Гэри Андерсон о разнице в облике новых машин Ф1
Увидим ли мы в этом году повторение сезона-2014, когда почти все команды практически идентично отреагировали на введение новых правил и построили мало чем отличающиеся шасси? Как самая молодая команда справится со своим вторым сезоном в Ф1? Может ли в Формулу 1 прийти полный привод? На эти и другие вопросы ответил технический эксперт AUTOSPORT.com Гэри Андерсон
Как вы считаете, насколько сильно будут отличаться друг от друга шасси в предстоящем сезоне? Приведет ли внедрение новых правил к реализации разных концепций, или все команды пойдут по одному и тому же пути?
Знаете, я впервые за последние годы ожидаю, что некоторые новые решения от команд мы все же увидим. Но эти решения стоит ожидать, скорее, в мелочах. Новый регламент столь четко сформулирован, что пойти в совершенно новом направлении какой-либо из команд будет весьма проблематично.
Новые машины должны выглядеть более агрессивно с новыми шинами, и, честно говоря, если учесть тот факт, что многие команды с трудом сводят концы с концами, этого правила могло быть достаточно для нового сезона.
На протяжении минувшего сезона все без исключения – команды, гонщики и болельщики – больше всего жаловались на работу резины – мол, она не позволяет пилотам выжимать из машины максимум возможного. Так почему бы не оставить всё как есть, за исключением самого слабого звена?
Команды, для которых камнем преткновения является бюджет, могли бы использовать, по сути, прошлогодние шасси, поставленные на новые, более широкие шины Pirelli – одинаковые для всех. А кто хочет строить новую машину, пусть строит.
Сейчас же новыми правилами все команды фактически вынудили проектировать новые шасси. Таким что можно сказать, что в нынешних проблемах Manor виноваты законотворцы Формулы 1.
Почему современные машины Ф1 настолько более надежны по сравнению с автомобилями прошлых лет?
За последние годы появилось огромное количество систем сбора данных, так что в наше время команды досконально понимают, что происходит с их машиной. Также у них значительно расширилась и материальная база – все эти бесчисленные симуляторы и динамометрические стенды, в которых и происходят все основные неполадки, которые раньше случались на глазах у публики.
Это, а также то, что численность команд Ф1 сегодня серьезно выросла, привело к тому, что у каждого в гоночном коллективе появилась своя узкая зона ответственности, а значит, и время для оптимизации своего участка работы до мельчайших деталей.
Сезон 1991 года команда Jordan, к примеру, начала с численностью 28 сотрудников. Тогда мы даже направление ветра на трассе определяли, выставляя палец вверх. Сейчас же у всех команд есть доступ ко всевозможным базам данных, и информация поступает очень быстро.
Если еще дальше вернуться в прошлое, можно вспомнить, как Гордон Марри в 1974 году в Brabham в попытке лучше понять аэродинамику шасси попросил нас смастерить одну штуковину – по сути, один из первых расходомеров воздуха.
У нас была деревяшка сантиметров 10 в ширину и 25 в длину и прикрепленная к ней U-образная трубка диаметром 6 миллиметров. Также мы подсоединили к трубке небольшой клапан, позволяющий открывать и закрывать доступ воздуха.
Один конец трубки мы сделали достаточно длинным, чтобы можно было протянуть его в любую область шасси, а другой соединялся с небольшой камерой, размещенной в подголовнике.
Затем мы наполовину заполняли U-образную часть трубки чем-то вроде разбавленной черносмородиновой настойки, поскольку она очень эффективно красилась, и размещали внутри кокпита. После этого длинный конец трубки мы располагали перед радиатором, гонщик выезжал на трассу, и когда машина разгонялась до определенной скорости, он вручную закрывал клапан.
Когда он заезжал обратно в боксы, мы смотрели, что получилось. Затем мы размещали трубку за радиатором, и гонщик снова выезжал. В результате по разнице полученных показателей мы могли примерно вычислить падение давления воздуха при прохождении через радиатор.
Сегодня для этих целей используются сенсорные решетки, которые сами по себе стоят дороже, чем наша машина 1974 года, зато они позволяют снимать за раз немыслимое количество данных…
Чего вы ожидаете от второго сезона в Формуле 1 Haas? Сохранят ли они свой потенциал, чтобы вновь побороться с соперниками в середине пелотона?
Второй сезон всегда труднее первого. К тому же не стоит забывать, что по ходу минувшего сезона команда практически не прогрессировала. Более того, ее результаты постепенно ухудшались. Так что теперь им предстоит понять, в чем была причина, и убедиться в том, что с новым дизайном таких проблем не возникнет.
Haas по-прежнему довольно маленькая команда, и им очень непросто. Одновременно доводить нынешнее шасси и готовить машину для нового сезона невероятно сложно и требует наличия опыта распределения ресурсов, да и времени не так много.
Не забывайте, что Haas изначально планировала дебютировать в Больших Призах в 2015-м, но в итоге решила отложить свои планы на год. В этот раз у них такой возможности не будет.
Я ожидаю, что команда выступит на своем прошлогоднем уровне, но многое зависит от того, чем удивят в новом году их соперники – в основном это касается Toro Rosso, Renault и Sauber.
Эти три команды просто обязаны сделать шаг вперед в следующем сезоне, и если это произойдет, то Haas будет очень непросто – при сохранении темпа развития они могут просто остаться позади.
Может ли Формула 1 стать полноприводной? Я знаю, что регламентом это запрещено, но теоретически не превысит ли дополнительный вес и сложность конструкции потенциальные выгоды? Мне кажется, полный привод в Ф1 не сработает...
В принципе машины Ф1 с приводом на четыре колеса вместо двух могут поехать быстрее, но ненамного. При этом прирост произошел бы не сразу, но со временем, как это всегда бывает, команды нашли бы способ оптимизировать работу такой компоновки.
Современные машины Ф1 испытывают серьезные проблемы в отношении пятна контакта шин с дорогой и стабильности на разгоне. Четыре ведущих колеса, несомненно, помогли бы им в этой области.
Что касается переднего привода, то он изначально был задуман для упрощения компоновки механизмов в серийных автомобилях, так как в этом случае двигатель и коробка передач размещаются в едином блоке, что упрощает производство, монтаж и ремонт.
Что касается соперничества передне- и заднеприводных автомобилей, то в британском туринге выигрывают и те, и другие, так что здесь все зависит от трассы.
Но, как вы правильно заметили, в регламенте Ф1 использование любого привода, кроме заднего, запрещено, и, пожалуй, я соглашусь с этим пунктом. Если дать послабления в этой области, можно открыть настоящий ящик Пандоры, что приведет к еще большему росту расходов в спорте.
Станет ли уход Пэдди Лоу символом окончания успешной эпохи Mercedes, как это случилось в 2006-м, когда распалась команда мечты Ferrari?
У Mercedes очень сильный коллектив, но мне лично кажется, что именно Пэдди помогал поддерживать в команде концентрацию. Успех никогда не зависит от одного человека, но заменить Лоу будет очень непросто. Станет ли это человек изнутри коллектива или они пригласят кого-то со стороны?
Если они пойдут по первому пути, то, по крайней мере, все в команде знают, как работал Пэдди, и новому человеку необходимо будет по максимуму сохранить все наработки своего предшественника.
Однако, насколько я знаю, на место Пэдди рассматривается также кандидатура Джеймса Эллисона. Он очень славный и умный парень. Но он непременно захочет работать по-своему, и Mercedes будет непросто с этим смириться.
Машины Формулы 1 с каждым годом становятся все тяжелее. Влияет ли это негативно на зрелищность гонок? Чем тяжелее машины, тем они неповоротливее, правда ведь?
Да, правда. На трассе тяжелые машины выглядят более грузными и ленивыми, они не прыгают с поребрика на поребрик – это можно наблюдать в частности на примере квалификаций, когда в баках мало топлива, и гонок, где машины очень тяжелые.
Также вы правы и в том, что от этого страдает зрелищность, однако люди, ответственные за этот аспект в Формуле 1, пока этого не замечают. Пока все изменения делаются с целью повысить привлекательность спорта для его руководства, а не для зрителей.
Надеюсь, в Liberty Media смогут разобраться, что к чему, и поймут, что Формула 1 – это, по сути, большой цирк, целью которого является развлечение болельщиков.
Зрители должны ждать гонки с нетерпением, а не включать телевизор, только если у них появилось свободное время.
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7362/will-2017-new-f1-cars-all-look-the-same