Не слишком ли далеко зашли шинники Pirelli в этом году?
Скандал в RBR стал главным итогом Гран При Малайзии. Но даже на его фоне громко звучали жалобы на слишком быстрый износ шин образца 2013 года. Эд Стро анализирует ситуацию
Первые полосы газет после финиша Гран При Малайзии пестрили заголовками о командной тактике Red Bull Racing. Потому на один комментарий Марка Уэббера, сделанные австралийцем после гонки на пресс-конференции, мало кто обратил внимание.
Отвечая на вопрос о нарушении Себастьяном Феттелем приказа с мостика, австралиец в большей степени говорил на чуть иную тему, стремясь привлечь к ней внимание гоночной общественности.
До старта гонки резина компании Pirelli образца 2013 года оставалась, несомненно, главной темой для разговоров. Уэббер уже после пятничных тренировок пожаловался, что шины становятся решающим фактором успеха - и после гонки Марк остался при своем мнении.
«В наши дни приходится контролировать свой темп на дистанции и ехать на 80% своих возможностей, - заявил он. – В старые добрые времена пилоты Гран При всегда выступали на пределе возможного, не беспокоясь о ресурсе резины, поскольку шины не изнашивались столь быстро. В наши дни гонщикам не слишком нравится сложившаяся в этом вопросе ситуация».
Это не первая жалоба. С начала новой эпохи – после пришествия итальянской компании Pirelli в чемпионат в 2011 году - с завидным постоянством возникают жаркие споры о слишком стремительном износе резины. Этот вопрос остается особенно популярной темой для разговоров в начале каждого сезона, когда команды только разбираются с характеристиками новых составов.
Однако ситуация этого года отличается от предыдущих – несколько пилотов заявили, что им становится крайне трудно контролировать износ шин. В их число входит Дженсон Баттон – британец отметил, что у новых составов есть определенный ресурс, который не слишком зависит от стиля пилотирования.
«Многим не нравится непрерывно контролировать состояние шин, - сказал чемпион мира 2009 года перед гонкой в Малайзии. – Ситуация не похожа на прошлогоднюю, когда требовалось вывести резину в необходимый рабочий диапазон – сейчас отслеживать ее износ становится невероятно сложно».
Учитывая проблемы Red Bull Racing в обращении с шинами, неудивительно, что чемпионская команда призвала Pirelli внести изменения в конструкцию резины или же вернуться к использованию прошлогодних составов.
Такое развитие событий всегда видится маловероятным – не последнюю роль играет тот факт, что действующим обладателям титула не удалось заручиться поддержкой всех команд. Трудное положение Red Bull Racing объясняется характеристиками шасси – высокий уровень прижимной силы заставляет шины изнашиваться быстрее.
По итогам минувшей гонки разговоры о чрезмерно высоком износе резины несколько стихли. Несмотря на то, что большинство пилотов по ходу дистанции провели четыре плановых пит-стопа, общая картина не показательна – на первых кругах гонщикам пришлось переходить с промежуточного типа на слики.
«Мы чувствовали, что некоторые ошиблись в своих комментариях, - заявил руководитель Pirelli Motorsport Пол Хембри после гонки. – Итоговые результаты показывают, что у Red Bull Racing очень конкурентоспособная и быстрая машина, которая прекрасно обращается с резиной. В связи с этим команде следует пересмотреть свою точку зрения.
Уверен, в сухую погоду гонщики смогли бы преодолеть дистанцию с тремя плановыми пит-стопами. Если посмотреть на количество кругов, которые прошли пилоты на одном комплекте – нет сомнений, что Red Bull Racing удалось бы использовать тактику с тремя остановками в боксах».
Это только одна сторона вопроса. Результаты двух прошедших этапов свидетельствуют, что цель Pirelli, состоявшая в обеспечении зрелищности и использовании в гонках тактики двух-трех пит-стопов, достигнута.
«Однако ключевым в нашей философии является производство такой резины, состояние которой гонщики могли бы контролировать в соответствии со своим стилем пилотирования, - отметил Хембри. – Если же тот или иной спортсмен не сможет грамотно распорядиться ресурсом шин, то, возможно, у него возникнут проблемы».
«Иногда вы бережно обращаетесь с шинами, рассчитывая выиграть от этого позднее – сказал Феттель. - В одних случаях это работает, а в других – нет. Не все зависит от гонщика. Порой ваши возможности контролировать износ ограничены из-за характеристик машины.
Конечно, вы всегда стараетесь допускать меньше ошибок - в одних случаях это получается лучше, в других - хуже. Факторов здесь очень много».
Большинство команд отчасти согласны – фактор шин не может оказывать настолько большое влияние на результаты, как это было в прошлом году. Более того, появились предположения, что в некоторых ситуациях пилоты более не способны контролировать состояние резины.
Технический директор Williams Майк Кофлэн, отвечая на вопрос, можно ли считать жалобы на миланского производителя, а также неспособность пилотов влиять на износ шин началом новой тенденции, заметил: «Определенно, но не в такой степени.
В квалификации мы проводим две серии из двух быстрых кругов и одного медленного – после этого шины полностью приходят в негодность. С резиной довольно сложно обращаться».
По итогам первых двух гонок, пожалуй, можно выделить две команды, – Lotus и Force India – которые имеют возможность экономно использовать ресурс шин и могут получить в этом отношении некоторое преимущество.
Вполне вероятно, по ходу сезона пилоты смогут больше влиять на степень износа резины.
В любом случае, какие-либо серьезные изменения в составах шин образца 2013 года маловероятны. Однако в Pirelli до сих пор не подписали контракт на сезон-2014 – для Формулы 1 пришло время решать, продолжать ли использовать резину с малым ресурсом, чем Ф1 последовательно занимается с 2011 года, или же выбрать другое направление.
Мнение AUTOSPORT
Эд Стро
Вопрос подхода в использовании резины является в Формуле 1 одним из самых сложных – необходимо обеспечить зрелищность, при этом сохранив дух гонок Гран При. В идеале, в мире с неограниченными финансовыми ресурсами, решением проблемы является отказ от монополии на поставку шин и борьба между производителями.
К сожалению, с учетом сложившейся экономической ситуации, это труднодостижимо. Таким образом, в чемпионате, где присутствует один поставщик, необходимо правильно расставить приоритеты.
Не считая вопросов безопасности, акцент следует сделать на производстве таких составов резины, которые не будут столь сильно нивелировать разницу между пилотами.
Грамотная работа с шинами всегда была частью автомобильного спорта. Пилотское мастерство должно иметь значение, однако фактор умелого обращения с резиной, создающий в гонке известную интригу, повышает роль гонщика во всех составляющих успеха – чего куда сложнее добиться в случае шин с постоянными характеристиками.
Разработка такой ‘волшебной’ резины – непростая задача, учитывая, что лучшие инженеры всех 11-ти команд чемпионата готовы сделать все возможное, чтобы создать такие предсказуемые и долговечные шины, о которых они мечтают.