Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Уход Audi и VW никак не связан с дизельным скандалом

Дитер Ренкен
18 ноября 2016 в 9:51
Фото: Виктория Ганеева

Забудьте о дизельном скандале, уход Audi и Volkswagen из чемпионатов мира по гонкам на выносливость и классическому ралли соответственно никак с ним не связан. Всё дело в перспективах глобального автоспорта, которые целиком и полностью связаны с электрическими технологиями. Рассуждает Дитер Ренкен...

Сначала Audi, затем Volkswagen: уход этих брендов одного за другим из мировых первенств WEC и WRC поверг в шок многих, ведь эти чемпионаты проводят свои этапы на всех населенных континентах в мире, за исключением Африки.

Факт пересмотра корпорацией VW Group структуры своей гоночной активности сам по себе не стал сюрпризом, поскольку компания, являющаяся мировым лидером по продажам, до сих пор не пришла в себя от прогремевшего в сентябре 2015-го дизельного скандала.

Более того, многие тогда удивились, что Audi сразу не покинула чемпионат мира по гонкам на выносливость, хоть и уменьшила свое представительство в Ле-Мане до двух машин. Помимо этого, и в мировом классическом ралли производитель VW оставался на первых и доминирующих ролях, что, как мы знаем по примеру Mercedes в Ф1, не всегда идет бренду на пользу.

Примерно через четыре месяца после разразившегося скандала о своем переходе в McLaren заявил гоночный директор VW Йост Капито. Быть может, это было чистым совпадением, но, как это обычно бывает в автоспорте, тот, кто ходит как утка и к тому же крякает, скорее всего, не окажется в итоге индюком или павлином.

В любом случае, предусмотрительный и вежливый немец не собирался выносить сор из избы, сказав лишь, что в VW любезно согласились расторгнуть контракт раньше означенного срока.

Неудивительно, что практически одновременный выход двух топовых марок из ведущих мировых чемпионатов, плюс сокращение гоночной программы Porsche в Ле-Мане до двух машин, не могло не породить ассоциацию с громким дизельным скандалом, и сегодня в мире автоспорта все в один голос твердят, что с ископаемыми видами топлива это никак не связано, а виной всему шаловливые руки инженеров, решивших всех обхитрить.

Сторонники этой теории также приводят в качестве аргумента тот факт, что дизельная/гибридная серийная продукция Audi не представлена в линейке немецкого производителя, что негативно сказывается на маркетинговой составляющей участия в таком чемпионате. Но не стоит забывать, что прототипы категории LMP1 маркируются как e-tron, что в будущем должно стать вторым именем электромобилей Audi.

Также они ссылаются на то, что Audi сохранила свое место в чемпионате DTM, но ведь это фактически национальное первенство, в котором представлены три престижных немецких бренда, и отказ Audi от участия в партнерской программе с ITR e.V (спортивный клуб серии) и ITR GmbH (коммерческое подразделение) означал бы полный крах для чемпионата, в котором в этом случае осталось бы только два производителя.

В настоящее же время трио участников пошло на сокращение представительства в чемпионате – таким образом, начиная со следующего года в DTM будет представлено не по восемь, как раньше, а лишь по шесть автомобилей от каждого производителя. Если верить инсайдеру в ITR, такое решение было принято исключительно из финансовых соображений. Если бы Audi отказалась от участия в первенстве, количество автомобилей на трассе могло сократиться с 24 сразу до 12, что привело бы к коллапсу главного национального кузовного чемпионата – а этого в Audi желают в самую последнюю очередь.

Также многие указывают на то, что раллийные машины VW заправляются бензином, а значит, дизельный скандал никак не мог затронуть участие концерна в WRC. Но не стоит забывать о финансовой стороне вопроса – с учетом всех штрафов, размер которых в сумме может превысить 25 миллиардов фунтов стерлингов, VW Group просто вынуждена урезать бюджеты, хотя стоит признать, что расходы компании на обе эти гоночные программы несопоставимы в сравнении с указанной цифрой.

Кроме того, многие заметили, что бренд Audi покидает чемпионат мира сразу после поражения от Porsche и Toyota. Да, это так, но нужно помнить, что в гонках на выносливость применяется правило баланса сил, и, как и в прошлые годы, организаторы могли вновь уравнять производителей путем введения очередных ограничений на технические характеристики.

Также есть мнение, что VW покинула чемпионат мира по ралли лишь потому что добилась всех поставленных целей в чемпионате. Но, позвольте спросить, зачем в таком случае они вложили столько времени, сил и средств в разработку новой Polo, которая, по мнению специалистов, способна была бы продлить эру доминирования немецкого производителя в WRC?

Дело в том, что автоспортивная составляющая, в частности с использованием процесса сжигания топлива, является лишь одним из направлений маркетинга VW Group – объемным, но все же не главным, и в настоящее время в компании решили пересмотреть свой подход к этому виду маркетинга. Всё указывает на то, что руководство VW Group просто разочаровалось в эффективности промоутерской деятельности посредством автоспорта.

При этом рекламная и спонсорская деятельность корпорации продолжится, хотя и будет изменена ее структура, в частности в отношении WEC и марафона в Ле-Мане. То же самое касается и Lada, заявившей недавно о выходе из чемпионата мира по Турингу. Маркетинговая и рекламная деятельность российской компании будет продолжена, просто она не будет представлена в рамках чемпионата WTCC.

Также ни на секунду не остановится и исследовательская деятельность VW – не забывайте, что одним из важнейших оснований для участия в гонках любого производителя является технический вызов, предполагающий работу машин на пределе возможного в самых разных условиях.

В 2015 году VW стала мировым лидером по количеству затраченных средств на исследования (12,5 млрд фунтов против 7 млрд у Toyota), что лишний раз доказывает, что затраты на само участие в чемпионатах, составляющие всего порядка 150 миллионов фунтов, являются лишь каплей в море.

Среди всех главных брендов корпорации Audi потребовала порядка трети всех этих расходов, то есть около 4 млрд фунтов, четверть из которых будет в будущем выделена на электрификацию линейки продукции компании, а также разработку беспилотных технологий управления автомобилем.

В планы Audi входит к 2025 году выйти на четверть всех своих продаж в размере 1,8 миллиона штук в год в отношении электромобилей. Это около 450 машин с электрическим приводом в год, что вчетверо превышает нынешние темпы лидера этого сектора рынка – компании Tesla. Речь идет об автомобилях, способных преодолевать на одном заряде порядка 400 км, что достаточно для большинства покупателей.

Таким образом, Audi больше не нужно доказывать надежность своих дизель-гибридных прототипов на дистанции в 24 часа. Именно в этом всё дело – мир в отношении использования автомобилей кардинально изменился за последние пять лет, а автоспорт по-прежнему исповедует принципы, заложенные еще в конце 19-го века: ухабистая дорога, изнуряющие отрезки для техники и гонщиков с редкими моментами смен и дозаправки, продолжительная дистанция и повышенная надежность.

Когда дитя нового времени собирается из Барселоны в Лондон, оно берет билет на самолет, а не едет в автомобиле. На работу люди тоже чаще всего ездят на метро или на такси. Так какое им дело до того, сколько там часов без остановок проехала Audi в Ле-Мане, и как высоко подлетела VW Polo на трамплине Ouninpohja в Финляндии?

Времена изменились, и в VW Group это поняли, пусть и не без помощи своих чересчур смышленых инженеров…

В свете этого неудивительно, что Audi сегодня обращает все свои взоры на Формулу Е, одновременно поддерживая Маттиаса Экстрёма в мировом ралли-кроссе. Несмотря на то, что многие поклонники автоспорта осуждают новые гоночные дисциплины, факт остается фактом – такие соревнования больше отвечают веяниям времени: гонки проходят прямо в центре города – идти далеко не надо, к тому же, они весьма доступны, не отнимают много времени, сопровождаются интересными мероприятиями, и в них представлены новые технологии. Более того, сегодня руководство мирового ралли-кросса уже вовсю смотрит в сторону использования электромоторов.

Эту концепцию великолепно описал недавно ушедший из жизни президент европейского отделения Ford Мартин Лич, под руководством которого "Голубые овалы" выигрывали в ралли с Колином Макреем.

«Если говорить о том, какие дисциплины сегодня привлекают любителей автоспорта, то я бы отметил именно ралли-кросс – гонки по бездорожью, очень высокая динамика, короткие гонки…

Следующим шагом должна быть электрификация ралли-кросса, что будет просто здорово».

Также Лич отметил, что формат соревнований по ралли-кроссу позволит механикам менять батареи на машинах без ущерба для гонок – в отличие от Формулы Е, где сейчас пилотам приходится менять машину по ходу дистанции. Кроме того, он призвал кое-что поправить в формате проведения этапов.

«Необходимо сделать некоторые изменения в формате соревнования, поскольку даже мировой чемпионат сейчас привлекает куда меньше зрителей, чем мог бы».

Неудивительно, что в VW также ратуют за введение электромобилей в ралли-кроссе, а 40-секундный ролик, где Кевин Эрикссон обгоняет пятерых соперников, включая Citroen Петтера Сольберга, в первом повороте немецкого этапа WRX, набирает 1,2 миллиона просмотров на YouTube меньше чем за месяц.

После ухода из WEC большая часть сотрудников Audi Sport переключится на работу в Формуле Е в партнерстве с командой Abt. Это будет настоящая массовая атака немецкого производителя в области, в которой их соперники по рынку еще не слишком освоились. К тому же, каких-то серьезных финансовых вливаний это вряд ли потребует.

Не может быть совпадением то, что Citroen начала серьезно развивать свой бренд DS, Jaguar и BMW уже выразили свою приверженность электрической Формуле, да и в Mercedes не так давно заявили об интересе к этому первенству.

«Многие производители проявили интерес к серии, и это логично, учитывая то, как развиваются технологии, – заявил руководитель Mercedes F1 Тото Вольф. – Мы не знаем, к чему это приведет.

Раньше у нас не было времени подумать над возможностями Формулы Е. То, что мы подписали опцион, дает нам возможность всё проанализировать и понять».

Это сказал человек, руководящей доминирующей на сегодняшний день командой в Формуле 1. Неудивительно, что в Больших Призах участвуют, по сути, лишь два полноценных производителя серийных автомобилей: Mercedes и Renault.

Относительно тихо на фоне ухода Audi из WEC и VW из WRC прошла новость о расставании российского производителя Lada с мировым Турингом. Этот чемпионат располагается чуть ниже по уровню в списке мировых первенств, но факт остается фактом – еще один производитель покидает глобальную гоночную серию за столь короткий период времени, и это уже тенденция. При этом не стоит забывать, что Lada так или иначе является членом семьи Renault.

Французский производитель, в свою очередь, принимает, пожалуй, самое активное участие в Формуле Е со своей командой e.dams, одним из руководителей которой является Алан Прост, и для них в этом первенстве неизвестных практически не осталось.

Не так давно мой коллега Гэри Уоткинс предположил, что Audi сослужила WEC недобрую службу, фактически заявив о том, что они меняют чемпионат мира по гонкам на выносливость на первенство электрокаров. Гэри прав в том, что в компании могли бы выбрать слова и получше, но что говорить, раз сам руководитель Audi Sport и отец дизель-гибридов Вольфганг Ульрих охарактеризовал соревнования в Формуле Е как гонки будущего.

И ключ к успеху в современном автоспорте лежит именно в этих двух словах: гонки будущего. Новые технологии похоронили уже не одну индустрию прошлого. Хочется вам этого или нет, но автоспорт непременно будет двигаться от ископаемых видов топлива к электричеству и альтернативным типам горючего. Спорт должен адаптироваться, иначе он просто умрет. Многие виды спорта в настоящее время меняются и становятся более динамичными – взять, к примеру, отмену правила перехода подачи в волейболе. То же касается и технических видов спорта.

Быть может, к осознанию этого факта VW Group действительно пришла частично через разразившийся скандал с вредными выхлопами, но пути обратно все равно нет. По сути, единственной причиной, почему Porsche участвует в WEC, является то, что их флагманская серийная линейка машин оснащена бензиновым гибридом. В то же время концепция Porsche Mission E уже целиком и полностью электрическая…

Честь и хвала FIA за то, то они вовремя поймали ветер перемен и дали дорогу Формуле Е, а также поддерживают идею электрификации ралли-кросса. За это руководство федерации заслуживает настоящих оваций. Именно подобные шаги позволят в будущем людям самых разных взглядов наслаждаться гонками – пусть и с электромоторами…

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle