Убийца зрелищности: почему спринтерские гонки в Формуле 1 обречены на провал?

Александр Кожевников
28 апреля в 9:36
Фото: FIA Pool Image

Спринты сделают гоночные уик-энды Формулы 1 интереснее и ярче? Как бы не так. AUTOSPORT.com.ru внимательно изучил шинный регламент и пришел к неутешительным выводам...

А вам не кажется по первым гонкам сезона-2021, что стало слишком много борьбы? Руководству Формулы 1, видимо, кажется. Просто иначе объяснить введение формата спринтерских гонок довольно сложно. Да, кто-то скажет, что вместо скучной третьей тренировки с покатушками мы получили дополнительные соревнования длиной в 30 минут, но по факту спринтерские гонки вполне могут превратиться в то, что можно каждый день увидеть на дорогах общего пользования – банальное движение друг за другом, в котором иногда находится какой-нибудь торопыга, пытающийся всех опередить.

Высока вероятность, что борьбы в спринте мы не увидим © McLaren / Motorsport Images
Высока вероятность, что борьбы в спринте мы не увидимФото: McLaren / Motorsport Images

Фактически, для того, чтобы спринтерская гонка не была обесценена и не была равнозначна той же самой тренировке, необходимо, чтобы был элемент неожиданности. А в чём заключался элемент неожиданности с провалом кого-либо в квалификации в последние годы? Разумеется, с попытками пройти дальше на альтернативной стратегии. Например, условный Алекс Албон иногда мог подумать, что у него есть голландский паспорт, ну, или, как минимум под ним машина не с красным быком, а с трёхлучевой звездой, и решался проехать быстрый круг во втором сегменте на Medium. Как итог, в лучшем случае 11-е место на старте и, как следствие, попытка вынужденный прорыв в гонке.

Без пит-стопов и подиума. Всё, что нужно знать о формате спринтов в Формуле 1

Однако в спринтах мы этого будем лишены. Единственный вариант, при котором мы получим неожиданности на старте субботней гонки – технические проблемы у кого-либо из пилотов, либо авария. Вот тогда да, придется прорываться. Объясним почему: фактически, если раньше командам предоставлялась свобода выбора шин в квалификации и возможность рискнуть ради успешной гонки с более жёстким стартовым комплектом, то теперь мы увидим три сегмента на одинаковых шинах. Все команды получат по пять свежих комплектов Soft на эти самые три сегмента. Далее всё по классике – лидеры используют один комплект в первом сегменте, один – во втором, и два – в третьем. И уже здесь возникает вопрос: а зачем нам вообще тогда нужна квалификация? Да, конечно, фактически, это возвращает суть той самой квалификации, что была раньше – кто будет быстрейшим на одном круге, тот и победит, без всяких условностей вроде стратегии и рисков. Но нас с вами будут ждать стандартные три сегмента без особых опций на неожиданность.

К регламенту по использованию шин на этапах со спринтами есть большие вопросы © Red Bull Content Pool / Getty Images
К регламенту по использованию шин на этапах со спринтами есть большие вопросыФото: Red Bull Content Pool / Getty Images

С самим спринтом тоже не особо понятная ситуация – это заезд на 100 километров, внимание, без пит-стопа. И, казалось бы, заставьте пилотов ехать этот самый спринт на Soft – тут будет хоть какое-то подобие борьбы, хотя бы с собой, с шинами, много традиционных радиопереговоров в духе: «Боно, я убил свои шины». Но нет. Пилоты получат свободный выбор шин на спринт, причём на этот самый короткий заезд будет выделено всего два комплекта (запасной на случай проколов или желания отличиться и уничтожить для себя все перспективы в воскресенье, заехав на пит-стоп). В зависимости от трассы в спринте большая часть пилотов будет выбирать средний по жёсткости комплект шин и спокойно доезжать эти самые 100 километров. На кону же будет всего три очка, которые, может быть, и окажутся важны для чемпионата, но перспектива потерять гораздо больше в воскресенье наверняка остановит даже Макса Ферстаппена от необдуманных атак на Люиса Хэмилтона – в борьбе за одно очко потерять 25 никто не захочет.

Пожалуй, здесь даже не стоит затрагивать тему закрытого парка, поскольку точного спортивного регламента проведения спринтерских гонок мы пока не видели, да и, вроде бы, особых изменений нет, разве что команды смогут безнаказанно менять антикрылья на старый образец. Но вот с шинами на уик-энд творится полная ерунда.

Правило закрытого парка будет частично действовать после квалификации в пятницу© Red Bull Content Pool / Getty Images
Правило закрытого парка будет частично действовать после квалификации в пятницуФото: Red Bull Content Pool / Getty Images

Давайте посмотрим. В настоящий момент пилоты получают на уик-энд 13 комплектов шин, из которых они должны сдать: один через 40 минут после начала первой тренировки, один после завершения, два после второй практики и два после третьей. Итого – у каждого пилота перед квалификацией остается семь комплектов шин, которые могут быть использованы по своему усмотрению – например, на Гран При Эмилии-Романьи Юки Цунода, расколотивший свою машину в первом сегменте квалификации, к гонке был сказочно богат – у него остались свежие комплекты Hard и Medium и целых четыре свежих Soft (и один, который он угробил вместе с задней частью машины).

«Мир сошёл с ума». Гэри Андерсон раскритиковал формат спринтов в Формуле 1

А что же в уик-энд с короткими гонками? Во-первых, вместо 13 комплектов у команд останется 12. Во-вторых – не до конца понятно, сколько и каких комплектов команды будут обязаны вернуть. В настоящий момент спортивный регламент FIA не обновлён, так что хочется надеяться, что формулировка «Полная дистанция Гран При с двумя оставшимися комплектами шин» всё-таки подразумевает возможность использовать шины, сэкономленные в ходе уик-энда. Подумать только, сейчас доподлинно известно, что команды будут вынуждены сдать три комплекта шин после тренировок из этих 12, и, скорее всего, оба комплекта, которые были использованы в спринтерской гонке (но это неточно). Тогда, в принципе, с шинами нет никаких кардинальных изменений – у команд останется пять комплектов Soft на квалификацию и два комплекта разных составов на гонку. Все точно так же, как и сейчас. Но, если всё же выше упомянутая формулировка верна, и гонка будет проходить только на тех самых двух оставшихся комплектах, то стратегического простора команды попросту не получат, потому что будут обречены проводить гонку с одним пит-стопом и на одной и той же тактике.

Вполне возможно, что не будет разнообразия по тактике и в гонке в воскресенье © Mercedes AMG F1 / LAT Images
Вполне возможно, что не будет разнообразия по тактике и в гонке в воскресеньеФото: Mercedes AMG F1 / LAT Images

Итак, что мы в итоге имеем? Сырой и не до конца прописанный регламент за два с половиной месяца до дебюта формата. Абсолютно невнятные перспективы борьбы, поскольку, в настоящий момент, по имеющейся информации можно сделать вывод, что в пятничной квалификации сюрпризов не будет. В субботнем спринте команды постараются свести все риски к минимуму, потому что лучше потерять одно-два очка и стартовать третьим, чем сойти и в гонке лишить себя всяческих шансов на высокое место, потеряв ещё больше. А в воскресенье, если формулировка верна, мы увидим унылое зрелище с попытками доехать до финиша с одним пит-стопом – первый отрезок на Medium, а второй – на том, что останется.

Кроме того, в гонке все пилоты будут стартовать на свежих шинах без необходимости выбирать на старт какой-либо комплект, так что, возможно, нас и вовсе будет ждать стратегия Hard-Medium, которая в принципе уничтожает хоть какие-то намеки на борьбу. В общем, пока можно сказать, что те самые три этапа, на которых пройдёт спринтерская гонка, могут всерьёз посоперничать с Гран При Испании за звание самого скучного этапа сезона. Спасибо большое, Формула 1. Мы в тебе не сомневались!

Формула 1 не исключает провала идеи спринтерских гонок

В сезоне-2021 спринтерские гонки пройдут в качестве экспримента © Mercedes AMG F1 / LAT Images
В сезоне-2021 спринтерские гонки пройдут в качестве эксприментаФото: Mercedes AMG F1 / LAT Images

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle