Роберт Кубица: дорога к восстановлению
Нет сомнений, что Роберт Кубица быстр за рулем раллийной машины – даже очень, – однако ему необходимо перестать попадать в различного рода аварии. Чарльз Брэдли посетил гонку на Азорских островах, чтобы узнать больше о планах возвращения бывшей звезды Формулы 1
Весьма занятно, что именно та дисциплина автомобильного спорта, которая перевернула жизнь Роберта Кубицы с ног на голову, и была выбрана им для возвращения в гонки. Ужасающая авария на ралли Ronde di Andora в феврале 2011 года прервала многообещающую карьеру гонщика в Формуле 1, хотя поляк явно мог рассчитывать на большее, чем единственная победа в Гран При.
Возвращение в Большие Призы является его главной задачей – но кто знает, получится ли достичь этой цели? Давнее увлечение Роберта раллийными гонками в настоящий момент стало его ежедневной работой.
В этом есть определенный риск: решение профессионально выступать в данной дисциплине уже привело к одной сгоревшей машине, а также авариям на этапах европейского раллийного чемпионата – последней из которых стал двойной переворот на Ралли Азорские острова, после которого пилот в итоге финишировал на шестой позиции.
Кубица хладнокровно отреагировал на инциденты, философски взглянув на ситуацию: «В любом другом виде спорта, например в футболе, когда вы промахиваетесь мимо ворот или же попадаете в штангу - ничего плохого не происходит. Но когда вы допускаете ошибку в ралли, то можете дорого за это заплатить».
Вам достаточно лишь взглянуть на его правую руку и кисть, чтобы получить неопровержимые доказательства правоты этих слов – однако, пусть Роберт еще не полностью оправился от повреждений, он готов двигаться дальше. Ожидалось, что ему потребуется время, чтобы обрести скорость на раллийных спецучастках – в особенности на гравии - однако для поляка это не оказалось проблемой.
По ходу своей недолгой раллийной карьеры Кубица без видимых сложностей выигрывал один спецучасткок за другим, причем на различных типах покрытия. Поговорите с людьми из его близкого окружения, и вы услышите следующее: «А чего вы ожидали? В конце концов, это же Роберт». Однако проблема заключается в том, что требуется избежать вылетов с трассы, определив верный баланс между скоростью и стабильностью.
«Довольно трудно найти правильный ритм, когда вы впервые участвуете в ралли, - признается он. – На самом деле, вам даже приходится немного сбавить обороты! Но когда вы это делаете, то уже не прогрессируете.
Мне определенно необходимо найти компромисс, но учиться можно, только демонстрируя высоким темп, а не просто пытаясь добраться до финиша. Если я буду постоянно ехать не в полную силу, а затем решу атаковать на пределе возможного - то допущу еще больше ошибок».
Кубица говорит о происшествии, имевшем место СУ11. Установив в четверг быстрейшее время в квалификации, а также став лучшим по итогам первых трех допов на Азорских островах, он был вынужден сбросить скорость – и уступить лидерство – из-за густого тумана, окутавшего вулканический архипелаг в Атлантическом океане.
Кубица начал активно атаковать вновь в попытке наверстать упущенное время, однако дважды перевернул свой Citroen DS3 – в результате чего повредил левую переднюю подвеску и с трудом смог добраться до финиша спецучастка.
«Туман не имеет никакого отношения к аварии, - сказал он. – Мне необходимо понять, что здесь нельзя использовать всю ширину дороги, как это я делал в кольцевых гонках. Фактически, это моя вина. Но после просмотра видео мне куда лучше понятно, что на самом деле случилось, поскольку сразу после аварии я не осознавал причину произошедшего.
Я потерял управление в правом повороте, после чего произошла авария. Я вышел широко – шире, чем другие пилоты – но на тот момент все еще было в порядке, поскольку я по-прежнему остался на трассе. Однако там было много грязи - и я не осознал, что верная траектория проходит намного ближе к внутренней части поворота.
Почти сразу располагался следующий поворот, довольно быстрый. Но на входе в него у меня почти не было сцепления, поскольку я уже находился в полуметре от оптимальной траектории. На тот момент я не осознавал, что в чем-то ошибся, поскольку прежде никогда не сталкивался с чем-то подобным.
Я уже испытывал подобное ощущение, когда забирал на дороге слишком широко, но в этот раз приходилось принимать во внимание туман и множество других факторов… Это весьма тяжелый, но полезный урок. Я получил важный опыт на будущее, поскольку теперь мне удастся избежать многих неприятностей».
Следующий шанс продемонстрировать, что он усвоил уроки, представится Кубице в конце этого месяца на извилистых дорогах другого острова – Корсики. В теории, специфика этого ралли должна подойти стилю поляка. Но, как показала практика, на этом этапе есть немало других опасностей. Возможно, предстоящее ралли станет отличным показателем для оценки подхода Роберта, а также поможет выяснить, сделал ли он правильные выводы. Его скорость сомнений не вызывает - но пилоту еще предстоит найти правильный ритм, который можно обрести лишь со временем.
После Корсики – где он будет одним из главных претендентов на победу – Кубица сосредоточится на своей программе выступлений в WRC2, "младшем" классе чемпионата мира [не считая домашнего этапа ERC в Польше] – а это, в свою очередь, означает, что Роберт не будет бороться за победу в личном зачете ни в одной серии.
«У нас нет необходимого финансирования, чтобы выступать в обоих чемпионатах, а также нам попросту не хватит времени – мы лучше надлежащим образом подготовимся к стартам в WRC, - утверждает он. – Но я думаю, европейский раллийный чемпионат отличается довольно высокий уровнем конкуренции, и участие в этапах на Корсике, Канарских и Азорских островах является отличной подготовкой к WRC. Выступления в различных местах, а также изучение новых дорог способствуют моему прогрессу».
Ралли всегда было страстью Кубицы за пределами кольцевых трасс, но рассчитывает ли он после ухода из Ф1 построить профессиональную карьеру в этой дисциплине?
«Я бы не стал употреблять слово ‘профессиональную’, – говорит пилот. – И очень надеюсь еще долгое время выступать в Формуле 1. Однако в тот день, когда моя история в Больших Призах подойдет к концу, я подумаю над тем, чтобы вернуться к участию в ралли – но только ради удовольствия и интереса.
По разным причинам, моя … [он остановился, подыскивая правильное слово] не карьера, а история в Формуле 1 прервалась, поэтому я посчитал ралли наилучшим вариантом для планомерного возвращения. В этом году это именно то, что мне нужно».
И вот тут давайте зададим самый важный вопрос на миллион долларов: считает ли Кубица, что в будущем мы его вновь увидим в кокпите машины Формулы 1?
«Нет никаких гарантий того, что мне удастся вернуться, - сказал он. – Я решил полностью изменить дорогу, по которой пойду обратно, и отказался от выступлений в кольцевых гонках – но не полностью, поскольку в этом году продолжу работать на трассах. Но основной упор в нынешнем сезоне я все же планирую сделать на участие в ралли».
Кажется, в вопросах восстановления раллийные соревнования могут дать желаемый эффект. Не считая повреждений руки, едва можно заметить признаки других серьезных физических травм, которые он залечивал в прошедшие два года.
После всех перенесенных операций Роберт стал снова обычным человеком, но вопрос в том, чтобы вернуться на прежний уровень и пилотировать машину Формулы 1… Он понимает, что в гонках Гран При к пилотам предъявляются исключительные требования, поэтому ему необходимо добиться большего прогресса в возвращении подвижности поврежденной руки.
«Время от времени я продвигаюсь вперед в этом вопросе, - сказал он в отношении своих травм. – Это происходит не каждый день – я двигаюсь вперед постепенно, шаг за шагом, но мне предстоит еще долгий путь. Может случиться так, что я никогда не вернусь в Формулу 1, но более важно, что я вижу улучшения, хотя, безусловно, передо мной стоит непростая задача.
Нет никаких гарантий – нельзя даже оценить в процентах – вернусь ли я или нет, но также не стоит утверждать, что мне этого не удастся. Я сделаю все возможное.
Я преодолел весьма трудный период, и сейчас мне гораздо легче: я получаю удовольствие от выступлений в ралли, но все же предпочел бы участвовать в гонках Формулы 1, будучи в наилучшем физическом состоянии. К сожалению, в реальности все пока выглядит иначе.
В данный момент мне нужно немного добавить в нескольких компонентах - это и удача, и мотивация, с которой, полагаю, все не так плохо. Мне нужно продолжать работать, и, кто знает, может быть я и смогу вернуться на свой прежний уровень, где находился до аварии».
Кубица по-прежнему поддерживать тесную связь с некоторыми обитателями формульного паддока из числа своих союзников, но понимает: чем больше времени он проведет вне чемпионата, тем сложнее будет вернуться.
«Я сохраняю контакты с некоторыми людьми из мира Ф1, хотя их не так много, - сказал 28-летний пилот. – Когда я находился в паддоке - пусть даже не участвуя в гонках - то всегда знал, что происходит как на трассе, так и за ее пределами.
Я стараюсь лишний раз не беспокоить людей, связанных с чемпионатом, но, конечно же, смотрю гонки и слежу за ситуацией вокруг Формулы 1. Это довольно трудно делать, выступая в составе какой-либо команды – поскольку в этом случае весьма сложно понять, что происходит на самом деле».
Когда речь заходит о контактах с представителями мира Ф1, речь, конечно же, в первую очередь идет о Mercedes-Benz. Не секрет, что в этом году компания предлагала пилоту контракт на выступления в серии DTM, от которого Кубица вежливо отказался, несмотря на то, что произвел большое впечатление на тестах в Валенсии. Но поляк не упустил шанса поработать на симуляторе команды, хотя и сомневается, что вновь воспользуется такой возможностью в будущем.
«Для меня главным приоритетом остается обретение своей лучшей формы, - прокомментировал он потенциальное участие в гонках других кольцевых чемпионатов. – В настоящий момент я не могу выступать в формульных сериях, также на данном этапе в мои планы не входит пилотирование кузовных автомобилей».
Почему нет? Безусловно, выступления за рулем машины DTM или GT позволило бы ему поддерживать определенные гоночные навыки, которые при всем желании не получить а ралли…
«Я считаю DTM одним из самых сильных чемпионатов в мире – думаю, как минимум десять пилотов, участвующих в первенстве, способны бороться за победы в гонках. Это очень конкурентоспособная серия.
Не скажу, что недооцениваю эту технику, или машины GT, или какого-либо другого чемпионата – просто у меня есть свой взгляд на ситуацию, и я пытаюсь сделать все, чтобы добиться своей цели наилучшим, по моему мнению, способом.
Возможно, в один прекрасный день я окажусь в DTM, GT или другой серии, поскольку в тот момент буду уверен, что для этого настало подходящее время. Я еще молод и думаю, что способен добиться в автоспорте больших достижений - и сделаю для этого все возможное.
Если однажды я выйду на старт чемпионата GT – то это будет исключительно мое решение, не обусловленное финансовыми соображениями. Моя главная цель заключается в том, чтобы выступать в лучшей серии, в которой только смогу».
На сегодняшний день Кубица считает, что таким вариантом является ралли. Возможно, именно эта дисциплина, прервавшая его карьеру в Формуле 1, и поможет поляку в ближайшие годы вновь вернуться к участию в кольцевых гонках.