Неконтролируемые эмоции Феттеля – угроза будущему команды Ferrari

Скотт Митчел
21 ноября 2019 в 10:21
Фото: eNCA

Забудьте о том, что судьи после Гран При Бразилии разделили вину за столкновение между гонщиками Скудерии поровну. И слепому было видно, что черту дозволенного в очередной раз переступил Себастьян Феттель. Слово Скотту Митчелу...

Неизбежно. Разочаровывающе. Глупо. Как именно оценивать аварию гонщиков Ferrari на последних кругах минувшей гонки в Сан-Паулу – зависит от того, с какой стороны смотреть.

Если смотреть извне коллектива, вполне очевидно, что именно к такой развязке всё шло на протяжении всего сезона – с самого его начала, когда Шарлю Леклеру не разрешили атаковать своего более опытного напарника. Если же оценивать этот инцидент изнутри одного из кокпитов, безусловно, виноват будет оппонент, проявивший чрезмерную агрессию. А с капитанского мостика Скудерии прозвучало вполне доходчивое и недвусмысленное слово "глупо" от человека в очках.

Посадите двух альфа-гонщиков в машины одного цвета, выпустите их на трассу, и вы непременно получите взрыв. Эта химическая формула столкновения двух эго в условиях растущих ставок известна не первый год. Из недавних примеров можно вспомнить Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга в Mercedes, да и Макс Ферстаппен с Даниэлем Риккардо в Red Bull вполне сюда подходят, пусть там и не дошло до открытого конфликта – один из гонщиков, дабы не утратить присущую ему улыбку навсегда, ретировался.

И все же эти дуэты не идут ни в какое сравнение с противостоянием того же Хэмилтона с Фернандо Алонсо в McLaren – и нынешняя ситуация с Феттелем и Леклером по степени разрушительности и динамике развития конфликта, наличие которого с завидным постоянством отрицают в Ferrari, больше схожа именно с размолвкой в Уокинге в конце 2000-х.

Первая кровь или дилемма для Маттиа Бинотто

И действительно, в Маранелло в этом году столкнулись с ситуацией, схожей с McLaren образца 2007 года: опытный неоднократный чемпион мира, требующий к себе повышенного внимания и должного уважения, с одной стороны и юный талант, не претендующий на то, чтобы заказывать музыку, но по природе своей слишком быстрый, чтобы быть запертым в клетку скорости титулованного напарника, – с другой. Такая командная динамика способна порвать коллектив на части изнутри.

Ясно одно – ни гонщики, ни команда не выиграет от развязывания гражданской войны. А такие столкновения, как в Бразилии, ни к чему иному обычно не приводят.

Ferrari © autosport.com
FerrariФото: autosport.com

Самое плохое в этой ситуации то, что этой коллизии легко можно было избежать, и что бы там ни говорили судьи, вина по большей части лежит на одном из гонщиков.

*** Результаты опроса, проведенного на Telegram-канале нашего сайта, показывают, что 76% респондентов считают виноватым Феттеля и лишь 4% – Леклера.

Когда Шарль опередил Себастьяна за пять кругов до финиша гонки в связке первых поворотов трассы, у немца заиграли эмоции.

В команде позволили гоняться своим пилотам на последних этапах сезона, и у Феттеля было полное право ответить обидчику, что он и попытался сделать. На прямой Reta Oposta по пути к повороту Descida do Lago четырехкратный чемпион мира воспользовался DRS, вышел на внешнюю траекторию и...

Как заметил позже руководитель команды Маттиа Бинотто, разрешение гоняться не означает, что нужно творить глупости. А Себастьян сделал именно это, сместившись влево прямо на напарника и тем самым погубив гонку себе и тому парню.

Многим пилотам свойственно поддаваться эмоциям в порыве гоночных страстей, но сегодня Феттель подвержен этому больше остальных. Либо он допустил самую простую, но не самую безобидную гоночную ошибку, бесцельно сместившись на прямой влево, либо алая пелена застлала ему глаза и он решил отомстить обидчику, невзирая на последствия.

Так или иначе, у Себастьяна уже имеется опыт в этом деле. Вспомните Гран При Турции 2010 года и совсем не обязательное столкновение с напарником по Red Bull Марком Уэббером. Разница лишь в том, что сегодня немец уже не является лихим юнцом, и в круге его безоговорочной поддержки больше нет влиятельного человека с докторской степенью. Как бы ему ни хотелось верить в обратное.

Себастьян Феттель и Марк Уэббер © autosport.com
Себастьян Феттель и Марк УэбберФото: autosport.com

Критики воскликнут, что этого столкновения на Интерлагосе можно было бы избежать, если бы в Ferrari ввели так называемые "правила поведения" для своих гонщиков с самого начала сезона, когда только начали появляться зародыши будущего конфликта. К примеру, в Mercedes в эпоху взрывоопасного дуэта Хэмилтона и Росберга пошли на такой шаг, чем заметно снизили градус напряженности.

Но Бинотто не поклонник таких методов и, к тому же, заявляет – и вполне обоснованно, – что Ferrari ругают, когда она применяет командную тактику, и когда она не применяет командную тактику.

Источником нынешних проблем Скудерии стала форма Леклера, к которой, судя по всему, оказались не готовы даже в Маранелло. Но катализатором конфликта, без всяких сомнений, можно назвать Феттеля.

Нынешняя версия Себастьяна, судя по всему, просто несовместима с равными статусами гонщиков внутри команды и напарником, способным его превзойти. Но самое главное, что в Ferrari с каждым следующим инцидентом понимают, что всё меньше могут доверять своему лидеру. А вместе с ними доверие к партнеру утрачивает и Леклер. В таких обстоятельствах очень трудно будет заставить работать систему с "правилами поведения". Это очень плохо для самого Феттеля, поскольку в команде, которую он планировал вернуть на победные рельсы, теперь просто не могут всецело на него полагаться как на гонщика номер один.

Себастьян как минимум дважды в этом сезоне доказал, что способен поступиться интересами команды ради своих собственных целей. Конечно, в этом мало удивительного с учетом чемпионских амбиций и эгоцентрической направленности, характерной для любого настоящего гонщика. На протяжении многих лет именно эти качества считались главным оружием немца, и именно благодаря им он завоевал четыре титула.

Себастьян Феттель © autosport.com
Себастьян ФеттельФото: autosport.com

Но сейчас сильные стороны Феттеля обернулись слабыми. Так в чем же разница? Почему в Red Bull эмоциональный настрой Себастьяна смогли сдержать и даже направить в благоприятное русло, а в Скудерии никак не могут решить эту проблему?

Точно ответить на этот вопрос непросто (спросите у Бинотто). Возможно, дело в разнице обстоятельств. Успех к Феттелю пришел, когда он был безусловным лидером в Red Bull-Renault, а машине команды не было равных в пелотоне – особенно с появлением выдувного диффузора, с которым Феттель очень быстро и прочно подружился.

С момента перехода в Ferrari в 2015-м у Себастьяна не было в распоряжении такого сочетания статуса и машины. Да, Кими Райкконен не претендовал на его лавры, но в Маранелло никак не могли сделать шасси, хоть сколько-нибудь приближенное по эффективности к машине Mercedes.

А когда они все же нащупали что-то в этом направлении, проявился еще один недостаток немца. Мало кто не заметил в последние два сезона, что Феттель раз за разом уступает своим непосредственным соперникам на трассе в очных сражениях, особенно лучшим из них. Нетрудно вспомнить ошибки Себастьяна при борьбе с Хэмилтоном, Ферстаппеном, Риккардо и Леклером.

Проблема для Ferrari заключается еще и в том, что Шарль никуда не собирается уходить (как, к примеру, сделал Риккардо, сменив Red Bull на Renault). А это значит, что если Себастьян также останется в команде, он более не сможет наслаждаться статусом безусловного первого номера, и никто не гарантирует ему, что в следующие годы шасси будет строиться по большей части с учетом его собственных пожеланий.

Нет, это не означает, что два Ф – Феттель и Ferrari – отныне не подходят друг другу. Конечно, нет. Но его присутствие в команде может обернуться риском для коллектива на пути достижения поставленных целей. В свои лучшие дни, когда четырехкратный чемпион мира держит эмоции в кулаке, они с Леклером составляют идеальную слётанную пару. А что, если без своей эмоциональной составляющей Себастьян не сможет обрести былой силы и стойкости на трассе?

Шарль Леклер и Себастьян Феттель © autosport.com
Шарль Леклер и Себастьян ФеттельФото: autosport.com

События Гран При Бразилии подняли важные вопросы для Ferrari относительно того, способны ли Феттель и Леклер ужиться в одной команде. Война между напарниками еще не шла на пользу ни одной команде. А, кроме того, такие инциденты, как на Интерлагосе, имеют свойство повторяться. Даже удивительно, почему это не произошло раньше.

Бинотто отказался обсуждать произошедшее сразу после гонки. Он предпочел взять паузу и дождаться личного разговора с обоими гонщиками в Маранелло. Имеет право.

Кто знает, быть может, Себастьяна уже попытались приструнить в итальянском расположении команды. А может, в коллективе не стали вменять вину кому-то одному, а ограничились строгим предупреждением о том, что в будущем подобные инциденты не будут прощаться. Последний вариант, между прочим, вполне может привести к эскалации конфликта подобно снежному кому. По сути, это будет означать, что допускать обоюдные столкновения на трассе можно, даже если они несут за собой серьезные последствия, – вина все равно будет разделена поровну.

Что может удержать Феттеля от повторения подобных эпизодов в будущем? И как начнет реагировать на всё это Леклер, приобретающий с каждой очередной гонкой опыт?

Какое бы решение ни было принято в Маранелло, "глупость", имевшая место в Бразилии, не должна оставаться без ответа. Если гонщикам и это сойдет с рук, вероятность плодотворной работы Феттеля и Леклера может быть сведена к нулю, а планы Бинотто по возвращению Ferrari на вершину, скорее всего, так и останутся планами...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9707/why-vettel-emotion-is-now-undermining-ferrari

Себастьян Феттель © autosport.com
Себастьян ФеттельФото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle