Десять лучших пилотов Формулы 1 сезона-2016
Природа Ф1 состоит в том, что гонщики перемещаются вниз-верх по стартовой решетке, впечатляя из уик-энда в уик-энд, в зависимости от того, на какой технике они выступают. Но кто из них впечатлил больше остальных в 2016-м?
Наконец Нико Росберг стоит выше Льюиса Хэмилтона. Именно в его пользу закончилась дуэль за самый престижный трофей Формулы 1.
Mercedes вновь доминировала, имея в своем распоряжении лучшую машину вот уже третий год подряд. Кроме того, пилоты немецкой команды одержали победы в 19 из 21 Гран При сезона.
Однако это вовсе не значит, что Росберг и Хэмилтон по определению стали лучшими по итогам года.
Редактор AUTOSPORT.com Бен Андерсон составил для вас список из десяти лучших пилотов Ф1 в сезоне-2016.
10. Серхио Перес
Команда: Force India-Mercedes
Старты: 21
Победы: 0 (лучший результат – третье место)
Место в турнирной таблице: 7
Очередная сильная кампания в исполнении Переса, который заработал более 100 очков за один сезон. Такое достижение покорилось ему впервые. Кроме того, он завершил год на седьмом месте в общем зачете, что также является его лучшим результатом.
Он выступал стабильно сильно с середины прошлого года, когда сумел добиться прорыва в работе с настройками в Спа. Он продолжал демонстрировать свой класс и на протяжении всего 2016 года.
В целом его напарник по команде Нико Хюлькенберг выступал немного лучше, но Перес отлично подгонял немца. Квалификационную дуэль выиграл Нико со счетом 12:9, однако в 14 из 21 ГП разница между ними составляла не более 0,2 секунды, что говорит о прогрессе мексиканца в прохождении одного круга в сравнении с началом его карьеры в Sauber.
VJM09 под управлением Переса была второй в квалификации в Баку – выдающийся результат. А по итогам Гран При Европы Серхио финишировал на подиуме. Всего этого удалось добиться, несмотря на то, что он разбил свою машину в концовке третьей тренировки, что повлекло за собой замену коробки передач и соответственно штраф на стартовой решетке.
Перес стал поистине универсальным гонщиком. Да, он редко показывает искрометную езду, однако он существенно добавил в квалификациях. А методичный и аналитический подход в работе с резиной делает его невероятно стабильным пилотом в гонках.
Он почти всегда пользуется шансами, которые ему выпадают. Он был ключевым компонентом Force India в ее самом успешном сезоне в Ф1.
9. Нико Хюлькенберг
Команда: Force India-Mercedes
Старты: 21
Победы: 0 (лучший результат – четвертое место)
Место в турнирной таблице: 9
На протяжении своей карьеры в Force India Нико выступал загадочно, демонстрируя лишь одиночные вспышки той формы, которая заставила обратить на него взоры Ferrari в конце эры V8 в Ф1.
Первые пять гонок сезона-2016 в его исполнении были невыразительными, но Хюлькенберг ожил после майского глобального обновления VJM09. Он показал несколько выдающихся результатов, особенно в квалификациях, где он стабильно хоть ненамного, но опережал своего напарника Переса.
В Монако Хюлькенберг квалифицировался на шикарном пятом месте, опередив Кими Райкконена на Ferrari. В день гонки у Нико были все шансы финишировать на подиуме вместо Переса, однако стратегия, выбранная командой для Серхио, оказалась превосходной.
В условиях переменчивой погоды в субботу на Ред Булл Ринге он стал третьим. Также замечательные круги покорились немцу в третьем сегменте квалификаций в Остине и Мехико. Многие связывают прорыв в результатах в концовке сезона с воодушевлением от подписания контракта с Renault, хотя сам Нико это отрицает.
В 2016-м Хюлькенберг не всегда показывал результаты, которых заслуживал: он выбыл из борьбы в пяти гонках не по своей вине. Перес уверенно переиграл Хюлькенберга в турнирной таблице, однако она не отражает полной картины: в частности она не показывает, насколько хорош был Нико в этом сезоне. В упорном сражении напарников по Force India минимальное преимущество все же отдается Нико.
