Повлиял ли хаос в Баку на расклад сил в пятничных тренировках?

Бен Андерсон
24 июня 2017 в 2:30
Фото: https://twitter.com/redbullracing

По итогам пятничных заездов в столице Азербайджана впереди оказалась команда, которая на протяжении всей первой трети чемпионата не впечатляла своими результатами. В то же время главный претендент на титул показал лишь десятое время, а желтым флагам не было счета. Можно ли доверять пятничным протоколам в Баку? Разбирается Бен Андерсон...

Команда Red Bull оказалась быстрейшей на трассе, предъявляющей высокие требования к мощности мотора, Лэнс Стролл вошел в первую шестерку, Льюис Хэмилтон замкнул десятку, первые четыре машины показали время в пределах чуть больше одной десятой секунды, гонщики обстучали все отбойники на трассе, видимо, отыгрываясь за прошлогоднее аварийное затишье, и то и дело испытывали проблемы с шинами и тормозами. Это был хаос. Это были тренировки Гран При Азербайджана.

Причин происходившего в пятницу в Баку была масса. Городская трасса в столице Азербайджана обладает довольно непривычным характером для Формулы 1. Высочайшие скорости на прямых участках а-ля Монца здесь сочетаются с серьезными требованиями к аэродинамике сродни Спа, гладкий асфальт и масса 90-градусных поворотов напоминают Сочи, а близость стен моментально отсылает в Монако.

«Это очень странная трасса, – сказал Даниэль Риккардо до тренировок. – Нам приходится ездить здесь с низкой прижимной силой, чтобы не проигрывать много на длинных прямых, но в то же время большинство поворотов здесь проходятся на второй-третьей передачах. По сути, это трасса для шасси с высокой прижимной силой, на которой мы, наоборот, ездим с низкой.

Но я думаю, что это не должно стать для нас помехой. Посмотрим, как всё будет дальше».

А дальше всё было очень оптимистично для Red Bull, которую австралиец и представляет. Первую тренировку возглавили оба пилота австрийской команды, а во второй главенствовал все тот же Макс Ферстаппен, не забывший под конец сессии повредить отбойник, отдав дань царившему в тот день хаосу.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Сравнение команд по чистой скорости
  1. Red Bull (Ферстаппен) 1.43,362 (super-soft)
  2. Mercedes (Боттас) 1.43,462 (super-soft)
  3. Ferrari (Райкконен) 1.43,489 (super-soft)
  4. Williams (Стролл) 1.44,113 (super-soft)
  5. Force India (Перес) 1.44,306 (soft)
  6. Toro Rosso (Квят) 1.44,321 (super-soft)
  7. McLaren (Алонсо) 1.45,515 (super-soft)
  8. Haas (Магнуссен) 1.45,831 (super-soft)
  9. Renault (Хюлькенберг) 1.46,003 (soft)
  10. Sauber (Верляйн) 1.47,150 (super-soft)

«Весь день прошел на сплошном позитиве, если не считать последнего круга, – подвел итог тренировкам Ферстаппен. – С самого первого круга я прекрасно чувствовал машину, несмотря на то, что на коротких отрезках не мог выжать из нее максимума из-за трафика и желтых флагов. Но мы довольны и этим.

Мы отлично поработали на симуляторе, и все данные получили подтверждение на трассе – корреляция сработала на ура. Кроме того, и двигатель показал себя с лучшей стороны, так что все в порядке».

Как бы то ни было, в пятницу было очень непривычно видеть во главе протоколов фамилии гонщиков Red Bull, тогда как слова Mercedes и Ferrari красовались значительно ниже. Но не стоит забывать, что трасса в Баку предъявляет довольно нестандартные требования к командам, пилотам и машинам, и этот эффект усиливается в первый день уик-энда, когда дорожное полотно еще очень скользкое.

