Грозит ли Формуле 1 вымирание? С отмены ГП Австралии прошёл месяц

Дмитрий Захарченко
15 апреля в 9:38
Фото: Formula 1

За последний месяц Формула 1 не стала ближе к началу сезона, а новых вопросов и проблем теперь ещё больше...

Месяц прошёл с того дня, когда Чейз Кэри вышел к тысячам болельщиков в Альберт-парке, чтобы сказать, что Гран При Австралии не состоится. В тот день промоутеры специально использовали слово «отменён», а не «отложен», хотя организаторы надеялись провести гонку в другие даты, чтобы никто из пришедших не подумал, что речь идёт о задержке в несколько часов. Сейчас, в середине апреля, до сих пор не ясно, состоится ли чемпионат 2020 года вообще.

Берни Экклстоун: Забудьте о сезоне-2020 в Формуле 1

В ожидании нового календаря

За месяц, прошедший с несостоявшегося Гран При Австралии, FIA и Liberty были вынуждены полностью отказаться от проведения гонок в Мельбурне и Монте-Карло, а ещё семь этапов отложены на неопределённый срок. Пока нет официального решения по поводу Гран При Франции, запланированного на конец июня, однако президент страны Эммануэль Макрон на днях заявил, что «эпидемия не обуздана» и на месяц продлил режим карантина — даже если предположить, что к концу июня ситуация нормализуется (что вряд ли), подготовиться к проведению этапа Формулы 1 в условиях изоляции невозможно. Гран При Франции с вероятностью в 99% будет отменён, а далее на очереди — этапы в Австрии и Англии.

Liberty всё же рассчитывает провести в этом году чемпионат — для этого необходимо хотя бы восемь гонок, хотя в глазах болельщиков такой сезон не будет выглядеть полноценным. Это, впрочем, наиболее пессимистичный сценарий, если не рассматривать вероятность отказа от проведения Гран При вообще. В лучшем случае Формула 1 сможет провести 19 гонок, но для этого часть из них придётся проводить по сокращённому до двух дней расписанию. Не исключено, что некоторым трассам придётся принять сразу две гонки. И почти наверняка первые гонки этого года пройдут без зрителей — если, разумеется, вообще пройдут.

Чейз Кэри © Formula 1
Чейз КэриФото: Formula 1

По данным Auto Motor und Sport, наиболее вероятным считается вариант календаря из 15 этапов. Эта цифра, по информации немцев, позволит Liberty в полном объёме получить деньги от телетрансляций, что жизненно необходимо командам — выплаты телеканалов составляют огромную долю призовых по итогам сезона.

Liberty надеется начать сезон в июле в одной из европейских стран. Однако проблема в том, что никто не хочет провести одну гонку и снова уйти на длительный перерыв — цель именно в том, чтобы начать чемпионат и проводить Гран При на регулярной основе. Выездные гонки, таким образом, в ближайшей перспективе нереальны. Но и даже внутри Европы границы пока закрыты. По-настоящему планировать календарь можно будет лишь когда их откроют, но до этого пока далеко.

Команды теряют деньги

Отмена гонки — экономический шок для промоутера, однако и по командам разразившийся кризис бьёт очень сильно. По словам руководителя AlphaTauri Франца Тоста, каждая несостоявшаяся гонка обходится его команде в полтора-два миллиона долларов. Кроме того, сокращение числа этапов приведёт к снижению суммы промоутерских взносов, а за ними пойдёт вниз и размер призовых по итогам сезона. Но даже не это самое страшное — Формуле 1 грозит серьёзный отток спонсоров.

«Если мы в этом году так и не стартуем, это будет экономическая катастрофа, — говорит Тост. — Нам необходимо понять что будет со спонсорами — они остаются или уходят? Как вообще будет выглядеть экономика? Нужно будет честно сесть за стол и взглянуть правде в глаза — у нас осталось столько-то денег, что мы будем делать? Только Liberty может дать нам какую-то точку отсчёта — они ответственны за деньги от спонсоров, от продажи телевизионных прав, и они перераспределяют их между командами».

Гран При Китая © Formula 1
Гран При КитаяФото: Formula 1

Для Heineken, одного из главных спонсоров чемпионата, пандемия коронавируса стала неприятным ударом. Компания уже отменила положительный прогноз на 2020 год. Аналитики Heineken отмечают, что продажи пива в первом квартале года снизились на 2%, а общий объём продаж напитков из линейки компании — на 4%. Если говорить о деятельности компании в рамках Формулы 1, то и здесь сплошная катастрофа. Ведь для Heineken главной гонкой года должен был стать Гран При Нидерландов, но теперь не ясно, состоится ли он вообще, ведь промоутеры уже отмели идею с проведением этапа без зрителей.

Макс Мосли, бывший президент FIA, считает, что проведение гонки без зрителей станет приговором для промоутеров, которые если и зарабатывают, то с продаж билетов. В связи с этим Мосли заявил, что чемпионат 2020 года лучше всего вовсе отменить.

«Нет абсолютно никакой гарантии, что сезон стартует в июле. И шансов на это становится всё меньше, — сказал англичанин. — Я считаю, что лучше отменить сезон. Тогда команды и организаторы хотя бы смогут строить планы на будущее. Сейчас же они находятся в подвешенном состоянии и теряют деньги. FIA и коммерческим владельцам лучше воспользоваться этой возможностью для реструктуризации и реорганизации Формулы 1, чтобы обеспечить чемпионату более прочную финансовую основу на будущее».

Большой автоспортивный кризис

Liberty и FIA уже принимают меры, чтобы возвращение к нормальной жизни не стало для паддока шоком. Главная из них — переход на новый регламент отложен на год, а в сезоне-2021 команды будут использовать нынешние шасси. При этом обязательные ограничения бюджетов вступят в силу, как и планировалось, в следующем году. А это значит, что разрабатывать новые машины грандам придётся в режиме экономии, располагая примерно тем же объёмом ресурсов, что и их соперники из середины пелотона.

FIA внесла экстренные поправки в регламент Формулы 1

В целом будущее Формулы 1 выглядит довольно стабильным, к тому же большинство команд чемпионата не сидят без дела: в рамках Project Pitlane семь британских команд объединились для производства аппаратов искусственной вентиляции лёгких. Это само по себе благородное начинание, но в то же время позволяет не простаивать инфраструктуре и инженерам команд.

Гран При Канады © Formula 1
Гран При КанадыФото: Formula 1

А вот для автоспорта в целом этот кризис несёт в себе огромные опасности — его переживут не все команды молодёжных серий, да и не все серии смогут продолжить своё существование.

«Мы видим огромную консолидацию в индустрии автоспорта — и это необходимо, потому что некоторые серии будут бороться за выживание, — считает Алехандро Агаг, создатель Формулы Е. — И без этого у чемпионатов хватало проблем — в мире слишком много серий. Автоспорт выживет, он никуда не денется, мы должны понимать, что это не конец света. Но завтрашний день будет совершенно другим, и мы должны быть к этому готовы. И миру, возможно, будут не нужны 35 разных гоночных чемпионатов, возможно, болельщикам хватит шести-семи. Гонки в конце концов обслуживают болельщиков и выполняют роль лаборатории для инженеров — этого можно достичь и с меньшим количеством чемпионатов».

Не самые утешительные прогнозы и у Тревора Карлина. Владелец одной из самых титулованных команд Европы, представленной в Ф2, Ф3 и IndyCar, не уверен в её будущем. Ведь пока нет гонок Формулы 1, не гоняется и Формула 2. А нет гонок — нет денег от пилотов, нет денег от спонсоров. Carlin и сотням европейских команд поменьше в буквальном смысле грозит массовое вымирание. Со времён Второй мировой войны автоспорт не сталкивался с бедствием подобного масштаба...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle