Фактор 'своего поля': факт или вымысел?
Во время Гран При Великобритании всегда много говорят о домашних для многих гонщиков и команд трибунах. Эд Стро размышляет о том, действительно ли на таких этапах у пилотов есть преимущество
Найджел Мэнселл никогда не стеснялся играть на публику, то и дело заявляя, что поддержка домашних трибун в Сильверстоуне и Брэндс-Хэтче оказывает заметное положительное влияние на его время круга.
В своей автобиографии, написанной совместно с Джеймсом Алленом, британец вспоминает: «Когда я выступал перед своими болельщиками, то ехал как минимум на секунду быстрее».
Мэнселл любил повторять эти слова, правда, регулярно меняя величину преимущества на круге - от четверти секунды до двух, в зависимости от настроения. Но есть ли в этом хоть слово правды?
Конечно, сама идея того, что перед домашними трибунами гонщик едет быстрее, абсурдна. Законы физики остаются прежними, независимо от того, гоняешься ты на глазах у сотни тысяч британских подданных или нескольких корейцев. Поддержка трибун никак не влияет на мощность мотора и сцепление шин с трассой.
Однако в случае с Мэнселлом мы были свидетелями, что он действительно лучше выступал на своей земле. Британец выиграл пять гонок на глазах своих болельщиков, включая свою дебютную победу на Гран При Европы в Брэндс-Хэтче. Домашние гонки Найджел выигрывал в 38.4% случаев, тогда как общая результативность британца составила 16.6% (31 победа в 187 гонках).
Вопрос лишь в том, почему так происходит? Обычно на этот вопрос отвечают, что «дома и стены помогают», но в этой короткой фразе содержится много различных факторов. То, что Мэнселл часто выигрывал в Британии, еще ничего не доказывает. Достаточно вспомнить, что он выигрывал и каждый третий Гран При Франции, в котором принимал участие.
На тему домашних выступлений спортсменов написано множество трудов. Я не претендую на компиляцию всего написано или какой-то мета-анализ. Чтобы изучить эти материалы, достаточно найти их с помощью сервиса Google Advanced Scholar – там есть немало любопытного [разумеется, по-английски].
Однако, суммируя все прочитанное, можно сказать, что домашнее преимущество часто делят на несколько составляющих. Во-первых, в этот момент вы в буквальном смысле находитесь дома. В случае с футбольной командой этот фактор имеет огромное значение, так как влияет не только на тактику - шум трибун заставляет арбитра на подсознательном уровне принимать больше решений в пользу хозяев.
В автоспорте это все не имеет значения, зато есть фактор лучшего знания конфигурации трассы. Хотя и этот элемент в значительной степени переоценивается. Возьмем, к примеру, Пола ди Ресту. Его опыт выступлений в Сильверстоуне до прихода в Формулу 1 исчислялся всего тремя гонками в рамках Формулы Renault 2.0, причем все из них прошли на конфигурации International [включающей лишь половину всей трассы]. Добавим два Гран При Великобритании и получим пять гонок на домашней трассе. Вряд ли тут можно говорить о каком-то домашнем преимуществе. Кстати, для сравнения, в Хоккенхайме шотландец гонялся уже 17 раз!
В XXI веке фактор лучшего знания трассы в значительной степени нивелируется. Да, иногда погода преподносит свои сюрпризы, и тогда "знатоки" могут этим воспользоваться (достаточно вспомнить дебютную гонку Эдди Ирвайна на Сузуке в 1993 году), но в обычных условиях фактор лучшего знания трассы в наше время не играет особой роли.
Еще одним фактором часто называют необходимость путешествовать, но и он имеет мало отношения к Формуле 1, Конечно, если вы совершаете дальний перелет, чтобы сыграть в футбольном матче, то хозяева поля и впрямь будут иметь некое преимущество. Но в Формуле 1 все вынуждены путешествовать практически постоянно. В конце концов, Сильверстоун находится вовсе не по соседству с домом Льюиса Хэмилтона в Монако.
Еще одним фактором является наличие родных болельщиков. Мэнселл иногда говорил, что успевает заметить и услышать из кокпита поддержку домашних болельщиков, но ди Реста, Хэмилтон и Баттон в один голос исключают такую возможность. Однако можно представить, что само понимание гонщиком того, что вокруг него свои болельщики, может иметь психологический эффект – правда, как в положительном, так и в отрицательном смысле.
Мэнселл всегда говорил, что получает удовольствие от выступлений в условиях прессинга и повышенных ожиданий британских болельщиков. Он чувствовал дополнительную ответственность – что, в частности, стало итогом нескольких его блестящих выступлений в Сильверстоуне. В 1987 году он, например, догнал и опередил напарника по Williams Нельсона Пике, изначально находясь почти в безнадежном положении. А пятью годами позже, на пике Мэнселл-мании чемпионского сезона, взял поул с отрывом от второго места в 1,9 секунды.
Только задумайтесь об этой цифре... 1,9 секунды! И это было не только свидетельством превосходства Williams-Renault FW14B: его напарник Риккардо Патрезе - весьма неплохой гонщик - был просто поражен такой скоростью британца.
Пытаться проникнуть в сознание пилотов - дело неблагодарное, но в случае с Найджелом, который часто противопоставлял себя остальному миру, можно говорить о том, что поддержка домашних трибун просто не позволяла ему пилотировать ниже своих предельных возможностей.
Для сравнения, Марк Уэббер всегда неважно выступал в Австралии, не завоевав ни одного подиума - похоже, на его психологический настрой ожидания своих болельщиков действовали негативно. У Дженсона Баттона (ни одного подиума в 13 Гран При Великобритании), вероятно, схожая проблема. Более того, два лучших выступления Дженсона в Сильверстоуне (пятое место в дебютном сезоне и прорыв с 14-го места на старте на четвертое на финише в 2010-м) пришлись на тот период, когда ожидания фанатов были довольно невысокими.
Но если обратиться к статистике, то можно увидеть, что британские гонщики действительно лучше выступают на домашней земле.
ПРОЦЕНТ ПОБЕД ГОНЩИКОВ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ: В ЦЕЛОМ И НА ДОМАШНИХ ГРАН ПРИ
Статистика основана на 885 гонках чемпионата, прошедших до нынешнего момента. В расчет берутся все гонки, проводящиеся на территории стране (например, Германия включает в себя Гран При Европы и Люксембурга, Италия – Гран При Сан-Марино и так далее).
Великобритания
Общий процент побед: 25,5%
Процент побед в домашних гонках: 33,3%
Германия
Общий процент побед: 15,1%
Процент побед в домашних гонках: 15,3%
Бразилия
Общий процент побед: 11,4%
Процент побед в домашних гонках: 22,5%
Франция
Общий процент побед: 8,9%
Процент побед в домашних гонках: 14,6%
Италия
Общий процент побед: 4,9%
Процент побед в домашних гонках: 4,5%
Австрия
Общий процент побед: 4,6%
Процент побед в домашних гонках: 3,8%
Эти цифры демонстрируют интересную тенденцию, хотя и с некоторыми оговорками. Количество домашних гонок во всех случаях невелико для репрезентативной выборки, что позволяет сомневаться в полной достоверности данных. Но даже с учетом этого видно, что британские пилоты отлично выступают в домашних гонках.
То же касается и французов. Здесь стоит вспомнить про Алена Проста, который всегда с особым настроем выступал на домашних Гран При и не хотел оставаться на вторых ролях, особенно во второй половине своей карьеры. В Renault также понимали, насколько для них важна эта гонка, и тщательно подтягивали каждый винтик на своих машинах, чтобы убедиться, что в решающий момент техника не подведет Проста, Рене Арну и Жана-Пьера Жабуя.
Бразильцы, похоже, тоже очень успешно выступают на домашних трассах. Однако разница между двумя показателями гонщиков этой южноамериканской страны значительно сократится, если отсечь 221 гонку чемпионата, прошедшую до момента, когда в 1973 году Бразилия стала принимать у себя этапы Формулы 1 (в этом случае общий процент побед составил бы 15,2%).
Кроме того, в данном случае цифры очень обманчивы, поскольку в действительности Айртон Сенна долго - вплоть до 1991 года - не мог выиграть домашний Гран При. Рубенс Барикелло также не славился хорошими выступлениями на родной земле.
В случае с Германией, Италией и Австрией цифры расходятся лишь незначительно.
Исходя из всего вышесказанного, у Хэмилтона, ди Ресты, Баттона и Чилтона вряд ли будет ощутимое преимущество на Гран При Великобритании, проходящем в этот уик-энд в Сильверстоуне.
Однако мы все же видим, что незначительное преимущество из домашних гонок все же можно извлечь. И оно не касается лучшего знания трассы и, конечно же, речь идет не об увеличении на полпроцента сцепления с дорожным полотном. Преимущество может состоять лишь в психологическом настрое гонщика - в его понимании, что он находится на родной земле. В случае с Мэнселлом, это помогало британцу пилотировать на абсолютном максимуме своих возможностей.
Однако с кем-то из пилотов завышенные ожидания болельщиков могут сыграть злую шутку.
Что говорить, когда речь идет о спорте высших достижений, психология может иметь решающее значение.