8. Валттери Боттас
Команда: Williams-Mercedes
Старты: 21
Победы: 0 (лучший результат – третье место)
Место в турнирной таблице: 8
В 2016-м Williams уже не входила в тройку лучших команд Ф1, соскользнув на пятое место. В свою очередь Боттасу стало трудно добиваться тех вершин, которые ему покорялись в 2014-м и 2015-м.
У FW38 был ограниченный потенциал, а аэродинамическое обновление шасси оставляло желать лучшего. Однако Боттасу удавалось выжимать максимум из того, что было у него в распоряжении. Он редко показывал яркие результаты, но регулярно финишировал в очках. Самым запоминающимся моментом сезона стал подиум в Канаде, который состоялся благодаря феноменальной стратегии. Тогда он сумел опередить пилотов Red Bull Racing, а также Нико Росберга на Mercedes и Кими Райкконена на Ferrari.
Валттери в очередной раз проявил свою силу в квалификациях: он уничтожил напарника по команде Фелипе Массу со счетом 17:4. Это самая большая разница между напарниками в 2016-м.
При этом Боттас пробивался в Q3 14 раз из 21 попытки, а его усредненная стартовая позиция составила 8,3 место, что почти на уровне Хюлькенберга (8,29) и лучше, чем у Переса (9,4) и у Массы (10,5). Это весомое достижение, если брать во внимание тот факт, что машина Боттаса никак не входила в четверку лучших на стартовой решетке.
Год для Williams получился сложным, но Боттас в своем спокойном стиле вновь доказал, что является одним из самых способных и надежных пилотов команд среднего звена в Ф1.
7. Себастьян Феттель
Команда: Ferrari
Старты: 21
Победы: 0 (лучший результат – второе место)
Место в турнирной таблице: 4
После великолепного дебютного сезона-2015 медовый месяц Себастьяна и Ferrari абсолютно точно подошел к концу. Если в прошлом году Феттель принес Скудерии три победы, то в 2016-м красная машина не побеждала ни разу. Более того, в 2015-м Феттель даже покушался на второе место Нико Росберга в общем зачете, тогда как в этой кампании Себастьян скатился на четвертую позицию.
От машины SF16-H ожидали, что она превратит Ferrari в претендента на чемпионство, однако автомобиль демонстрировал нестабильные результаты. В первых девяти ГП сезона немец уверенно справлялся со всеми сложностями, пять раз финишировав на подиуме, но когда Red Bull начала навязывать борьбу итальянской команде, Себастьян дал слабину.
В последних 12 гонках он проиграл Кими Райкконену в квалификациях со счетом 9:3. Кроме того, не стоит забывать и о слухах о разладе в отношениях с Маурицио Арривабене, который в одном из интервью сказал, что Феттелю стоит сконцентрироваться на пилотировании автомобиля, а не менять принципы работы всей базы в Маранелло.
В последних 12 ГП сезона Феттель набрал больше очков, чем Райкконен – 116 на 90, – попутно добыв два подиума. Но Себастьян абсолютно прав, когда говорит, что Ferrari не может гордиться этим сезоном. Более того, сам немец также не может гордиться собой.
6. Карлос Сайнс
Команда: Toro Rosso-Ferrari
Старты: 21
Победы: 0 (лучший результат – шестое место)
Место в турнирной таблице: 12
На фоне стремительного восхождения Макса Ферстаппена было очень легко упустить из виду выступления Карлоса Сайнса, который на самом деле потрясающе провёл свой второй сезон в Формуле 1.
Благодаря переходу c двигателей Renault на Ferrari в этом году Toro Rosso удалось значительно прибавить в надёжности, что позволило Сайнсу не раз отлично проявить себя. Как говорит сам испанец, его подход не изменился после ухода Ферстаппена в Red Bull Racing, но было заметно, что он почувствовал себя раскованнее.
В первой гонке без голландца в команде в Барселоне Сайнс боролся с пилотами Ferrari и финишировал шестым. По ходу дальнейшей части сезона он ещё дважды повторил этот результат, несмотря на все проблемы, связанные с обновлением аэродинамики и отсутствием доработки прошлогоднего мотора. Карлос считает, что нехватка скорости машины позволила ему стать лучше как гонщику. Иногда он был немного агрессивен в борьбе с соперниками, но продемонстрировал стойкость, обычно присущую его кумиру Фернандо Алонсо.
Как и в прошлом году, он также был очень силён в квалификациях, девять раз оказавшись в третьем сегменте. Ну а тот факт, что Red Bull продлила контракт с ним ещё в июне, лишив другие команды возможности претендовать на испанца, говорит о прочности его позиции.
5. Фернандо Алонсо
Команда: McLaren-Honda
Старты: 20
Победы: 0 (лучший результат - пятое место)
Место в турнирной таблице: 10
Двукратный чемпион мира признал, что выступал не лучшим образом по ходу большей части сезона-2015, когда изо всех сил старался найти мотивацию за рулём неконкурентоспособной и ненадёжной машины McLaren-Honda. Но даже при таких обстоятельствах Алонсо всё равно оставался в десятке лучших гонщиков пелотона.
В этом году машина была лучше, а следовательно, и Фернандо смог претендовать на большее, восемь раз в 20 ГП пробившись в третий сегмент квалификации. Он закончил чемпионат в топ-10, разгромив напарника по команде Дженсона Баттона, который, напомним, тоже является чемпионом.
Алонсо финишировал на великолепном пятом месте в сложных условиях в Монако, несмотря на то, что мягкие шины не подходили машине McLaren. В Бельгии и Малайзии он совершил потрясающий прорыв из конца пелотона, заняв в обоих случаях седьмое место.
Были ситуации, как в Германии и Монце, когда испанец дал волю эмоциям, выразив недовольство машиной, но справедливости ради надо признать, что пилотирование такого автомобиля – пустая трата таланта одного из лучших гонщиков на стартовой решётке.
Алонсо также не скрывает, что ему не нравится тенденция к экономии шин и топлива в современной Формуле 1, но в следующем году правила изменятся, и они должны подойти ему лучше.
В свои 35 лет Фернандо продемонстрировал, что сможет бороться с лучшими пилотами, если McLaren-Honda предоставит ему достойную машину.
4. Нико Росберг
Команда: Mercedes
Старты: 21
Победы: 9
Место в турнирной таблице: 1
Нико Росберг наконец-то достиг своей главной цели, став чемпионом мира. Это вдвойне знаменательное достижение, учитывая решимость Нико после поражений от напарника в предыдущие сезоны. Тем не менее он должен признать, что Льюис Хэмилтон всё-таки был лучше.
Обычно Нико оказывался медленнее своего главного соперника. В квалификациях он уступил ему со счётом 12:9 (12:6, если брать во внимание технические проблемы на машине Льюиса) и выиграл меньше гонок. Но при этом он набрал на пять очков больше, чем Хэмилтон, что в конечном итоге было самым важным.
Проблемы с надёжностью техники у Льюиса очень помогли Росбергу, но в то же время он помог себе сам. Он был более агрессивен на старте в Австралии, был быстрее по ходу квалификации в Сочи, прежде чем Хэмилтон столкнулся с технической проблемой.
В целом Нико лучше напарника адаптировался к переходу на сцепление с одним лепестком и ограничению радиопереговоров, что помогло ему отыграться после поражений в квалификации в Австралии, Бахрейне и Италии.
Отличный и безошибочный пилотаж в этом году позволил Росбергу в полной мере использовать возможности, которые появлялись после проблем Хэмилтона. В Баку и Сингапуре в ключевой момент уик-энда он оказывался лучшим, а выиграв с поула в Японии и выдержав прессинг, он взял под свой контроль ситуацию в чемпионской гонке.
Росберг – хороший пример силы самосознания, стремления к самосовершенствованию и воли к победе. Выйдя в отставку, он может гордиться всем тем, чего достиг.
3. Макс Ферстаппен
Команда: Toro Rosso-Ferrari/Red Bull-Renault
Старты: 21
Победы: 1
Место в турнирной таблице: 5
Ферстаппена пока нельзя назвать абсолютно лучшим гонщиком в Формуле 1, но это, скорее всего, только вопрос времени.
В гонках он совершенно неутомим и способен использовать неблагоприятные обстоятельства в свою пользу. Как Найджел Мэнселл и Айртон Сенна, Ферстаппен относится к категории гонщиков, умеющих влиять на ход событий. За ним интересно наблюдать, и это хорошо для всей Формулы 1.
Конечно, его победа в дебютной гонке за Red Bull Racing в Барселоне войдёт в историю, так как он стал самым молодым триумфатором Ф1. Но самые выдающиеся его выступления в прошедшем сезоне были на мокрой трассе в Сильверстоуне и Интерлагосе.
Своим прорывом с 14-го на третье место по ходу 16 последних кругов Гран При Бразилии он полностью заслужил сравнения с дождевыми выступлениями Айртона Сенны и Михаэля Шумахера.
Превосходные навыки работы с шинами в сухих условиях позволяют Ферстаппену экспериментировать с тактикой. Во многом именно с этим был связан его успех в Испании и Австрии (где он финишировал вторым), и прорыв с последней на четвёртую позицию после разворота в первом повороте на Гран При Абу-Даби.
Есть ещё некоторые шероховатости, как агрессивная защита, за которую Ферстаппен неоднократно подвергался критике со стороны многих своих коллег. Он часто бывает слишком импульсивен, когда пытается оправиться от неудач.
Кроме того, Максу нужно прибавить в квалификациях, хотя интересно, что как только с этапа в Малайзии он начал самостоятельно искать направление для работы с настройками, то стал чаще опережать австралийца по субботам.
При всех его впечатляющих выступлениях очень легко забыть, что Макс проводил всего лишь свой третий сезон в гонках на машинах с открытыми колёсами. Естественно, что он продолжает набираться опыта, но уже продемонстрировал признаки становления настоящей мегазвезды.
2. Льюис Хэмилтон
Команда: Mercedes
Старты: 21
Победы: 10
Место в турнирной таблице: 2
Льюис Хэмилтон мог привести вполне убедительные доводы в пользу того, что именно он должен был в третий раз подряд стать чемпионом мира.
В его распоряжении снова был лучший автомобиль в пелотоне, и он, безусловно, был быстрейшим из гонщиков Mercedes. Именно Льюис взял 12 поулов, в отличие от восьми у Нико – и это несмотря на то, что он трижды не смог нормально завершить квалификацию из-за проблем с двигателем Mercedes. Он также одержал десять побед против девяти у Росберга и 17 раз финишировал на подиуме в отличие от 16 пьедесталов у Нико.
Но этого всего было недостаточно. Хэмилтону не хватило всего пяти очков, однако не только отсутствие надежности лишило его титула – тут не обошлось и без собственных ошибок.
Провальные старты стоили ему больше очков, чем сход во время Гран При Малайзии. В отличие от Росберга, Хэмилтон не смог разобраться с новой процедурой старта и работой обновленного сцепления Mercedes, за что и поплатился. К тому же, он разбил автомобиль в квалификации в Баку и не смог удержать темп Росберга в Сингапуре.
Тем не менее в конце сезона мы увидели старого-доброго Хэмилтона, завоевавшего четыре победы подряд. К сожалению для него, спохватился он слишком поздно.
1. Даниэль Риккардо
Команда: Red Bull-Renault
Старты: 21
Победы: 1
Место в турнирной таблице: 3
Несмотря на то, что Росберг и Хэмилтон были безусловными лидерами в чемпионате, а Макс Ферстаппен стал фигурантом большинства новостных заголовков, лучшим гонщиком в этом году в Ф1 был Даниэль Риккардо.
После не самого удачного сезона-2015 австралиец снова продемонстрировал свою лучшую форму в 2016-м.
Скорость шасси Red Bull не позволяла бороться за чемпионство, поэтому Риккардо решил полностью сосредоточиться на своей работе. И результат оказался выдающимся: гонщик показывал высочайший уровень весь сезон.