Необходимо поддерживать оптимальный баланс между мощностью мотора и эффективностью системы ERS, уровнем лобового сопротивления и пиковой скоростью, прижимной силой и длинными прямыми. Кроме того, многие гонщики отметили, что работать с резиной на этой городской трассе невероятно сложно, особенно с учетом многочисленных точек жесткого торможения.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Во время пятничных тренировок мы прекрасно видели, с какими трудностями сталкиваются гонщики, а наиболее подходящий компромисс удалось найти команде Red Bull. Руководитель коллектива Кристиан Хорнер охарактеризовал прошедшую пятницу как лучшую для команды в этом году и не забыл похвалить своих пилотов за потрясающее пилотирование в узких бакинских поворотах – с кромки трассы это было особенно заметно. Также Кристиан признал, что команда добилась серьезного прогресса в области доработки шасси RB13 с момента презентации обновлений в мае в Барселоне.

Если не считать Спа и Монцу, Баку является самой требовательной трассой к прижимной силе шасси, а в команде Red Bull традиционно славятся умением прижимать свои машины к дорожному полотну.

Кроме того, Риккардо считает, что одной из сильных сторон RB13 является работа с тормозами, что в столице Азербайджана также очень важно, поскольку здесь есть длинные прямые с жесткими торможениями в конце, при том, что передние тормоза в процессе длительного движения по прямой успевают остыть – отсюда и большое количество блокировок и перетормаживаний.

Что касается аэродинамической философии команд Red Bull, Force India, McLaren и Ferrari, то они предпочитают смотреть в сторону клиновидного шасси с меньшим дорожным просветом спереди, тогда как в Mercedes по-прежнему отказываются от этого пути. Такая концепция позволяет генерировать больше прижимной силы на низких скоростях именно за счет днища, а не заднего антикрыла – и это идеально подходит для трассы в Баку.

Кроме того, Renault представила небольшое обновление своей силовой установки, прибавку от которого руководитель команды Renault F1 Сирил Абитбуль оценил в пару десятых секунды на круге. В AUTOSPORT.com располагают информацией о том, что французский производитель главным образом обновил картографию и программное обеспечение мотора, чтобы повысить его приемистость, которая очень важна на выходе из многочисленных медленных поворотов в Баку.

Также команды Red Bull и Toro Rosso изменили передаточные числа своих коробок передач специально под эту городскую трассу, что также положительно сказалось на их скорости.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Стоит отметить и тот факт, что в команде Red Bull смогли лучше других приспособиться к работе с шинами в Баку.

Постоянные желтые флаги, сигнализирующие об инцидентах, не позволяли командам войти в нужный ритм работы, и многие пилоты из-за этого не смогли выполнить запланированную работу на Supersoft.

«Это был очень трудный день, – заметил Нико Хюлькенберг. – Вы сами видели, что новыми машинами управлять в Баку очень сложно. Ехать на пределе здесь практически невозможно – это очень узкая и очень скоростная трасса. По-настоящему брутальный трек.

Здесь потрясающая динамика, кочки, на которых блокируются передние и задние колеса, а выжимать максимум здесь очень сложно. На традиционных автодромах много зон безопасности, а здесь просто нельзя ошибаться – ошибки не прощаются.

Я лично так и не смог показать нормального времени на шинах Supersoft – вокруг постоянно мелькали желтые и красные флаги, а шины то и дело теряли температуру. Наше итоговое время не отражает истинный потенциал шасси».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Тот факт, что гонщикам постоянно приходилось снимать ногу с педали газа во время инцидентов на трассе, приводил к тому, что шины и тормоза остывали, а это мешало им показывать лучшие времена и вело к новым авариям.

«Сцепление очень плохое, – признался после сессии Льюис Хэмилтон. – Я думаю, все с трудом могут заставить эту резину работать, только Red Bull и Ferrari, возможно, в данной ситуации легче, чем другим.

Эти шины оказались слишком жесткими. Я вообще не понимаю, как можно было приехать в такое теплое место и не суметь совладать с резиной, даже когда трасса прогрелась до 50 градусов.

Пилотировать здесь стало гораздо сложнее по сравнению с прошлым годом. Думаю, дело в том, что резина стала намного хуже. Теперь шины больше, тяжелее, жестче и тверже. Они просто не работают.

Трасса разогрелась до 50 градусов, и ни Supersoft, ни Soft не работают – всё равно что мы едем на жесткой или сверхжесткой резине – последних у нас никогда не было, но, похоже, сейчас это так.

В общем, происходит так: вы выезжаете слишком широко, и пока возвращаетесь, проходит много времени. К этому моменту – когда вы вернулись на трассу и находитесь на первой передаче – резина уже давным давно остыла.

Затем вы на цыпочках проезжаете два или три следующих круга, пытаясь вновь попасть в температурное окно. Это кошмар».

В прошлом году в Баку неплохую скорость на одном быстром круге показывали пилоты Red Bull, тогда как в гоночном режиме им не удавалось поддерживать темп. В нынешнем сезоне в Милтон-Кинсе, похоже, нашли более оптимальный баланс, хотя в отношении длинных отрезков фаворитами выглядит Ferrari.

Сравнение команд на длинных отрезках (super-soft)
  1. Ferrari (Феттель) 1.46,544 (9 кругов)
  2. Red Bull (Ферстаппен) 1.46,745 (6 кругов)
  3. Mercedes (Боттас) 1.46,938 (6 кругов)
  4. Williams (Масса) 1.47,236 (11 кругов)
  5. Toro Rosso (Сайнс) 1.47,775 (5 кругов)
  6. Force India (Перес) 1.47,975 (5 кругов)
  7. Renault (Хюлькенберг) 1.48,178 (9 кругов)
  8. Haas (Магнуссен) 1.48,616 (8 кругов)
  9. McLaren (Вандорн) 1.49,522 (6 кругов)
  10. Sauber (Верляйн) 1.51,606 (5 кругов)
Сравнение команд на длинных отрезках (soft)
  1. Ferrari (Райкконен) 1.46,953 (8 кругов)
  2. Force India (Перес) 1.47,314 (7 кругов)
  3. Red Bull (Ферстаппен) 1.47,900 (4 круга)
  4. Mercedes (Хэмилтон) 1.48,106 (4 круга)

Многие пилоты так и не смогли проехать свои длинные отрезки на шинах Soft, но из тех, кому это удалось, стоит выделить команду Force India, которая и годом ранее выглядела здесь очень убедительно.

© autosport.com
Фото: autosport.com

В целом же Ferrari пока смотрится весьма неплохо по сравнению Mercedes, у которых на гладком асфальте и на похожей конфигурации с Сочи возникают определенные проблемы. И это при том, что у Mercedes однозначно лучший в пелотоне двигатель, а гонщикам в Баку не приходится пилотировать на проблемной для команды резине Ultrasoft.

«У нас снова возникли проблемы с температурой шиной, особенно спереди, – признался в пятницу вечером Валттери Боттас. – Здесь очень легко перетормозить и не вписаться в один из сложных поворотов. Составы резины выглядят очень жесткими, что снижает уровень сцепления с трассой. В результате управлять машиной становится очень сложно, особенно на пределе.

Лично мне хотелось бы, чтобы машина вела себя более сбалансированно. Пока у меня много избыточной поворачиваемости. К тому же, нет никакой стабильности – в некоторых поворотах недостаточная поворачиваемость сменяется избыточной и наоборот.

Похоже, машины Red Bull едут здесь очень быстро – у них не возникает проблем с балансом. Их шасси ведут себя очень стабильно, а уверенность в машине на таких трассах невероятно важна».

Здесь стоит отметить, что ранее в этом году в Бахрейне шасси RB13 также очень уверенно себя показывало в жару на Supersoft, несмотря на проблемы с настройками. Похоже, что высокие температуры вкупе с этим составом резины действительно подходят их машине.

И все же пока трудно представить себе, что в третьем сегменте квалификации, когда лидеры включат дополнительную мощность, двигатели Renault смогут что-то противопоставить агрегатам Mercedes и Ferrari на длинных прямых Баку.

Возможно, в гонке у них будут шансы, и Макс Ферстаппен совсем недавно доказал это в Канаде, но для того, чтобы успешно выступить в квалификации, быкам потребуется, чтобы красные и серебристые столкнулись с серьезными проблемами.

При этом стоит признать, что в последних гонках команда Red Bull существенно прибавила, и многим бы хотелось, чтобы и третья команда вступила в борьбу за победы в гонках. Но в пятницу австрийскому коллективу в некоторой степени помог хаос, царивший на трассе. И, судя по всему, им придется надеяться на нечто подобное в гонке, если они желают побороться за первый триумф в нынешнем сезоне...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7586/did-baku-chaos-flatter-red-bull-in-practice

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle