Тема недели: Что ты будешь делать, Ferrari?
Гран При Канады называли судьбоносным для Скудерии. Говорили, что если гонку удастся выиграть, то титул ещё не проигран. И SF90 действительно победила Mercedes, а вот Феттель и Ferrari — снова нет. Что же теперь делать команде из Маранелло — продолжать бороться и дорабатывать неплохой автомобиль или бросить все силы на следующий год?
Всё стало хуже
Это был не первый раз, когда от Ferrari ждали победы — перед Гран При Испании тоже надеялись, что показавшая себя неплохо на зимних тестах SF90 будет здесь быстра и в мае, но не получилось. Тогда Mercedes взяла весь первый ряд стартовой решётки и завоевала дубль, а Скудерия умудрилась отдать подиум Ферстаппену. Потом была гонка в Монако, где в медленных поворотах у Феттеля и Леклера изначально не было шансов. Но в Канаде, где почти весь круг пилоты идут газ в пол, в дело вступает главное оружие Ferrari – более высокая «максималка».
И эти рассуждения оказались верными — в квалификации Феттель победил Хэмилтона, причём всё своё преимущество немец собрал на прямых, но Льюис подтягивался почти в каждом повороте. По скорости на круге SF90 впервые с этапа в Бахрейне оказалась быстрее W10. Отметим также разрыв между Себом и Льюисом в две десятые секунды — это значит, что если бы Леклер лучше проехал свой круг, Ferrari заняла бы весь первый ряд. Но Шарль оказался на семь десятых медленнее напарника и лишь благодаря проблемам Боттаса удержался на третьей позиции.
В пятничных тренировках на длинных отрезках быстрее были машины Mercedes, поэтому перед стартом гонки было непонятно, удержит ли Ferrari первую позицию. Но SF90 удержала — отличный старт и бешеная скорость на прямых не позволяли Хэмилтону провести хоть одну более или менее опасную атаку. Но не выдержал, увы, сам Феттель — немец ошибся на входе в поворот, пропахал по траве и едва не впечатал в стену Хэмилтона. За это Себ получил штраф и в итоге лишился победы.
Квят, Петров и Шварцман – об инциденте между Феттелем и Хэмилтоном
Насколько справедлив был этот штраф — тема отдельной дискуссии. Для нас важно, что Ferrari доказала всем (и в первую очередь — себе), что способна прямо сейчас побеждать Mercedes и ещё не всё потеряно. Проблема, однако, в том, что отставание Феттеля в общем зачёте так и не сократилось, а лишь выросло. Не срежь он ту злополучную шикану, проигрывал бы 48, а не 62 балла — всяко меньше, чем до старта гонки.
Как FIA вернула Хэмилтону должок 11-летней давности. Итоги Гран При Канады
«Наш крайний срок для того, чтобы включиться в борьбу за титул — конец лета, — сказал ещё накануне Гран При Канады Себ. — К летнему перерыву мы должны быть в очень-очень хорошей форме, чтобы после него использовать момент и перехватить инициативу». Так что ещё до гонки в Монреале в Ferrari понимали, что до летнего перерыва Mercedes не догнать — теперь ситуация стала ещё сложнее...
Есть ли потенциал у SF90?
Проблема SF90 в том, что она хорошо едет только на быстрых трассах. На других автодромах, где больше медленных поворотов или шины испытывают не самую высокую нагрузку, автомобилю не хватает прижимной силы, возникают проблемы с прогревом резины. В сумме эти факторы приводят к тому, что на традиционных трассах Mercedes оказывается стабильно быстрее.
Нико Росберг: Поул Ferrari показывает ошибочность концепции шасси
По-настоящему скоростных автодромов до летнего перерыва уже не будет. Да и после него действительно быстрыми треками, где максимальная скорость имеет значение, можно назвать разве что Спа и Монцу. Возможно, на Сочи Автодроме SF90 будет сильна: там есть длинный разгон из последнего поворота во второй и скоростной излом, а в финальной секции постоянно перегреваются шины — и Ferrari это может быть на руку. Но для победы в чемпионате этого мало.
В Маранелло понимают, что машина должна быть более универсальной и её уже переделывают, однако это весьма долгий процесс — сама концепция шасси заточена под максимальную скорость и минимальное сопротивление воздуха. Качественно повысить уровень прижимной силы точечными изменениями невозможно — машину нужно придумывать заново. Во многом по этой причине некоторые сотрудники уже лишились своих постов, появились слухи о возвращении из Alfa Romeo Симоне Ресты — он, впрочем, уже не сможет повлиять на проект SF90, его функции наверняка будут связаны с шасси следующего года.
Крылья-ложки, ринопластика и уши терьера. Технический обзор ГП Канады
Тем не менее сдаваться — не в духе Ferrari. Сильный лидер, такой как Росс Браун, смог бы убедить боссов в том, что текущим сезоном стоит пожертвовать ради борьбы на более высоком уровне в следующем, но Маттиа Бинотто провёл на посту руководителя команды не так много времени, чтобы иметь такое влияние, и пока есть математические шансы, Скудерия будет бороться за титул и тратить много ресурсов.
Впрочем, своя логика в этом есть, да и последнее чемпионство гонщика Ferrari — Кими Райкконен в 2007-м — говорит о том, что нельзя сдаваться, пока всё не кончено. Не исключено также, что инженерам всё же удастся теми или иными решениями вывести нынешнюю машину на новый уровень. Однако и этого может не хватить для борьбы за титул, ведь есть ещё и пилоты. А они ошибаются.
Себ как Себ
В предыдущий раз Феттель стартовал с поул-позиции и лидировал в гонке в прошлом году в Хоккенхайме — Гран При Германии тогда завершился вылетом немца, который опережал Хэмилтона на несколько секунд. Тот этап в итоге стал поворотным моментом сезона — Себ потерял равновесие, стал допускать больше ошибок и досрочно выбыл из борьбы за титул. Финишируй он тогда, в Венгрии было бы 15 очков преимущества в чемпионате. Похожие ошибки Феттель совершает и в этом году: сначала разворот в Бахрейне, теперь — срезка поворота в Канаде.
В 2018-м инсайдеры говорили, что Себ не может обрести равновесие из-за суровой атмосферы, выстроенной жёстким Маурицио Арривабене. Зимой, когда стало известно о его отставке и назначении Маттиа Бинотто, они отмечали, что теперь немцу будет психологически проще, и он выйдет на пик своей формы. Но не вышел, а значит, проблема в чём-то другом.
Не слишком здорово в последних гонках смотрится и Шарль Леклер — после Гран При Бахрейна монегаск по-настоящему не блистал и дважды разбивал машину в совершенно необязательных ситуациях. После семи гонок Леклер на 28 очков отстал от Феттеля, а потому вряд ли сможет рассчитывать на приоритетную тактику или статус лидера. Зато на командном мостике будут смелее использовать его для помощи Себу — пока тот сохраняет шансы на титул.
Таким образом, в ближайших гонках не исключён конфликт интересов Ferrari и самого Леклера — и он уже демонстрировал, что готов ставить себя выше команды. Не факт, что в своём нынешнем виде эти пилоты побеждали бы даже на хорошей машине.
Борьба продолжится
Мало кто верит, что Ferrari удастся переломить ситуацию в чемпионате — слишком велик отрыв Хэмилтона, слишком далеко Mercedes в Кубке конструкторов. Скудерия, впрочем, бороться не перестанет. Команде необходима хотя бы одна победа в гонке, ведь Ferrari не побеждала уже десять гонок к ряду — в последний раз «красные» не выигрывали так долго в 2016-м. Возможно, с первой победой снизится и прессинг — как на пилотов, так и на рядовой персонал команды.
Ну, а судьба чемпионского титула теперь уже точно в руках Mercedes — если команда не допустит ошибок в развитии машины, а та не будет ломаться, реальных шансов догнать немцев у Ferrari больше нет. Гран При Канады, похоже, действительно стал переломным этапом...