Пускай ему досталась только одна победа из-за отказавшего двигателя Хэмилтона в Малайзии, по факту он мог стать триумфатором в Испании и в Монако, сработай тогда Red Bull грамотнее стратегически.
Появление в команде Ферстаппена на Гран При Испании заставило Риккардо поднять свой уровень. В итоге он опередил Макса 11:6 в квалификационном сражении и набрал 220 очков против 191 у Ферстаппена.
В гонках блистал то один, то второй, хотя, возможно, Ферстаппен проявил себя за это время как один из самых одаренных гонщиков за всю историю Ф1. Тем не менее более взвешенный подход Риккардо помог ему нисколько не уступить Ферстаппену в этом отношении.
В квалификациях австралийцу просто не было равных. Каждый раз ему удавалось в решающие моменты выдавать идеальные круги в третьем сегменте. Еще до того, как Renault представила обновленный двигатель, Даниэль стал пятым в Бахрейне и вторым в Китае. А потом были поул в Монако и старты с первого ряда в Баку и Сингапуре...
Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо был настолько впечатлен формой Риккардо, что в интервью BBC уверенно заявил, что в настоящий момент именно австралиец является лучшим гонщиком в Ф1. Что ж, редакция AUTOSPORT.com с ним согласна.
Остальные гонщики
Некоторые другие гонщики могут тоже представить веские аргументы в пользу включения их кандидатур в топ-10, особенно вновь воспрянувший духом Кими Райкконен и Паскаль Верляйн из Manor.
В 2014-м и 2015-м Райкконен был лишь тенью себя самого, но в этом году он сделал явный шаг вперед. После продления контракта с Ferrari на сезон-2017 он был явно лучше Феттеля в квалификациях, хотя в гонках ему уже не так везло – и именно по этой причине он не попал в десятку лучших.
Верляйн же выжал всё из одного из самых медленных автомобилей в пелотоне, пять раз прорвавшись во второй сегмент квалификации. В Force India ему предпочли Эстебана Окона, однако своими стараниями Верляйн явно заслужил повышения. Но еще не вечер – посмотрим, кого выберут в итоге в Mercedes на место Нико Росберга.
Дженсон Баттон временами был тоже блистателен как в квалификациях, так и в гонках, финишировав, к примеру, в топ-6 на своем не самом мощном автомобиле в Австрии. Только объявление о перерыве на 2017-й перед Гран При Италии сильно замедлило британца.
Фелипе Масса объявил об уходе в то же время. Масса довольно уверенно начал этот сезон, однако под конец не смог конкурировать со своим напарником.
Ромен Грожан достиг невероятных результатов для команды-новичка этого сезона Haas, однако о постоянстве формы, коей он мог похвастаться в Lotus, ему можно было только мечтать. В то же время напарник Ромена Эстебан Гутьеррес вновь заявил о себе, как о быстром гонщике, однако провести даже один уик-энд полностью на одном уровне мексиканцу так и не удалось.
В результате Гутьеррес так и не убедил Haas продлить с ним соглашение, и в следующем году его место займет Кевин Магнуссен, в свою очередь не убедивший Renault, что с ним стоит подписывать длительный контракт.
Напарник датчанина Джолион Палмер же медленно, но верно прогрессировал и после летнего перерыва стабильно был лучшим гонщиком Renault в квалификациях, пять раз попав во второй сегмент в девяти последних гонках.
А вот кто точно выиграл от постоянной работы над собой, так это Маркус Эрикссон. Пускай ему не удалось завоевать решающего результата для Sauber, однако он явно был лучшим из двух гонщиков швейцарской команды.
Два важных очка смог заработать как раз Фелипе Наср, финишировавший девятым на Гран При Бразилии. Однако тот результат – скорее, редкое яркое пятно в не самом удачном сезоне для бразильца.
Но сложнее всех в этом сезоне пришлось Даниилу Квяту. Сначала его заменили на Ферстаппена в Red Bull, а затем Даниилу пришлось вновь набирать форму в Toro Rosso. Пускай не всегда Даниил выступал на должном уровне, его результата хватило, чтобы Red Bull продлила с ним контракт на выступление в младшей команде в 2017-м.