Кто в действительности выиграл в Спа? Mercedes? Нет, Ferrari!
Несмотря на то, что по итогам прошедшего Гран При Бельгии Льюис Хэмилтон смог сократить отставание от лидирующего в чемпионате Себастьяна Феттеля до семи очков, стоит признать, что такое выступление немца в Спа было равносильно победе, особенно с учетом предшествовавших этому этапу ожиданий...
Можно сказать, что Льюису Хэмилтону в какой-то степени повезло одержать победу над Себастьяном Феттелем на Гран При Бельгии. Да, британец сумел конвертировать свой 68-й поул в карьере в воскресный триумф и разом уполовинил отставание в личном зачете от немца.
Но нельзя не отметить, что Льюису пришлось изрядно потрудиться, чтобы это сделать. После гонки он сказал, что Спа выжала из него все соки, а также отметил, что до конца чемпионата Mercedes предстоит приложить немало усилий, чтобы одолеть итальянских соперников.
«Я много всего читал о том, что у нас, мол, сильнейшая машина, и ни у кого нет шансов, – сказал Хэмилтон в воскресенье вечером. – Но я думаю, что у людей не так много оснований для подобных высказываний. Дело в том, что в каких-то аспектах сильнее мы, а в каких-то – они, и эти факторы меняются от гонки к гонке.
Соперники проводят очень стабильный сезон, и именно поэтому они удерживают лидерство в личном зачете. Несмотря на то, что мы провели уик-энд весьма уверенно, нам все равно не удалось их опередить.
Я надеюсь, что впереди у нас еще много сильных гонок, но нам необходимо прибавить, чтобы довести дело до победы в чемпионате».
Изначально никто не предполагал, что после гонки в Бельгии пилоту Mercedes придется высказываться в подобном тоне. Все были уверены, что Спа – это территория коллектива из Брэкли, и что Хэмилтон, к тому же вооружившись новой спецификацией силовой установки, без труда и в доминирующем стиле одолеет всех своих соперников, как это было в июле у него на родине.
Там, на столь же скоростной трассе в Сильверстоуне, Льюис взял поул с отрывом более чем в полсекунды, а в гонке не оставил камня на камне от своих соперников, будучи в отдельной лиге. Пилоты Ferrari были крайне удивлены тем, что ничего не могут противопоставить британцу, и даже передние левые шины Pirelli на их машинах не смогли выдержать такого позора и взорвались от стыда…
Но события Гран При Бельгии показали, что этап в Англии был, скорее, горьким для Ferrari исключением из правил, нежели предзнаменованием краха на всех последующих скоростных автодромах, коих будет еще немало в этом сезоне.
Феттель изначально считал, что в Сильверстоуне они просто не смогли провести чистый уик-энд, что и отразилось на их результатах, и в Спа команда продемонстрировала, что на многое способна, особенно с учетом привезенных в Бельгию аэродинамических обновлений.
Даже если прибавить пару десятых секунды к квалификационному результату Себастьяна, которые он отыграл за счет слипстрима от напарника в третьем секторе субботней сессии, преимущество Хэмилтона было меньше, чем полсекунды на такой длинной трассе. Это значительное улучшение по сравнению с этапом в Сильверстоуне – и не стоит забывать, что в Бельгию Mercedes привезла обновления мотора, чего не сделали в Ferrari.
Можно предположить, что накануне домашней гонки в Монце, которая состоится уже на этой неделе, Скудерия установит на машину все возможные обновления, чтобы вновь дать бой "Серебряным стрелам". И если ожидаемая модернизация позволит им сократить квалификационное отставание от Mercedes, то на предстоящих скоростных автодромах чемпионата пилоты Скудерии смогут навязать борьбу соперникам, которым многие заранее отдали первенство с учетом характеристики следующих трасс.
Феттелю необходимо сделать акцент на квалификациях, если он хочет хоть немного облегчить себе жизнь в гонках. В Спа Хэмилтон взял уже свой седьмой поул в прошедших 12 гонках чемпионата, тогда как на счету Себастьяна лишь два старта с первого места на решетке. А стартовая позиция во многом определяет исход гонки.
В Бельгии Льюис превосходно начал заезд и отбил атаки Феттеля на прямой Kemmel при подходе к связке Les Combes.
Удивило то, что в дальнейшем Хэмилтону так и не удалось "сбросить с хвоста" Себастьяна, который на протяжении всей гонки, за исключением пары кругов, удерживался в интервале двух секунд от лидера.
Укороченный из-за пятничного дождя период обкатки длинных отрезков успел дать понять, что Ferrari в гоночном режиме смотрится весьма неплохо, и в воскресенье Феттель это подтвердил, несмотря на то, что Хэмилтон был впереди в зоне чистого воздуха.
«Машина вела себя не лучшим образом, – пожаловался после гонки Льюис. – В квалификации всё было в порядке, но в гонке возникали определенные трудности. В то же время на предыдущем этапе, наоборот, в субботу были проблемы, а днем позже всё пришло в норму.
Странно, что поведение машины меняется от гонки к гонке, и в минувший уик-энд у нас определенно не было гоночного темпа. Феттель спокойно мог удерживаться недалеко от меня, а когда атаковал на пределе, то и вовсе подбирался вплотную.
У меня не было права на ошибку – было просто не продохнуть».
Руководитель команды Mercedes Тото Вольф признался, что им пришлось пойти на компромисс в отношении квалификационных настроек, чтобы в гонке было меньше проблем. Такая тактика оправдала себя, но при этом потребовала от Хэмилтона максимальной отдачи, чтобы поддерживать скорость на извилистом втором секторе трассы с урезанной прижимной силой. Валттери Боттас с этим ограничением не справился и проехал гонку медленнее обоих пилотов Ferrari.
«Это было непростое решение, – сказал Вольф. – Нам пришлось смешивать квалификационные и гоночные настройки, и мы решили пожертвовать скоростью на втором секторе в субботу, чтобы в гонке было меньше проблем.
В команде остановились на настройках, которые позволили бы нашим пилотам показать максимальный результат в воскресенье. Так что мы принесли в жертву прижимную силу в квалификации, а с ней и время на втором секторе, чтобы быстрее проехать первый и третий секторы. Похоже, мы не прогадали».
На первом отрезке гонки на шинах Ultrasoft Хэмилтон был в среднем на 0,063 секунды с круга быстрее Феттеля, но немец оказался быстрее на 0,099 секунды на втором отрезке на составе Soft. На заключительном этапе гонки после рестарта, когда Льюис выехал на трассу на шинах Soft, а Себастьян – на Ultrasoft, британец был впереди в среднем на 0,181 секунды с круга.
Всё это говорит о том, что Mercedes действовала на самой грани, и им откровенно повезло с тем, что Хэмилтон смог при всех условностях, связанных с компромиссом в настройках, удержать Феттеля за своей спиной.
И ключевым фактором в определении победителя было именно высочайшее мастерство Льюиса. Тот же Боттас и близко не подобрался к тому, чтобы побороться за победу, и в итоге финишировал на далеком пятом месте после пропуска вперед Даниэля Риккардо и Кими Райкконена.
По сути, Хэмилтон в одиночку выиграл гонку для Mercedes, тогда как Феттель признал, что Ferrari в Спа продемонстрировала свои лучшие стороны после тяжелейшего поражения в Сильверстоуне.
«В целом машина была хороша, – сказал четырехкратный чемпион мира. – Мы не так много изменили в ней после Гран При Великобритании, что частично подтверждает тот факт, что в Сильверстоуне нам просто не удалось собрать всё воедино. Но и обновления сыграли свою роль, особенно это сказалось на гоночном темпе.
В Англии мы уступали Mercedes в скорости в среднем секунду, так что это настоящий прорыв. Я очень счастлив. Думаю, мы на верном пути, и в концовке чемпионата мы должны смело отправляться на любой автодром вне зависимости от его характеристик».
Несмотря на постоянное давление, которое Феттель оказывал на Хэмилтона на протяжении всей гонки, шанс выиграть заезд у него был, по сути, один – в момент рестарта за 10 кругов до окончания гонки. Лидеры заехали в боксы для смены резины в режиме машины безопасности, которая появилась на трассе после столкновения на прямой двух напарников по Force India – нужно было убрать розовые обломки внутрикомандной борьбы Серхио Переса и Эстебана Окона.
Хэмилтон был недоволен решением дирекции гонки выпустить на трассу Бернда Майландера, сравнив его с привычными для NASCAR методами повысить зрелищность гонки в концовке. Но Вольф считает, что в противном случае его гонщику было бы труднее довести гонку до финиша, будучи лидером.
«Этот эпизод возник очень вовремя для нас, поскольку мы должны были решить, что делать с Льюисом – задние шины на его автомобиле уже сильно пузырились, – сказал австриец. – Нет, резина не была в критическом состоянии, но впереди было еще 14 кругов дистанции, и дотянуть до финиша в таком темпе нам было бы очень трудно. Так что, хоть на первый взгляд выпуск машины безопасности выглядел для нас удручающе, в действительности это нам помогло».
Проблема состояла в том, что Льюису предстояло проводить рестарт не на оптимальном составе резины. Из-за дополнительного выезда на трассу во втором сегменте квалификации у команды Mercedes не осталось свежих комплектов Ultrasoft, так что они решили дать еще один шанс составу Soft, а не рисковать с изношенными сверхмягкими шинами.
Традиционно машины Mercedes на компаунде Soft выглядят лучше по сравнению с соперниками, но рабочее температурное окно этих шин значительно выше, чем у Supersoft и Ultrasoft, что затрудняет следование на них за машиной безопасности на низкой скорости.
Без сомнений, недовольство Льюиса выпуском на трассу сейфти-кара было обусловлено еще и этим фактором. Боттас сравнил езду на Soft за машиной безопасности с ледовым катком, и было ощущение, что Хэмилтон может уступить Себастьяну первую позицию после того, как его вынесло шире в шпильке La Source на холодных шинах во время рестарта.
Пилот Ferrari мощно прошел "Красную воду" и практически поравнялся с лидером перед связкой Les Combes, но так и не смог совершить решающий обгон.
«Первая фаза рестарта получилась у меня неплохо, – сказал Себастьян. – Я очень близко подобрался к нему. Мы знали, что у них очень высокая скорость на прямых в квалификационном режиме, и на старте гонки я лишний раз почувствовал их преимущество в этом компоненте. Поэтому я решил сильно не отставать. Но сделать всё правильно было не так просто».
Хэмилтон признался, что выбрал неправильный режим работы двигателя на рестарте, когда пытался оторваться от Феттеля на выходе из Blanchimont.
«Я хорошо провел рестарт на прямой и подловил его так же, как на рестартах в Баку, – заявил он. – Я оторвался, но мой двигатель был в неправильном режиме, из-за чего он начал меня нагонять.
С первого взгляда кажется, что это ошибка, однако она мне помогла: если бы на выходе из последнего поворота у нас был разрыв, он смог бы попасть в слипстрим и пройти меня».
В первом повороте [La Source] у меня была холодная резина, из-за чего я немного заблокировал колеса. Я слышал, что он давит на газ, однако на прямой я лишь на 90 процентов ехал "педаль в пол".
Я понимал, что он не решится на обгон, поскольку я верну себе позицию, воспользовавшись слипстримом. Когда мы подошли к "Красной воде", я включился на максимум. В итоге у него не было места, чтобы выйти вперед, поэтому он только поравнялся со мной. Крутое сражение, но я был рад выйти первым в пятом повороте [Les Combes].
После этого девять или десять кругов я провел в квалификационном режиме, стараясь увеличить отрыв, поскольку у него была более быстрая резина, сам он был тоже быстр, поэтому мне нужно было проехать несколько отличных кругов, чтобы остаться впереди».
После гонки было очевидно, что Хэмилтон прекрасно осознает силу Ferrari и глубину проблем, которые итальянская команда еще может доставить коллективу из Брэкли в концовке сезона. Mercedes быстра, но не слишком стабильна, и Льюису придется провести все оставшиеся гонки на пределе, чтобы выйти в чемпионской гонке победителем. И гонка в Спа – на трассе, изначально считавшейся вотчиной "Серебряных стрел" – лишний раз доказала, что борьба за титул еще не завершена.
«Я знаю, что впереди нас ждет очень трудная борьба, – признался трехкратный чемпион мира. – Ferrari сегодня были быстрее, и нам нужно более внимательно подходить к следующим Гран При, зная, что мы не будем однозначно быстрее всех. Необходимо объединить усилия всем парням на базе и придумать что-то такое, что позволит оставшиеся восемь гонок провести с позиции силы.
Для этого абсолютно все в команде должны выложиться по максимуму».
В то же время поклонники Ferrari могут более или менее спокойно вздохнуть после гонки в Спа. Как выразился Кими Райкконен: «Все ожидали, что трасса в Бельгии подходит только Mercedes. Но мы доказали, что это не так, так что мы двигаемся в верном направлении».
И именно поэтому в Ferrari могут рассматривать свое второе место в Бельгии как определенного рода победу – вопреки ожиданиям они продемонстрировали свое превосходство на очень скоростном автодроме, а значит, вся борьба еще впереди.
Да, Льюис Хэмилтон в итоге останется в истории как победитель Гран При Бельгии 2017 года, но Себастьян Феттель всем показал, что сражение за титул еще не окончено. И продолжено оно будет уже меньше чем через неделю на легендарной Монце в Италии...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7693/why-ferrari-was-the-real-winner-at-spa