Шинные страсти Гран При Мексики
Эксперт AUTOSPORT.com.ru Владимир Башмаков подробно разбирает проблемы c резиной у Mercedes, феноменальную скорость Red Bull Racing и оценивает историческую пятую победу Льюиса Хэмилтона в чемпионате.
Далеко не всегда титул оформляется с победой, и в этом случае победитель гонки всегда остаётся в некоторой степени в тени. Поэтому свой рассказ о Гран При Мексики, 19-м этапе сезона 2018 года, я начну все-таки с Макса Ферстаппена. Он возглавил все три тренировки, но упустил поул, уступив Риккьярдо всего 0,026 секунды. Голландец жаловался на проблемы с тормозами, в то время как австралиец сиял от счастья, но в день гонки всё сложилось иначе. Макс захватил лидерство на старте и лидировал практически всю гонку с хорошим запасом над соперниками. На финише он опередил Феттеля на 17 секунд.
Ещё задолго до этапа в Мексике в Red Bull считали, что у них будут хорошие шансы выиграть эту гонку. Но вряд ли они думали, что получат такое преимущество и возможность оформить дубль. В середине дистанции Риккьярдо шёл третьим. Ранее он уступил Феттелю позицию на трассе, но затем вышел вперёд за счёт альтернативной стратегии одного пит-стопа, но его вновь подвела техника. Среди восьми сходов в этом сезоне этот стал шестым из-за технических неполадок. И вопреки первым предположениям он не был связан с Renault. Сломалось сцепление…
Саботаж Даниэля Риккардо в Red Bull – миф или реальность?
У Макса же запас был настолько велик, что он даже смог позволить себе сделать второй пит-стоп на всякий случай, если вдруг появится машина безопасности и будет рестарт. Так почему же RB14, созданная Эдрианом Ньюи, имела такое преимущество? Давайте разбираться.
Гонка в Мексике проходит в непривычных условиях. Автодром имени братьев Родригес находится на высоте в 2250 метров над уровнем моря, из-за чего здесь на 22% ниже атмосферное давление и на 22% меньше кислорода. Как итог меньше прижимной силы и хуже охлаждаются все узлы машины, а мощность моторов не сильно падает только благодаря турбине, которая быстрее вращается и компенсирует недостаток атмосферного давления. Это единственная трасса в календаре с такими уникальными условиями. Интерлагос и Шпильберг тоже находятся в горах, но примерно на 1500 метров ниже.
В итоге машины здесь настраивают на максимальный уровень прижимной силы, как в Монако и Сингапуре, но из-за разреженного воздуха уровень прижима получается меньше, чем в Монце, и они сильно скользят. К тому же асфальт, который здесь положили в 2015 году, довольно скользкий, и держака мало. Формула 1 не единственное гоночное событие, проходящее на этом автодроме в течение года, но между ними большие паузы.
В этом году Pirelli вновь привезли в Мексику самые мягкие комплекты резины – Hypersoft, Ultrasoft и Supersoft, но в конфигурации составов 2018 года они на две ступени мягче, чем шины в 2017-м. Команды по привычке сделали ставку на самые мягкие составы, которые уже на пятничных свободных заездах в квалификационном темпе уходили за один круг, а в режиме гоночной симуляции на них удавалось пройти максимум 7-10 кругов.
По сути Hypersoft стал «квалификационной» резиной, а для гонки лучше всего подходили шины с красными ободками, которых у всех было очень мало. На Hypersoft и Ultrasoft был сильный эффект гранулирования – шины буквально плавились и разрушались, как ластик.
Машина RB14 обладала хорошей прижимной силой и механическим сцеплением, бережно обращалась с резиной, а высокогорье уравняло моторы. Вот почему преимущество было на стороне Red Bull Racing.
Льюис Хэмилтон – пятикратный чемпион
Это был исторический момент. Мы стали свидетелями того, как всего лишь третий пилот в истории Формулы 1 достигает отметки в пять чемпионских титулов. Больше только у Михаэля Шумахера. Уже второй раз Льюис Хэмилтон становится чемпионом в Мексике и при этом снова финиширует не на подиуме. Но надо сказать Мексика отличное место для празднования титула. Стадион Форо Соль, вмещающий около 26 000 болельщиков, создаёт потрясающую атмосферу.
Сама же гонка оставила у Льюиса негативные впечатления. И Mercedes, и Ferrari из-за проблем с перегревом силовых установок пришлось придушить мощность своих моторов, чтобы не повредить их. Кроме этого, инженеры из Брэкли максимально открыли все воздухоотводы для горячего воздуха, что негативно сказалось на аэродинамике.
Главная проблема W09 была в работе с резиной. На этот раз, по словам Тото Вольфа, пилотам «Серебряных стрел» ни на одном круге не удалось прогреть шины до рабочей температуры.
А эффект от перегрева и недогрева почти один и тот же – машина сильно скользит, а резина разрушается. И если у некоторых команд через несколько кругов, когда на шинах была стёрта часть рабочего слоя, деградация прекращалась, у Mercedes процесс гранулирования продолжался всё время. Особенно страдали задние колеса, в то время как у соперников проблемы в основном были с передним левым колесом. Поэтому в Мексике «Серебряные стрелы» провалились, но титул в личном зачете уже завоеван, а в Кубке Конструкторов за две гонки до конца сезона достаточно солидный запас. Так что на этой стадии чемпионата проигрыш уже не так критичен.
Проигрывать надо достойно
Себастьян Феттель провёл очень уверенную и сильную гонку, красиво обогнав Риккьярдо и Хэмилтона. Именно так он должен был ехать, начиная с Монцы, и минимизировать потери, а не пытаться отыграть потерянные ранее очки на первом же круге.
У Ferrari в Мексике вновь проявились их сильные стороны этого сезона. Машина была быстра на прямых и достаточно бережно обращалась с резиной. Может, не так, как RB14, но заметно лучше, чем W09.
Единственным неудачным моментом для Себастьяна был старт. Оказавшись, по сути, в ловушке, он не стал рисковать. Да и вообще затормозил, как видно на повторе, очень рано. Ещё в субботу пилоты говорили, что будет не так просто найти верную точку торможения на старте. Феттель, видимо, уже просто не мог позволить себе совершить ошибку. В случае более удачного старта, пилот Скудерии мог бы всерьёз сразиться за победу.
Настоящий гонщик борется до конца, и только когда математические шансы потеряны, он понимает, что это всё. Поэтому стоит отдать Феттелю должное – он показал, что умеет достойно проигрывать.
Второй эшелон
В Формуле 1,5, как её окрестил Джин Хаас, то есть среди команд средней группы, лучшим стал Нико Хюлькенберг на Renault. Но немец, финишировавший шестым, проиграл аж два круга лидерам. Почему так произошло? Дело в том, что в середине пелотона все сделали ставку на стратегию одной остановки. Средняя группа команд очень плотная, а значит, здесь важно не терять позицию на трассе.
Как отметил Нико, в теории стратегия двух остановок была бы быстрее. Но с учётом трафика и борьбы, а также довольно длинного пит-лейна, успешно реализовать её не удавалось. А с одной остановкой сильно падал темп. Sauber на этот раз двумя машинами финишировал в очках и прошел Toro Rosso в Кубке Конструкторов.
Стоффель Вандорн набрал, возможно, последние очки в Формуле 1, а в Williams провели хорошую гонку, по итогам которой Сергей Сироткин стал 13-м, оставив позади двух пилотов Haas.