Дураки и дороги. 6 случаев, когда гонщики по глупости теряли место в команде

Дмитрий Захарченко
1 июня в 10:43
Фото: XPB

На фоне скандала с Даниэлем Абтом вспоминаем другие эпизоды за пределами гоночной трассы, ставившие под угрозу карьеру пилотов...

Одно из наиболее громких событий последних недель — увольнение Даниэля Абта из команды Audi Sport Abt Schaeffler Формулы Е после скандала с подменой в онлайн-гонках. Некоторые считают, что проступок Абта на увольнение не тянул, а Audi лишь воспользовалась поводом, чтобы избавиться от неугодного пилота. Так или иначе, Даниэль совершил глупость — и в ней раскаялся. И Абт не одинок. История автоспорта, в том числе Формулы 1, знает немало примеров, когда гонщик по собственной глупости оставался не у дел…

Почему скандал в Формуле E вышел далеко за пределы виртуального мира?

Сантино Ферруччи и расизм

В 2017 году Сантино Ферруччи был главным претендентом на то, чтобы вернуть американский флаг на стартовую решётку — он перешёл в Формулу 2 и подписал контракт резервного пилота Haas. Правда, выдающихся результатов гонщик не показывал — пара подиумов в Ф3 и GP3 да несколько очков в Ф2. Так продолжалось до этапа в Сильверстоуне — после того этапа гонщика выгнали из гонок под эгидой Гран При Формулы 1.

Тогда Ферруччи по пути на стартовую решётку набирал одной рукой смс-сообщение, а после финиша заезда намеренно ударил машину партнёра по команде Арджуна Майни. Индус, к слову, потом признался, что американец регулярно позволял себе расистские шутки в его адрес — Trident позже пришлось извиняться за такое поведение своего пилота. За столкновение с Майни на круге возвращения в боксы Ферруччи вызвали на разбирательства к судьям, однако он попросту не явился.

Сантино Ферруччи © Formula 1
Сантино ФерруччиФото: Formula 1

Haas мгновенно разорвала контракт с пилотом, а Trident даже подала на него в суд, требуя полмиллиона долларов, которые Ферруччи не доплатил. Теперь гонщик выступает в IndyCar — в 2019-м он провёл в этой серии свой первый сезон, но выше четвёртого места пока не поднимался.

Голова профессора Проста. Машина, стоившая Алену французской мечты

Адриан Сутиль и потасовка в Шанхае

Сезон-2011 был для Сутиля лучшим в Формуле 1, но одновременно с этим едва не похоронил карьеру немца. Проблемы возникли из-за потасовки гонщика с Эриком Люксом, на тот момент — совладельцем команды Lotus. Сутиль и Люкс повздорили, после чего гонщик попытался плеснуть оппоненту напитком в лицо, но не рассчитал движения и ударил его в шею.

Люкс подал в суд, и в начале 2012 года выиграл его — Сутиля приговорили к полутора годам тюрьмы условно и штрафу в 200 000 евро. Люкс вскоре заявил, что не держит на пилота зла и вообще не имеет больше к нему претензий. Однако найти место на сезон-2012 Сутиль так и не смог — в Force India не готовы были ждать решения суда и подписали контракт с Хюлькенбергом. Правда, затем Сутилю удалось вернуться, он провёл в Больших Призах ещё два года: в 2013-м он вернулся в Force India, а в 2014-м выступал за Sauber.

Адриан Сутиль © Formula 1
Адриан СутильФото: Formula 1

Бруно Сенна и письмо Коллесу

Племянник легендарного Волшебника дебютировал в Формуле 1 в 2010-м за рулём скромной Hispania. Скромной — это мягко сказано, команда Колина Коллеса была абсолютным аутсайдером чемпионата и уступала даже Caterham и Virgin, которые пришли в чемпионат в том же году. Чтобы оценить форму команды, достаточно вспомнить, что в девяти первых квалификациях сезона Сенна не поднимался выше 22-й позиции.

Душа Бруно не выдержала, и он решил написать письмо одному из коллег, выразив своё недовольство машиной и главное — методами руководства Коллеса и обстановкой команды в целом. И случайно отправил это письмо самому Коллесу. Руководителю Hispania такая выходка пилота не понравилась, и он высадил гонщика на один Гран При из кокпита. Вместо бразильца в Сильверстоуне поехал Сакон Ямамото. Правда, уже на следующий этап — Гран При Германии — Бруно вернулся за руль и завоевал лучший в сезоне результат в квалификации — 20-е место.

Руководитель Hispania Колин Коллес и Бруно Сенна © XPB
Руководитель Hispania Колин Коллес и Бруно СеннаФото: XPB

Скотт Спид и драка с Францем Тостом

Гонки — командный вид спорта, и последнее, что нужно пилоту — это драка с руководителем команды. Скотт Спид этим пренебрёг. В Red Bull рассчитывали на Спида — если бы австрийцы привели его к успехам в Формуле 1, это обеспечило бы хорошую рекламу на американском рынке, но в Toro Rosso Скотт результатами не блистал. Последней каплей для Франца Тоста стала гонка на Нюрбургринге — Спид, как, впрочем, и многие другие гонщики, на затопленной дождём трассе вылетел в первом повороте.

Вылет Скотта Спида на Гран При Европы-2007 © motorsportchannel.com
Вылет Скотта Спида на Гран При Европы-2007Фото: motorsportchannel.com

Гонщик вернулся в боксы, где у него произошёл неприятный разговор с Тостом. Сам разговор видели всего пара человек, но Спид позже заявил в прессе, что руководитель Toro Rosso «ударил его кулаком в спину, схватил за шею и толкнул в стену». Спустя несколько дней Toro Rosso объявила об отстранении гонщика от участия в последующих этапах — вместо него за руль сел молодой Себастьян Феттель. Тост, когда у него спросили, дрался ли он со своим пилотом, заявил, что лишь взял его за плечо, когда тот развернулся во время разговора.

В Формуле 1 Скотт Спид больше не выступал, зато запомнился ещё несколькими скандалами в NASCAR и виртуальных гонках, где намеренно выбивал с трассы других участников.

Томас Шектер и проститутка

В 2001 году Томас Шектер — сын чемпиона мира Формулы 1 1979 года Джоди Шектера — был одним из наиболее перспективных молодых пилотов. У него был контракт тест-пилота Jaguar и шанс стать чемпионом Формулы Nissan — две победы и ещё один подиум в четырёх первых гонках. По возвращении из Эшторила 21-летний гонщик решил отметить свой успех походом к проститутке, с которой и был пойман английскими полисменами в выданном на работе автомобиле Jaguar.

В мае того года состоялся суд, где Шектер был признан виновным по всем пунктам обвинения, и буквально через несколько часов Jaguar сообщила о расторжении контракта со своим тестером — поведение гонщика порочило репутацию бренда. Дорога в Формулу 1 для Томаса оказалась навсегда закрыта, но он провёл несколько сезонов в IndyCar и выиграл две гонки. Чемпионом, правда, он так ни разу и не стал.

Томас Шектер на тестах в Формуле 1 в конце 2000 года © motorsportimages.com
Томас Шектер на тестах в Формуле 1 в конце 2000 годаФото: motorsportimages.com

Бертран Гашо и таксист

Бертрана Гашо можно назвать самым известным возмутителем спокойствия в Формуле 1 — бельгиец неожиданно загремел в тюрьму, чем оставил Jordan без гонщика и дал шанс выступить никому тогда неизвестному Михаэлю Шумахеру.

Сам инцидент произошёл в декабре 1990 года рядом с лондонским Гайд-парком. Гашо ехал на машине своей подруги, но что-то не поделил на дороге с таксистом и в какой-то момент подрезал его. Таксист в ярости выбежал из автомобиля и начал бить машину обидчика, после чего Гашо брызнул ему в лицо из газового баллончика. Когда к месту происшествия прибыли полицейские, столпившиеся вокруг коллеги таксиста готовы были порвать гонщика.

Летом суд вынес Гашо приговор — три года тюрьмы за нападение. Многим такой вердикт показался слишком суровым, и вскоре его смягчили, однако в Jordan его уже не ждали. Бертран выступал ещё три года, но на неконкурентоспособных машин Larrousse и Pacific, на которых либо не проходил квалификацию, либо сходил с дистанции. Правда, в Монако в 1992-м ему удалось финишировать шестым — это был его последний финиш в очках в Формуле 1.

Бертран Гашо © media.gettyimages.com
Бертран ГашоФото: media.gettyimages.com

Комментарии для сайта Cackle