Подводные камни календаря Формулы 1 на 2014 год

Дитер Ренкен
3 августа 2013 в 1:45

Недавно организаторы этапов в Сочи и Шпильберге подтвердили, что их Гран При Формулы 1 состоятся уже в 2014 году. При этом участники чемпионата не ожидают больше 20-и гонок за сезон. Дитер Ренкен рассуждает о возможных сложностях при формировании календаря

Заявление владельцев автодрома Red Bull Ring о том, что Гран При Австрии состоится 6 июля 2014 года, едва ли сильно обрадовало устроителей ряда традиционных этапов, чьи даты, казалось, давно определены.

Скажем, уик-энд Гран При Венгрии традиционно приводит к всплеску онлайн-бронирования номеров в отелях Будапешта. Правда, причины такого явления связанным далеко не только с популярностью гоночных соревнований в Восточной Европе.

По ходу уик-энда на Хунгароринге обсуждение предварительного календаря будущего сезона является одной из главных тем, обычно именно тогда глава менеджмента Ф1 Берни Экклстоун доводит до сведения боссов команд расписание предстоящих гонок.

Обычно все начинается с проекта календаря, который предлагается обсуждать, после чего даты отдельных Гран При постепенно утверждаются. На собрании Всемирного совета по автоспорту FIA в начале сентября проект скрепляется печатью. Затем идёт лихорадочный процесс уплаты платежей и сборов, омологации отдельных трасс – и уже на декабрьском собрании совета утверждается финальный вариант календаря.

Впрочем, первоначальный календарь, предлагаемый к обсуждению, даёт довольно точное представление о следующем сезоне уже в даты проведения Гран При Венгрии, когда некоторые всевозможные проныры и большие мастера экономии из числа сотрудников команд начинают рыскать по интернету в поисках отелей по низкой цене и планировать свои поездки.

Но весь сложившийся порядок оказался перевернут с ног на голову после объявления владельцами Red Bull Ринга, что австрийский этап на кольце близ Цельтвега (также известном, как А1-Ринг) состоится шестого июля, пусть даже местные власти (пока) не дали одобрения гонкам с таким уровнем шума и количеством зрителей.

В 2014 этап в Сильверстоуне может быть передвинут, чтобы освободить место для Гран При Австрии...
В 2014 этап в Сильверстоуне может быть передвинут, чтобы освободить место для Гран При Австрии...

Если предположить, что близкие друзья Берни Эккслтоун и Дитрих Матешиц уже договорились о дате проведения Гран При Австрии, это ставит под угрозу британский этап, который издавна проходил в начале июля.

Вскоре после новостей из Австрии появились сообщения от промоутеров из Сочи, информировавших о том, что на кольце, что сейчас возводится вместе с объектами Зимних Олимпийских Игр на берегу Чёрного моря, дебютный Гран При России Формулы 1 состоится 19 октября. Контракт на проведение этого этапа рассчитан – как и у австрийцев – до 2020-го года.

Обратите внимание на эту дату. Мало того, что срок действия коммерческих договоров Экклстоуна с десятью из одиннадцати команд истекает как раз к тому времени, такие же сроки предусмотрены и для проекта коммерческого соглашения, – некоторые ошибочно его называют Договором Согласия – которое в данный момент является предметом переговоров между FIA и FOM. Однако данный вопрос станет темой другой статьи.

Напомним, что после июньского заседания Всемирного совета по автоспорту чиновники FIA заявляли, что в следующем году середина июня будет эксклюзивно забронирована для проведения марафона в Ле-Мане, что также внесло сумятицу в процесс утверждения календаря Ф1. Дело в том, что обычно в начале первого летнего месяца проходит Гран При Канады, который было бы логично увязать с гонкой в США.

Так как от Монреаля до Нью-Джерси всего шесть часов езды, логично предположить, что два североамериканских этапа следует провести вместе с разницей в одну неделю.

Решение FIA гарантировать Ле-Ману место в середине июня не может не навредить американскому Гран При – при условии, что канадский состоится в традиционные сроки. Однако при этом, как заявил представитель этапа в Нью-Джерси, они все равно попробуют провести гонку в США.

«Мы всё ещё в календаре 2014 года, - заявил американский источник. – Мы не собираемся комментировать разного рода слухи, а выступим с официальным заявлением после финального решения Всемирного совета по автоспорту относительно расписания этапов Чемпионата мира Формулы 1 следующего сезона».

Этап в Нью Джерси может быть отложен на неделю. В таком случае, Ле-Ман вклинится между двумя североамериканскими Гран При. Конечно, в таком случае многим придётся за три недели четырежды пересечь Атлантику, но, учитывая стоимость и доступность такого рода перелётов, данное решение не создаёт значительных препятствий.

...а планы по проведению марафона в Ле-Мане 14-15 июня также могут оказать серьёзное влияние на календарь Ф1
...а планы по проведению марафона в Ле-Мане 14-15 июня также могут оказать серьёзное влияние на календарь Ф1

В конце концов, самые серьезные статьи расходов (для FOM и команд), касающиеся перевозки машин и другого оборудования, практически не вырастут, так как всё это останется за океаном. Ну а вопрос перелетов представителей средств массовой информации и членов команд FOM едва ли заботит.

Допустим, все вышеуказанные новые автодромы примут Формулу 1, а следовательно, к 19 Гран При текущего календаря добавится три гонки. Однако на этой неделе Берни Экклстоун сообщил ближайшему окружению, что в следующем году пройдёт «не больше 20 этапов». Данной информацией поделился один из руководителей команд. Давайте убедимся, что их действительно может быть 20.

Какие Гран При, в таком случае, могут выпасть из календаря? Если верить источникам, положение этапа в Индии крайне шаткое из-за ужесточившегося налогового законодательства, которое предусматривает сборы со всех доходов, полученных в стране командами, пилотами, и, самое, главное, FOM (которая необычайно гордится практически нулевым налогообложением в Великобритании).

Учитывая, что проведение гонки в Индии уже сейчас находится под угрозой, скорее всего, данному Гран При не найдётся места в календаре-2014. [Дитер Ренкен оказался на 100% прав в этом предположении, что лишний раз подтверждает его потрясающую информированность, о которой в паддоке Ф1 ходят легенды, и хорошие аналитические способности]

Идём дальше. Этап в Корее даже приблизительно не оправдал возложенные него ожидания, промышленные конгломераты страны наотрез отказались от поддержки мероприятия в какой бы то ни было форме, в результате чего гонка в Йонаме автоматически попадает в зону риска. При всём вышесказанном, можно ли найти более удачного кандидата для вылета?

Чтобы ещё более усложнить жизнь командам и поставщику резины Pirelli (конечно, при условии продления контракта с итальянцами) было предложено перед стартом следующего сезона провести тесты машин спецификации 2014 года в жарких условиях на одном из ближневосточных автодромов, которые примут этап Формулы 1 в следующем году.

Все четыре трассы – в Дубае, Абу-Даби, Бахрейне и Катаре – значатся в списке кандидатов на проведение двух четырёхдневных сессий, но при этом многое будет зависеть от стоимости аренды и доступности трассы. В любом случае, сравнивать январскую погоду в Хересе с условиями любой из этих трасс по меньшей мере недальновидно.

Логика подсказывает, что первая гонка для непроверенных технологий должна быть проведена на том же автодроме, что и тесты, перед тем, как Формула 1 отправится в плавание к берегам Австралии, а оттуда в Китай.

Может ли Бахрейн открывать календарь в 2014 году? © LAT
Может ли Бахрейн открывать календарь в 2014 году?Фото: LAT

Таким образом, календарь следующего года может открывать Бахрейн, однако руководитель Australian Grand Prix Corporation Рональд Джей Уокер вот уже много лет является близким приятелем Бернарда Чарльза Экклстоуна, так что – опять же – дружеские отношения могут внести коррективы в место проведения первой гонки 2014 года.

Календарь становится ещё более запутанным после возвращения в Европу.

Учитывая, что июль может быть занят этапами в Австрии, Германии (в Хоккенхайме, с которым есть контракт на четные года) и Венгрии – совсем недавно появилась информация о продлении контракта с Хунгарорингом, по всей видимости до 2020 года – дата проведения гонки в Сильверстоуне должна быть перенесена или на конец апреля, или на начало мая, чтобы Гран При Испании (либо Барселона, либо Валенсия, если все же будет реализован принцип чередования) и Монако заняли свои обычные места в календаре перед этапами в Канаде и Нью-Джерси.

Каждые четыре года разыгрывается футбольный финал Кубка мира FIFA – в следующем году он пройдёт в Бразилии с 12 июня по 13 июля – вставляет палки в колёса размеренного бега Формулы 1. К счастью, благодаря иным часовым поясам ни один этап, кроме, конечно, североамериканских, не будет затронут. Еще одной гонкой, которой грозит прямой пересечение по времени с популярной игрой в мяч, может 14-15 июля стать марафон «24 часа Ле-Мана».

Что касается Монако, то за две недели до Гран При здесь обычно проводится большой исторический фестиваль, хотя, конечно, он может пройти и за семь дней до гоночного уик-энда. Ранее мероприятие уже было подтверждено на 9-11 мая, что оставляет возможной датой Гран При 18 мая.

Не забывайте, что в 2000 году Гран При Великобритании прошёл в дни Пасхальных праздников [в начале апреля] с катастрофическими последствиями [дождь превратил трассу и её окрестности в настоящее болото]. Однако, FOM обеспокоена такой возможностью не больше, чем тогда – к тому же вопрос с организацией парковок, говорят, практически решён.

Другим сценарием является проведение Гран При Австрии 6 июля, этапа в Сильверстоуне неделей позже, а затем, ещё через две недели – гонок Германии и Венгрии, также с разницей в семь дней. Команды выступают против организации европейских гонок с недельным перерывом из-за разрушительного воздействия столь короткой паузы на производственные циклы, потому чем меньше будет таких "спарок", тем лучше для всех. Впрочем, создатели календаря едва ли обращают на такого рода соображения серьезное внимание.

Проведение Гран При Монако 18-го мая может многих избавить от головных болей
Проведение Гран При Монако 18-го мая может многих избавить от головных болей

Таким образом, если самый гламурный этап Формулы состоится, к примеру, на неделю раньше обычного – а именно 18 мая, спустя семь дней после Гран При Испании, – это даст возможность провести Гран При Канады 1 июня, а дебютную гонку в Нью-Джерси 8-го числа того же месяца.

В таком случае, Гран При Великобритании пройдёт 22 июня, гонка в Австрии с необходимым двухнедельным перерывом состоится 6 июля, ну а 13 июля мы увидим финал Кубка мира FIFA.

Решения, решения и ещё раз решения – стоит ли удивлять при этом, что даже до публикации предварительного проекта календаря ещё очень далеко?

Кроме того, все команды остаются непреклонны в необходимости сохранения минимум трёхнедельного летнего перерыва, чтобы в конце августа или в начале сентября отправиться на этап в Бельгию, через две недели провести гонку в Монце, а в последних числа месяца улететь на Гран При Сингапура.

Учитывая, что этап в Корее, скорее всего, лишится места в календаре, имеет смысл после ночной гонки отправиться в Японию, а затем на обратной дороге посетить Россию и Абу-Даби.

Осуществим ли такой план? Воздушное сообщение между Японией и Россией находится на высоком уровне, да и ближневосточные авиакомпании покрывают весь причерноморский регион. Вдобавок, персонал команд мог бы в перерыве слетать в Европу или в Эмираты – на отдых.

Затем, как и обычно, Большие Призы отправится за океан, в Остин и Сан-Паулу.

В любом случае, сайты по бронированию отелей в ближайшее время едва ли будут перегружены чрезмерным количеством запросов, так как во время встречи в Венгрии между командами и Экклстоуном обсуждались лишь вопросы тестов и Гран При Индии…

Возможный календарь-2014 Формулы 1

16 мартаБахрейн (Сахир) *
30 мартаАвстралия (Мельбурн) *
6 апреляМалайзия (Сепанг) *
20 апреляКитай (Шанхай) *
4 маяВеликобритания (Сильверстоун)
11 маяИспания **
25 маяМонако (Монте-Карло)
8 июняКанада (Монреаль)
14-15 июняЛе-Ман ***
22 июняСША (Нью-Джерси)
6 июляАвстрия (Шпильберг)
20 июляГермания (Хоккенхайм)
27 июляВенгрия (Хунгароринг)
23 августаБельгия (Спа)
7 сентябряИталия (Монца)
21 сентбяряСингапур (Марина-Бэй)
5 октябряЯпония (Сузука)
19 октябряРоссия (Сочи)
2 ноябряАбу-Даби (Яс-Марина)
16 ноябряСША (Остин)
23 ноябряБразилия (Интерлагос)

*Возможный вариант:
Австралия – 16 марта
Малайзия – 23 марта
Китай – 13 апреля
Бахрейн – 20 апреля
**Барселона или Валенсия
***Не этап Формулы 1. Дата гонки зафиксирована решением Всемирного совета. Проведение Гран При невозможно

Проблемы календаря Формулы 1 2014 года
Проблемы календаря Формулы 1 2014 года

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle