа.
Таким образом, до конца нынешнего сезона установка Скудерии больше не претерпит никаких изменений, если команде не удастся убедить руководство спорта в том, что модификации сделаны исключительно с целью повысить надежность агрегата или его безопасность.
Ожидается, что Honda свои заключительные три жетона потратит перед домашней гонкой в Японии через месяц, тогда как соображения Mercedes по поводу использования своих шести оставшихся токенов пока неизвестны.
В распоряжении мотористов Renault по-прежнему находится 21 жетон, но французы решили отказаться от модернизации нынешнего двигателя, сосредоточив все свои силы на следующем сезоне.
Что касается аэродинамики, то в Монце шасси Ferrari предстало в достаточно традиционном виде с относительно объемным задним антикрылом и передним крылом с двумя закрылками – таким образом, в Скудерии вернулись к элементам, использовавшимся на старте сезона.
Как и в Mercedes, в Ferrari решили оборудовать SF16-H асимметричными воздуховодами передних тормозов, но при этом расположили их чуть ниже традиционной позиции.
Williams
Команда Williams также привезла в Монцу "урезанную" версию заднего антикрыла, при этом разместив основную плоскость элемента на несколько сантиметров ниже верхней кромки торцевых пластин.
При таком расположении эффективность крыла от дополнительных прорезей в торцевиках сохраняется, что позволяет снизить общий уровень лобового сопротивления.
Toro Rosso
Тогда как соперники привозят все новые и новые обновления силовых установок, команда Toro Rosso вынуждена страдать от невозможности модернизировать прошлогоднюю спецификацию мотора Ferrari.
На протяжении всего сезона в коллективе использовали шасси с низкой прижимной силой и лобовым сопротивлением, чтобы хоть как-то нивелировать недостаток мощности двигателя, и в Монце они пошли еще дальше.
В результате на машину STR11 было установлено крошечное заднее антикрыло, и в зависимости от выставленного угла атаки команда может менять две версии переднего крыла для баланса заднего.
К тому же, в каскаде переднего антикрыла задний закрылок был значительно уменьшен и поставлен под меньшим углом атаки, чтобы еще сильнее снизить уровень прижима.
Кроме того, экстремальная версия переднего антикрыла и вовсе не содержит этот закрылок и внешне выглядит как неполноценная конструкция. При этом единственный регулируемый открылок продлен назад для соединения с регулировочным механизмом.
Haas
В Монце команда Haas представила очень специфическое заднее антикрыло с двумя "волнами" в своей геометрии.
Целью создания W-образного профиля рабочей плоскости является снижение угла атаки крыла в тех местах, где это необходимо, с сохранением прижима в других областях элемента.
На первый взгляд может показаться, что крутой наплыв в области торцевых пластин может создавать завихрения в этой части крыла и увеличивать лобовое сопротивление шасси. Однако известно, что, как и в случае с Williams, торцевики способны сами справляться с этими завихрениями при помощи прорезей.
В целом же такую конструкцию заднего антикрыла нельзя назвать экстремальной в плане снижения уровня прижимной силы – и лишним тому подтверждением служит то, что переднее крыло на шасси не изменилось.
И все же маловероятно, что мы увидим эту разработку Haas на одном из следующих Гран При сезона.
Manor
Еще в прошлом году Manor привозила в Монцу те же самые крылья, что и на другие автодромы, просто выкрученные на минимальные углы атаки.
Однако в нынешнем сезоне команда смогла спроектировать некоторые детали шасси специально под итальянский автодром. Наиболее значимым изменением можно назвать упрощенную геометрию переднего антикрыла для компенсации максимально плоского профиля заднего.
Как и большинство команд, Manor использует конструкцию из двух открылков на переднем крыле, допускающую регулировки.
В этот уик-энд коллектив решил снабдить свое шасси единым цельным регулируемым открылком для снижения уровня прижима.
Конечно, такую конструкцию нельзя назвать столь же экстремальной, как у Toro Rosso, но все же это значительно лучше в плане прижимной силы, чем составная геометрия.
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько