Только раз бывает в жизни поул...

Кевин Тернер
27 февраля 2013 в 12:01

На прошлой неделе мы вспоминали пилотов, которым удалось выиграть за всю карьеру в Формуле 1 всего одну гонку. Теперь пришло время поговорить о тех, кто также отличился только однажды, но в квалификации. Кевин Тёрнер рассказывает читателям AUTOSPORT о небольшой группе гонщиков, над которыми лишь один день светило субботнее солнце

ТЬЕРРИ БУТСЕН

Гран При Венгрии-1990 
Williams FW13B

Тьерри Бутсен на Гран При Венгрии 1990 года
Тьерри Бутсен на Гран При Венгрии 1990 года

«Прости меня, Тьерри, я ошибался, – написал журналист AUTOSPORT Найджел Робак. – У меня были сомнения в том, что ты сможешь вот так выиграть гонку: стартуя впереди, в сухую погоду, в условиях прессинга. Однако в Венгрии ты завоевал поул, лидировал с первых метров и – если не считать плюс-минус двести оборотов в минуту – не допускал ошибок».

Переход в Williams в 1989 году открыл перед бельгийцем прекрасные возможности, и Тьерри дважды побеждал под дождем. Но годом позже на Хургароринге он был очень хорош за рулем FW13B и под ярким солнцем.

В дебюте квалификации лидировали Жан Алези из Tyrrell и пилот McLaren Герхард Бергер, показавшие результаты в районе 1.18. Однако Бутсен, от которого никто не ждал сюрпризов, внезапно остановил стрелку секундомера на отметке 1.17,919.

«Машина выглядела куда лучше, чем [на предыдущем этапе] в Хоккенхайме, – сказал пилот Williams. – Нам удалось добиться большого прогресса в работе с шасси, а в Renault подготовили очередные доработки мотора, которые позволили повысить его мощность в квалификационном режиме.

Разница стала ощутима сразу, как только я выехал из боксов».

Напарник Бутсена Риккардо Патрезе подтвердил отличную форму Williams, показав вторую скорость. Даже стараний Айртона Сенны на последний минутах не позволили ему потеснить пилотом британской команды с первого стартового ряда.

«Отчетливо помню каждую секунду того круга, – вспоминает Тьерри Бутсен уже в наши дни. – Я знал, что в воскресенье машина будет не столь хороша из-за резины, но в субботу она смотрелась по-настоящему здорово.

Я начал круг чуть медленнее, чем мог бы, чтобы не расходовать сразу же весь ресурс шин. У меня было четкое ощущение, что есть шанс завоевать поул. В первых двух поворотах я немного осторожничал, зато на финальном секторе было намного быстрее всех.

Я прекрасно понимал, что в Венгрии невозможно выиграть, если вы стартуете не с поула».

Бутсен хорошо стартовал, по ходу дистанции смог сдержать прессинг Герхарда Бергера, Алессандро Наннини и Айртона Сенны – и вынудил нашего автора принести извинения, с которых началась эта история.

ДЭННИ ХЬЮМ

Гран При ЮАР-1973
McLaren M23

Старт Гран При ЮАР 1973 года
Старт Гран При ЮАР 1973 года

Во всех материалах нашего цикла оказался представлен всего один пилот, побеждавший в чемпионате мира – это новозеландец Дэнни Хьюм. Обладатель титула 1967 года за время выступлений в Ф1 одержал восемь побед и девять раз показывал лучшее время круга. Но лишь раз – на южноафриканской трассе Кялами в 1973-м – ему удалось выиграть квалификацию.

Особая значимость этапа состояла в том, что именно здесь состоялся дебют одной из лучших машин в истории Ф1 – McLaren M23.

«Она развивала высокую скорость на прямых, но по-настоящему быстро позволяла ехать в поворотах», – сказал Хьюм после южноафриканской квалификации, где в точке замера показал скорость 296,5 км/ч.

Несмотря на слухи о том, что Ронни Петерсон из Lotus промчал круг за 1.16,1, официально первую стартовую позицию с результатом 1.16,28 завоевал именно Дэнни Хьюм, а его молодой напарник по McLaren Джоди Шектер на старой M19C показал третье время.

В гонке новозеландский ветеран уверенно лидировал, пока не пробил шину на обломках, оставшихся на трассе после столкновения нескольких машин. Потом он повредил резину вновь, заблокировав колесо на торможении, и в итоге финишировал только пятым.

«У этой машины явно есть будущее, одолеть её явно окажется непросто», – писал в отчете о гонке журналист AUTOSPORT Пит Лайонс…

ЭУДЖЕНИО КАСТЕЛЛОТТИ

Гран При Бельгии-1955
Lancia D50

Эудженио Кастеллотти на трассе Гран При Бельгии 1955 года
Эудженио Кастеллотти на трассе Гран При Бельгии 1955 года

После трагической гибели лидера команды Lancia Альберто Аскари итальянский автопромышленник Джанни Лянча отказался от дальнейшего участия в гонках. Однако он разрешил еще одному своему пилоту, молодому Эудженио Кастеллотти, в частном порядке выступить на D50 в Гран При Бельгии.

Удивительно, но впервые оказавшись на старой и внушающей трепет 14-километровой трассе в Спа, Кастеллотти уже в пятницу побил рекорд круга, принадлежавший Хуану-Манэлю Фанхио, на полсекунды. Этого оказалось достаточно для завоевания поула, так как в субботу пошел дождь.

Знаменитый журналист Поль Фрер, сам выступавший в Ф1, назвал такой результат выдающимся, предположив, что пилоту помог дух его наставника Аскари, который всего за неделю до этого отправился в лучший из миров.

Сам же Кастеллотти назвал главным фактором своего успеха алую D50. «Я не полностью удовлетворен, – признался он Фреру. – Lancia едет столь здорово, чтобы превосходит [тогдашних лидеров] Mercedes, пусть и ненамного. Аскари за её рулем смог бы добиться гораздо большего».

Однако в гонке Хуан-Мануэль Фанхио и Стирлинг Мосс на Mercedes быстро обогнали итальянца и принесли штутгартской марке победный дубль. Кастеллотти держался третьим за парой серебристых W196, но затем на его машине отказала коробка передач, и итальянцу пришлось сойти. Позже по ходу того сезона он выступал за Ferrari и занял четвертое место в чемпионате пилотов.

А D50 – правда, уже в команде Энцо Феррари – стала чемпионской машиной уже в следующем 1956 году. Что до Эудженио Кастеллотти, то он так и не выиграл ни одного Гран При, разбившись на тестах в Модене в 1957-м.

НИКО ХЮЛЬКЕНБЕРГ

Гран При Бразилии-2010
Williams FW32

Нико Хюлькенберг на Гран При Бразилии 2010 года
Нико Хюлькенберг на Гран При Бразилии 2010 года

Некоторые называют поул, неожиданно завоеванный немецким пилотом за рулем никудышной машины Williams, лишь следствием везения – якобы, Хюлькенберг оказался последним, кто пересек финишную черту в условиях подсыхающего асфальта. Но это не так – даже второй результат, показанным Нико, все равно обеспечил бы ему поул.

Ключом к успеху стали отличный круг на выезде из боксов и поддержание такой температуры шин, которой не удалось достичь более осторожным соперникам. Кроме того, в условиях весьма вероятного увольнения из Williams пилоту хотелось напоследок заявить о себе.

На сликах, зная, что даже малейшее отклонение от траектории неминуемо приведет к развороту, он не допустил ни единой ошибки. Несколько раз машина оказывалась на грани срыва в скольжение, особенно в финальном повороте, но он удерживал её под контролем и смог завоевать один из самых известных поулов в новейшей истории Формулы 1.

Будет удивительно, если он так и останется последним

ПИТЕР РЕВСОН

Гран При Канады-1972
McLaren M19C

Питер Ревсон на Гран При Канады 1972 года
Питер Ревсон на Гран При Канады 1972 года

Американца Питера Ревсона, пожалуй, не назовешь звездой экстра-класса, но в начале 70-х он входил в число лидеров Ф1. Пилот выиграл чемпионский титул первенства Can-Am в 1971-м, тогда же финишировал вторым в «500 милях Индианаполиса», а два года спустя победил в двух Гран При Формулы 1. В самом начале 1974-го он погиб на тестах в Кялами.

Его семья владела компанией Revlon Cosmetics, а сам Питер завоевал единственный поул на Гран При Канады в 1972-м, показав лучшие секунды на кольце Моспорт-парк за рулем McLaren.

В начале субботней сессии они с напарником Дэнни Хьюмом, установив мягкую резину Goodyear, покинули боксы. Новозеландец показал время 1.13,9, а Питер остался еще на круг и проехал за 1.13,6. Впервые в истории трассы средняя скорость перевалила за отметку в 120 миль/ч (чуть более 193 км/ч).

«Характеристики McLaren M19 отлично подходили этой трассе, – писал обозреватель AUTOSPORT Пит Лайонс. – Ширина машины в сочетании с чуть большим, чем у остальных, углом атаки антикрыльев, очень помогала в затяжных виражах, а подвеска позволяла спокойно ехать по кочковатому асфальту».

Заклинивший дроссель помешал Ревсону и Хьюму нормально стартовать, но в итоге они смогли пробиться через пелотон и в итоге финишировали вторым и третьим, уступив лишь неудержимому Джеки Стюарту.

ТОМ ПРАЙС

Гран При Великобритании-1975
Shadow DN5A

Старт Гран При Великобритании 1975 года
Старт Гран При Великобритании 1975 года

Валлиец Прайс в 1975-м был по-настоящему хорош. Он начинал сезон за рулем прошлогодней Shadow DN3B, а его напарник Жан-Пьер Жарье огорошил падок парой поулов, добытых на новой DN5A. Когда Том тоже получил в свое распоряжении такую машину, он тоже стал серьезным претендентом.

Прайс выиграл внезачетную Гонку чемпионов в Брэндс-Хэтче, а затем показал второе время в квалификации Гран При Монако, уступив лишь Ники Лауде из Ferrari.

Кроме того, на тестах в Сильверстоуне он проехал быстрее тогдашнего рекорда круга – и сохранил эту форму по ходу уик-энда Гран При, где завоевал поул по итогам двух отличных кругов.

«На этих кругах передо мной была пара машин, потому, не исключено, можно было проехать и еще на десятую быстрее, но в целом – я показал все, на что способен, – рассказал Прайс Питу Лайонcу из Autocourse.

В начале гонки пилот Shadow вел борьбу в плотной группе из нескольких машин, затем вырвался в лидеры, после чего на трассу обрушился ливень, и Том не удержался на сыром асфальте в Backetts.

Прайс завоевал в Ф1 еще пару подиумов, но никогда больше не лидировал в гонках. Он погиб на Гран При ЮАР в 1977-м, когда ему в шлем попал огнетушитель перебегавшего трассу пожарного.

БРУНО ДЖАКОМЕЛЛИ

Гран При США-1980
Alfa Romeo 179B

Бруно Джакомелли на Гран При США 1980 года
Бруно Джакомелли на Гран При США 1980 года

В сезоне-1980 выступлениям итальянца сильно мешала ненадёжность машины, но ему, по крайней мере, удалось блеснуть на финальном этапе в Америке. На трассе Уоткинс-Глен Джакомелли выиграл поул и первый и единственный раз в карьере лидировал в гонке чемпионата мира. А потом его Alfa опять сломалась.

«Весь год нас одолевали проблемы, но в этот раз, казалось, все складывается хорошо, – вспоминает 60-летний экс-пилот в наши дни. – Первопричиной всех неприятностей была недостаточная жесткость шасси, а потом еще Патрик Депайе разбился [на тестах]. Команде требовался хороший результат, чтобы поднять настроение.

Уоткинс-Глен – замечательная трасса с несколькими затяжными быстрыми поворотами, спусками и подъемами. Из-за особенностей машины там удавалось очень эффективно использовать граунд-эффект, что играло нам на руку.

Кроме того, команде удалось разобраться с несколькими прежними проблемами, что позитивно сказалось на поведении автомобиля. В частности, улучшился отклик двигателя – теперь мощность передавалась на колеса более плавно.

С первого же круга я понял, что машина будет делать все, что я захочу. Она была быстра на прямых, демонстрировала нейтральный баланс в поворотах, отлично разгонялась и тормозила».

В квалификации Бруно опередил всех соперников на три четверти секунды.

«Никогда за все время выступлений в Формуле 1 у меня не было такой хорошей машины – она позволяла так быстро ехать в скоростных виражах, что комплекта квалификационных шин попросту не хватало на целый круг, потому в субботу мне пришлось использовать гоночную резину, – вспоминает Джакомелли. – При этом мне все равно удавалось проезжать последний поворот на четвертой передаче, тогда как всем остальным приходилось использовать там третью.

В этот день сбылась моя мечта».

ПАТРИК ДЕПАЙЕ

Гран При Швеции-1974
Tyrrell 007

Патрик Депайе на Гран При Швеции 1974 года
Патрик Депайе на Гран При Швеции 1974 года

Пятеро гонщиков из четырех команд уже побеждали в гонках непредсказуемого сезона-1974 к тому моменту, как караван участников Гран При прибыл на седьмой этап сезона в шведский Андерсторп. Там тенденция продолжилась – лидерами оказались гонщики Tyrrell.

Обычно в том году Джоди Шектер выглядел побыстрее Патрика Депайе, но случалось, что француз перехватывал инициативу. В квалификации поначалу лидировал Шектер, следом располагался Ники Лауда из Ferrari. Но затем Депайе опередил обоих, проехав круг быстрее 1.25. После чего Патрик захотел совершить еще одну попытку.

«Это было невероятное зрелище: пилот словно старался пропихнуть носовой обтекатель машины сквозь ноги стоявшего перед ним Кена Тиррела, по сантиметрам продвигаясь вперед и изнывая от желания резко сорваться с места, как только препятствие исчезнет», – писал на страницах AUTOSPORT Пит Лайонс.

В итоге босс Tyrrell все же настоял на своем, но и первоначальное время оказалось достаточно хорошим, чтобы завоевать поул с преимуществом 0,3 секунды над напарником и 0,4 – над Лаудой.

Допустив сильную пробуксовку, Депайе проиграл старт, что и предопределило исход всей гонки. Его преследователи – Ронни Петерсон и пилоты Ferrari – столкнулись с техническими проблемами, а быстрый Джеймс Хант из Hasketh слишком много времени потерял, застряв за Лаудой.

Однако и сам Патрик не смог побороться с Джоди Шектером. Под конец француз показал лучшее время круга (подобного ему удалось добиться всего четырежды за карьеру), но так и остался позади напарника.

«В команде решили, что определяющим станет старт, – писал Лайонс. – Потому, как бы Патрик не наседал на Джоди, у него были четкие инструкции сохранять свою позицию».

Ни одному из пилотов Tyrrell в том сезоне больше не удалось пробиться на первый стартовый ряд, однако Шектер занял третье место в личном зачете. Депайе одержал еще несколько побед за Tyrrell и Ligier, но летом 1980-го разбился на тестах Alfa Romeo в Хоккенхайме.

КОГДА ПОУЛ ПРИНОСЯТ ПРАВИЛА

Нынешний формат квалификации выглядит довольно удачным – и уже забываются многочисленные варианты, опробованные в прошлом десятилетии. В частности, вводился запрет на дозаправку между квалификацией и гонкой, потому пилотам приходилось ездить в субботу с большим количеством топлива.

Именно в то время, когда показанное время мало говорило об истинной скорости, сразу трое пилотов попали в наш список.

Ник Хайдфельд выиграл квалификацию Гран При Европы в 2005 году – прежде всего потому, что его машина была легче, чем второй Williams Марка Уэббера и McLaren Кими Райкконена. Если рассчитать скорость с поправкой на топливо – картина оказалась бы прямо противоположной.

Спустя три года тогдашний напарник Хайдфельда, Роберт Кубица, также возглавил протокол квалификации из-за малого количества бензина в баке. На этапе в Бахрейне BMW Sauber польского пилота оказался на 11 кг легче Ferrari Фелипе Массы, который уступил лучшему времени всего 0,027 секунды.

В том же сезоне Хейкки Ковалайнену удалось завоевать первую стартовую позицию в Сильверстоуне – однако здесь главным фактором стало даже не количество топлива, а ошибки его напарника по McLaren Льюиса Хэмилтона. Днем позже британец все расставил по своим местам.

ПОЛНЫЙ СПИСОК

За вычетом 11 гонок "500 миль Индианаполиса", что с 1950 по 1960 год входили в календарь Ф1, всего 20 пилотам удалось за время выступлений завоевать единственный поул...

Эудженио Кастеллотти, Lancia D50, Гран При Бельгии-1955 (Спа)

Опередил Хуана-Мануэля Фанхио (Mercedes W196) на 0,5 секунды

Йо Бонье © LAT
Йо БоньеФото: LAT

Йоаким Бонье, BRM P25, Гран При Голландии-1959 (Зандворт)

Опередил Джека Брэбэма (Cooper T51) на 0,0 секунды

Вольфганг фон Трипс, Ferrari 156, Гран При Италии-1961 (Монца)

Опередил Рикардо Родригеса (Ferrari 156) на 0,1 секунды

Лоренцо Бандини, Ferrari 312, Гран При Франции-1966 (Реймс)

Опередил Джона Сёртиза (Cooper T81) на 0,6 секунды

Майк Паркс, Ferrari 312, Гран При Италии-1966 (Монца)

Опередил Лудовико Скарфиотти (Ferrari 312) на 0,3 секунды

Питер Ревсон, McLaren M19C, Гран При Канады-1972 (Моспорт-парк)

Опередил Дэнни Хьюма (McLaren M19C) на 0,3 секунды

Дэнни Хьюм, McLaren M23, Гран При ЮАР-1973 (Кялами)

Опередил Эмерсона Фиттипальди (Lotus 72D) на 0,13 секунды

Патрик Депайе, Tyrrell 007, Гран При Швеции-1974 (Андерсторп)

Опередил Джоди Шектера (Tyrrell 007) на 0,318 секунды

Карлос Паче © LAT
Карлос ПачеФото: LAT

Карлос Паче, Brabham BT44B, Гран При ЮАР-1975 (Кялами)

Опередил на Карлосе Рейтемана (Brabham BT44B) на 0,07 секунды

Витторио Брамбилла, March 751, Гран При Швеции-1975 (Андерсторп)

Опередил Патрика Депайе (Tyrrell 007) на 0,380 секунды

Том Прайс, Shadow DN5A, Гран При Великобритании-1975 (Сильверстоун)

Опередил Карлоса Паче (Brabham BT44B) на 0,14 секунды

Бруно Джакомелли, Alfa Romeo 179B, Гран При США-1980 (Уоткинс-Глен)

Опередил Нельсона Пике (Brabham BT49) на 0,789 секунды

Андреа да Чезарис, Alfa Romeo 182, Гран При Лонг-Бич-1982 (Лонг-Бич, США)

Опередил Ники Лауду (McLaren MP4/1B) на 0,120 секунды

Тьерри Бутсен, Williams FW13B? Гран При Венгрии-1990

Опередил Риккардо Патрезе (Williams FW13B) на 0,036 секунды

Ник Хайдфельд, Williams FW27, Гран При Европы-2005 (Нюрбургринг, Германия)

Опередил Кими Райкконена (McLaren MP4/20) на 0,116 секунды

Роберт Кубица, BMW Sauber F1.08, Гран При Бахрейна-2008 (Сахир)

Обогнал Фелипе Массу (Ferrari F2008) на 0,027 секунды

Хейкки Ковалайнен © LAT
Хейкки КовалайненФото: LAT

Хейкки Ковалайнен, McLaren MP4-23, Гран При Великобритании-2008 (Сильверстоун)

Опередил Марка Уэббера (Red Bull RB4) на 0,505 секунды

Нико Хюлькенберг, Williams FW32, Гран При Бразилии-2010 (Интерлагос)

Опередил Себастьяна Феттеля (Red Bull RB6) на 1,049 секунды

Нико Росберг, Mercedes F1 W03, Гран При Китая-2012 (Шанхай)

Опередил Льюиса Хэмилтона (McLaren MP4/27) на 0,505 секунды

Пастор Мальдонадо, Williams FW34, Гран При Испании-2012 (Барселона)

Опередил Фернандо Алонсо (Ferrari F2012) на 0,017 секунды

Ранее в этом цикле опубликовано: Когда первая победа оказывается последней

  • Поделиться: