Mercedes против FIA и Ferrari. Формула 1 на пороге масштабного политического кризиса

Дмитрий Захарченко
6 марта в 8:32
Фото: express.co.uk

FIA признала, что доказать факт нелегальности мотора Ferrari невозможно. Вопрос закрыт? Как бы не так...

В последний день предсезонных тестов Формулы 1 в Барселоне Международная автомобильная федерация (FIA) выпустила пресс-релиз, в котором объявила об окончании анализа прошлогоднего двигателя Ferrari и последовавшим за ним «соглашении» с итальянской командой. Более того, детали этого «соглашения» стороны оставили в секрете, что вызвало целую бурю негодования соперников, и те открытым письмом потребовали ответа.

«То, что там написано — непостижимо, — выразил общее мнение Хельмут Марко, советник Red Bull по автоспорту. — Нам бы стоило поручить руководителю команды Кристиану Хорнеру подготовить иск на 24 миллиона долларов, которые мы бы получили, если бы Ferrari наказали».

На следующий день федерация ответила: «FIA не была удовлетворена результатами расследования. Однако, ввиду сложности вопроса и невозможности предоставить неопровержимые доказательства нарушения, в интересах спорта было принято решение о соглашении между регулирующим органом и Ferrari, — говорится в новом релизе. — Такого рода соглашения — регулярная практика в правоприменительной системе государств и других спортивных федераций».

Другими словами, FIA признала, что не может утверждать, что двигатель Ferrari однозначно соответствовал регламенту, но не может и доказать факт нарушения. А в таком случае никто из команд также не сможет привести железных доказательств нарушений Скудерии. Или сможет?

Джо Сейвуд: Зачем вообще FIA и Ferrari рассказали о секретном соглашении?

FIA бессильна

Вряд ли ответ федерации удовлетворил команды, подписавшиеся под открытым письмом — в нём они требовали полного и безоговорочного раскрытия информации о расследовании. Это требование, прямо скажем, невыполнимо: устройство двигателя это всё же интеллектуальная собственность Ferrari. Так, например, в прошлом году FIA не обнародовала подробности работы спорной системы Renault, за использование которой команда была исключена из протоколов Гран При Японии. Однако здесь есть разница — федерация признала факт нарушения, а нарушитель понёс наказание. В данном же случае, несмотря на то, что FIA де-факто признаёт, что с двигателем было не всё чисто, никто никакой ответственности не понёс.

Казалось бы, сезон-2019 позади, Ferrari в любом случае проиграла в борьбе за титул, но не в случае с Red Bull — если бы Скудерию признали виновной и исключили бы из протоколов, скажем, пяти последних гонок, это вывело бы австрийцев на второе место Кубка конструкторов. А за него полагается больше призовых. И теперь, если нарушение со стороны Ferrari удастся как-то доказать, речь пойдёт об исключении команды из результатов чемпионата 2019 года полностью. То есть речь идёт о том, что все, кроме Mercedes, недополучили некоторую сумму.

Гран При Бразилии-2019 © FIA
Гран При Бразилии-2019Фото: FIA

Но возможно ли доказать нарушение Ferrari и было ли оно на самом деле? Скудерию, напомним, обвиняли в том, что те жульничали с датчиком скорости потока топлива — с помощью электрических помех от одного из десятков тысяч других электронных приборов в автомобиле сенсор глушился, а дополнительное топливо запасалось, чтобы в нужный момент — на разгонах, на первом круге или когда нужно взвинтить темп перед пит-стопом — пилот получал больше мощности и смог бы обойти ограничение регламента.

Здесь стоит понимать важный момент: в плане расхода топлива в Формуле 1 нет серых зон. Регламент чётко прописывает, что расход горючего не должен превышать 100 кг/ч на протяжении всей гонки, и логика, по которой Mercedes оправдал систему DAS или Brawn смогла сохранить двойной диффузор в 2009-м, здесь неприменима — в тех случаях был нарушен дух правил, но не буква. В аспекте топлива регламент прописан чётко и двух интерпретаций в этих пунктах быть не может.

Но как в условиях лабораторных стендов доказать нарушение? Если даже допустить, что оно было, то как найти то самое устройство, что глушит сенсор? Сама Ferrari, по понятным причинам, этого не расскажет, а без детального описания работы механизма неопровержимых доказательств нарушения нет — именно это и имела в виду FIA в своём ответе на открытое письмо. Доказать, что Ferrari жульничала с подачей топлива можно будет только в том случае, если кто-то из Маранелло захочет признаться и тем самым сдать собственную команду.

Тото Вольф: FIA повела себя ещё хуже, чем Ferrari

Война Тото Вольфа

Разбирательства с двигателем Ferrari начались ещё в прошлом году — с запроса Red Bull. Однако ходило множество слухов, что информация о возможных махинациях Скудерии у Red Bull появилась от Mercedes. А недавно немецкий журналист Кристиан Ниммерволь со ссылкой на собственные источники сообщил, что «Серебряные стрелы» узнали об этом от... представителей Ferrari.

По данным Ниммерволя, в Маранелло продолжается конфликт, начавшийся ещё в то время, когда командой руководил Маурицио Арривабене. Ferrari тогда разделилась на два лагеря — тех, кто поддерживал Арривабене, и тех, кто был на стороне Маттиа Бинотто, тогда — технического директора, благодаря которому команда в 2017-м подтянулась к Mercedes. Перед сезоном-2019 Бинотто получил должность руководителя команды, а Арривабене был уволен, однако его сторонники остались в команде и были недовольны переменами. Они, утверждает Ниммерволь, и передали секретную информацию Вольфу, пытаясь тем самым отомстить Бинотто. Важно подчеркнуть, что это всё неофициальная информация, однако она объясняет, что имели в виду итальянские журналисты, когда говорили о «стукаче» в составе команды.

Но зачем всё это Вольфу? Зачем раскрывать наличие источника, если твоя команда уже победила, а отсуженные у соперника деньги пойдут другим? По слухам, Вольф остался очень недоволен решением Ferrari наложить вето на его возможное назначение главой чемпионата, однако от амбиций стать одним из руководителей чемпионата в целом Тото не отказался, и сейчас его цель — пост президента FIA.

Тото Вольф © Formula 1
Тото ВольфФото: Formula 1

То есть можно предположить, что нынешняя атака Mercedes, а именно немцы являются инициаторами открытого письма, направлена не только на Ferrari, но и на FIA, а её цель — подорвать доверие к нынешнему президенту федерации Жану Тодту, который в первую очередь известен работой в Скудерии в 90-х и 2000-х годах. Возможность унизить Ferrari и публично ткнуть соперника носом в нарушение регламента это, скорее, приятный бонус в борьбе за президентское кресло.

Следующие выборы президента FIA пройдут в 2021 году, и если информация Ниммерволя об источнике в Ferrari верна, то в ближайшие месяцы мы узнаем ещё очень много нового. Едва ли появится какой-то повод говорить о сговоре между федерацией и одной из команд, но если вдруг Тото Вольф, в отличие от FIA, сможет убедительно доказать нарушения Ferrari, то это будет катастрофический удар по репутации санкционирующего органа и свидетельство того, что он не контролирует спорт. В конце концов, смогла же Ferrari доказать промышленный шпионаж в 2007-м...

Что об этом думает Liberty?

Не исключено, что никакого кризиса не будет. Однако, всё так же — по слухам, команды знали о решении FIA и соглашении федерации с Ferrari ещё в декабре, так что происходящее сейчас могло и не быть сюрпризом ни для Тото Вольфа, ни для Хельмута Марко. И если это тоже правда, то открытое письмо — это часть продуманной кампании на несколько месяцев. Mercedes и Red Bull на самом деле даже не нужно идти в суд — достаточно объединить остальные команды в давлении на FIA и тем самым, возможно, удастся лишить Ferrari права вето, которым так недовольны соперники. Либо же потребовать от Liberty сокращения исторических бонусов, которые Ferrari сохранит даже после 2021 года с новыми техническим и финансовым регламентами.

А что вообще Liberty думает по поводу происходящего? От генерального промоутера никаких официальных заявлений не поступало. Это, впрочем, и не нужно: едва ли Чейз Кэри рад, что Формула 1 попадает в заголовки мировой прессы по таким поводам. Под вопросом не только и не столько легальность мотора одной из команд, сколько само устройство чемпионата. А что если FIA действительно придумала такие правила, что сама не способна в них разобраться? Или вдруг заключение таких тайных соглашений — стандартная практика? Может ли организатор первенства каким-то образом доказать, что ко всем участникам равное отношение? В данный момент это совсем не очевидно, и это уже бросает тень на спорт...

Тесты в Барселоне © FIA
Тесты в БарселонеФото: FIA

Комментарии для сайта Cackle