Взгляд в будущее. Что значит решение Alfa Romeo для Шумахера, Шварцмана и Илотта?
Своим решением сохранить состав пилотов на 2021-й Alfa Romeo внесла большие коррективы в планы трех перспективных юниоров Ferrari. Разбираемся, что их ждет теперь...
Почему Alfa Romeo сохранила состав пилотов?
Ещё полтора месяца назад с трудом верилось, что в Alfa Romeo на 2021-й останется и Кими Райкконен, и Антонио Джовинацци. В какой-то момент в этом году инсайдеры утверждали «Райкконен решил завершить карьеру», «Место Джовинацци займет молодой пилот из гоночной Академии Ferrari». Но нет – финн и итальянец в 2021-м останутся на своих местах.
С Кими, в принципе, всё понятно. В конце карьеры человек просто гоняется в своё удовольствие. От него никто не требует побед, подиумов, помощи напарнику, как было в Ferrari. Никакого прессинга, внимание со стороны прессы, которое всегда раздражало Кими, уже не такое большое, как раньше. Ещё в декабре прошлого года руководитель Alfa Romeo Фредерик Вассёр дал понять, что решение о продолжении участия после 2020-го за самим Кими. «Он будет выступать за нашу команду столько, сколько захочет», – сказал французский менеджер.
Что касается Джовинацци, то, конечно, на новый контракт он не наработал. Счета 6:6 в квалификациях с Кими мало, тем более по средней позиции он ниже напарника – 18-е место против 17-го у финна. Райкконен четыре раза прошел во второй сегмент, Джовинацци – один. Средняя финишная позиция у Кими тоже выше – 13-е место против 14-го. В гонках из девяти совместных финишей Джови лишь трижды был впереди напарника.
Так почему тогда Джовинацци оставили? В пользу Антонио, во-первых, сыграл фактор Alfa Romeo. Итальянская марка вкладывает в команду, по разным оценкам, от 50 млн до 100 млн евро и, конечно, заинтересована в присутствии итальянского гонщика. Недаром ведь анонс о его новом контракте был сделан на следующий день после заявления Alfa Romeo и Sauber о продолжении сотрудничества в 2021 году. Во-вторых, видимо, в гоночной Академии Ferrari решили, что одного юниора в следующем сезон будет достаточно и ради второго убирать Джовинацци прямо сейчас резона нет. Как никак, он ведь тоже их воспитанник. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.
Маттиа Бинотто: В 2021-м в Формулу 1 перейдет один юниор Ferrari
Мик Шумахер на 99,9% в Haas
Полтора месяца назад источники немецкого Auto Motor und Sport сообщили, что Ferrari ведет с Haas переговоры о предоставлении места одному из своих протеже. Тогда мы подумали, что в американскую пойдет либо Роберт Шварцман, либо Каллум Илотт, а Мик Шумахер дебютирует в Alfa Romeo.
Но Шварцман не смог поддержать темп, взятый в начале сезона Ф2, за шесть последних гонок набрал 8 очков и в чемпионате откатился с первого на пятое место. Почти половину гонок – 9 из 20-ти – российских пилот провел безрезультативно, оставшись без очков. Согласитесь, для продвижения в Ф1 после одного сезона в Формуле 2 слабовато.
С Илоттом гоночная Академия Ferrari, похоже, вообще не знает, что делать. Англичанин «выстрелил» в этом году в Формуле 2 – выиграл три гонки, пять раз стартовал с поула, является главным соперником Мика Шумахера в чемпионате. Но в остальном за пять лет в молодежках он не выдал ничего сверхъестественного, чтобы его называли кандидатом в Формулу 1. Обычный середнячок, которому прямая дорога в Формулу E. Даже британская пресса, которая всегда трепетно относится к своим, как-то слишком холодна к Илотту. Казалось бы, англичанин борется с сыном Михаэля Шумахера за титул в главной молодежной серии. Но нет: никаких восторгов, никакой поддержки в стиле «Новая надежда британского спорта».
В общем, ясно как день, что место в Haas достанется Мику Шумахера. На стороне немца и убедительные выступления в Ф2 в этом году, и высокая маркетинговая составляющая за счет известной фамилии. Но почему Haas? Тут стоит учесть вот какой момент. В Haas четко дали понять, что хотят укомплектовать состав на ближайшие два-три года и начать новую эру в Ф1 в 2022-м со знакомыми им пилотами. И раз в следующем году в Ferrari решили делегировать только одного своего юниора в Формулу 1, то лучше воспользоваться моментом и отправить его в дружину Джина Хааса. Логичнее воспользоваться этой вакансией, а более доступное место в Alfa Romeo оставить на потом, если придет очередь продвигать Шварцмана или всё-таки Илотта. С другой стороны, есть одно «но»...
Дебют Мика Шумахера будет непростым
Конечно, руководству гоночной Академии Ferrari виднее, и хочется надеяться, что они всё просчитали. Но есть опасения, что дебют с Haas станет для Мика Шумахера билетом в один конец.
Мик обычно очень тяжело адаптируется в новой для себя гоночной категории, очень медленно вкатывается. Так было в немецкой Формуле 4 – 10-й на первый год, второй на следующий, в европейской Формуле 3 12-й в дебюте и чемпион во втором сезоне, в Формуле 2, как и в европейской Ф3, 12-й, а на следующий год главный претендент на титул. И маловероятно, что в Формуле 1 немец быстро адаптируется, тем более будучи гонщиком Haas.
Дело в том, что Haas – тяжелое место даже для опытного пилота. Ромен Грожан и Кевин Магнуссен не дадут соврать. Команда маленькая – всего 80 человек в штате, без большого опыта – всего шесть сезонов в Ф1. С доработкой машины по ходу сезона у них постоянно проблемы, потому что это не совсем их машина – проектировкой занимается Dallara, а большую часть комплектующих поставляет Ferrari. При доработке команда просто не до конца понимает, в каком направлении идти. Плюс к этому, много фундаментальных проблем, как с прогревом шин в 2019-м и перегревом подвески в 2020-м, в решении которых по ходу сезона Haas просто бессильна. И как в таких условиях будет учиться и прогрессировать Мик Шумахер, честно говоря, непонятно. Есть риск зависнуть и не оправдать ожиданий, которые и без того завышены.
Следующему юниору Ferrari будет легче?
По всем параметрам Alfa Romeo подходит дебютанту гораздо лучше Haas. Экс-Sauber провела три десятилетия в Формуле 1. Команда из Хинвила не всегда строит быстрые машины, но таких хронических проблем, как у Haas, у нее не наблюдается. Наоборот, зачастую бывает так, что за счет обновлений машины коллектив прибавляет во второй половине сезона. Плюс, в экс-Sauber прекрасно умеют работать с молодежью – именно с командой из Хинвила дебютировали будущие звезды Кими Райкконен, Фелипе Масса, Роберт Кубица. А сейчас команду возглавляет Фредерик Вассёр, человек с гигантским опытом работы с молодежью в младших сериях. Именно в его команде, ART Grand Prix, чемпионами GP2 в середине 2000-х стали Льюис Хэмилтон и Нико Росберг. Так что Alfa Romeo – идеальная площадка для дебюта, и тем удивительнее, что в гоночной Академии Ferrari выбрали другое место для дебюта Мика Шумахера.
Если предположить, что Мик действительно пропишется в Haas как минимум на два сезона, а у Ferrari есть четкие планы на второго юниора в 2022-м, то этому гонщику придётся легче, чем его товарищу по гоночной Академии. Будем надеяться, что этим юниором будет Роберт Шварцман. Но сначала российскому гонщику нужно сделать выводы из ошибок в нынешнем сезоне Ф2 и провести следующий сезон на стабильно высоком уровне. Тогда шанс в Ф1 почти наверняка появится. Кими Райкконен вечно гоняться не будет, а Антонио Джовинацци надолго не останется при своих невзрачных выступлениях...