Раллийное сумасшествие. Взгляд с трибуны
Упустить возможность понаблюдать за этапом чемпионата мира по ралли, проходящем в лесах Финляндии - настоящее преступление. Дэвид Эванс в очередной раз посетил самую северную гонку мирового ралли, которая запомнится ему на всю жизнь благодаря блестящему выступлению Криса Мика
Зрелище просто невероятное: повсюду люди - тысячи людей вдоль трассы! А звуковое оформление! Со всех сторон раздаются звуки песни "Under Pressure" группы Queen. И запах Финляндии без примесей - пиво Karjala плюс табачный дым.
Мы на спецучастке Palsankyla, утро пятницы, начало десятого.
Присутствие на «Ралли тысячи озер» - это всегда чуть больше, чем просто наблюдение за проезжающими мимо машинами. Ну или, по крайней мере, вы так думаете. Но когда появляются машины, все остальное отходит на второй план, и вы понимаете, что главные здесь все-таки эти четырехколесные монстры и пилоты, творящие чудеса на скорости за 160 км/ч.
Все остальное - просто развлечения в ожидании появления первой машины на трассе. И год за годом ничего не меняется. Это можно сравнить с великолепным музыкальным произведением или долгоиграющей оперой, актерский состав которой менялся уже сотни раз, а базовый сценарий оставался прежним.
Я расскажу вам одну простую и правдивую историю о человеке, любившем пиво и не удержавшемся на ногах. Лучшие истории всегда ведь очень простые.
Началось все с того, что мы немного припозднились, и все лучшие места на бревнах оказались заняты. У нас не было выбора - если мы хотели посмотреть на машины, нам просто необходимо было пробираться через толпу. И мы пошли.
Чем дальше мы просачивались сквозь толпу болельщиков, тем более отчетливым становился запах алкоголя. Не поймите меня неправильно - я не говорю, что все вокруг валялись в отключке... Парни тут очень стойкие, к тому же, было ещё раннее утро. Валиться с ног от опьянения - это не круто. По крайней мере, до обеда.
Кроме того, люди тут сплошь благодушные. Никакой агрессии, как это зачастую бывает на некоторых спортивных мероприятиях в Великобритании.
В конце концов мы добрались до своего места. Это было непросто. Нам пришлось пробираться через лес, перешагивать через огромные древесные корни и прыгать через болота. Для нас, будучи абсолютно трезвыми, надо сказать, это было настоящим испытанием, граничащим с пределом наших возможностей.
Когда мы оказались на месте, нашему взору предстал спуск после огромного гребня, где машины взлетают высоко вверх, и следующий за ним левый поворот, который пилоты проходят на четвертой передаче. С другой стороны, мы стояли прямо на границе болота, покрытого травой - согласитесь, очень опасное место. Единственным способом не увязнуть в нем было перепрыгнуть через него или попытаться удержаться на корне дерева, делившем его на две части.
Не долго думая, один парень прыгнул!
Все произошло настолько быстро, что у него просто не было времени как следует оценить ситуацию. Его правая нога начала тонуть. На короткое время на его лице появилась тень смятения, ведь он все еще куда-то шел, при этом оставаясь на месте. Странно, да?
Вскоре смятение сменилось дикой паникой. И дело было вовсе не в том, что он тонул, просто он столкнулся с неразрешимой проблемой - что спасать. В одной руке у него была открытая банка пива, в другой - полиэтиленовый пакет с... остальными банками пива. Он крепко сжимал обе руки, не желая расставаться ни с тем, ни с другим и... медленно уходил под воду.
Как и в большинстве подобных случаев, остальные зрители не остались безучастными, протянув бедняге руку помощи и вытащив его обратно.
Через пару минут до парня дошло, что его ботинки остались под водой...
Звуки фортепиано, щелчки пальцами, хлопки в ладоши...
Pressure! Pushing down on me, pushing down on you... - не унимались по радио Queen и Дэвид Боуи.
Услышав звуки приближающегося вертолета, мы поняли, что все начинается - машины уже близко.
Прошел всего год, но каждый раз ты оказываешься не готов к тому, что предстанет твоему взору. Мы находились на некотором удалении от точки взлета машин в воздух, так что звук моторов не был слышен до самого последнего момента.
На такой скорости нам просто не было видно, когда точно машины отрываются от земли - первое, что мы смогли увидеть - это стремительный полет VW Polo R WRC Яри-Матти Латвалы на уровне наших лиц. Сразу после отрыва от дороги раздаются звуки тра-тат-тат-тат-тат-тат - обороты двигателя упираются в ограничитель. Пилот сбрасывает газ перед приземлением. Бац! Бац! Две передачи вниз, резкое движение рулем вправо, скольжение влево - едва ощутимый зацеп, а значит, нужно давить газ в пол, чтобы машина окончательно выровнялась и поехала по прямой.
И тишина...
This is our last dance. This is ourselves... under pressure.
Потрясающе! Ралли вернулось домой...
И продолжает возвращаться. В беседе о зрительских позициях Яркко Никара посоветовал нам именно это место на спецучастке Palsankyla. Сюда же пришли его спонсоры. Он изо всех сил старался произвести впечатление...
Как он и обещал, его Mini улетела дальше всех.
В какой-то момент показалось, что больше ничего интересного мы не увидим. Но тут на горизонте появился Евгений Новиков. Тоже в воздухе, но с открытым капотом! А за ним - в полете - Citroen Криса Мика. Определить расстояние между ними было несложно, но парень, оставивший свои ботинки в болоте, ни за что бы не справился.
Вне зависимости от того, что произошло дальше, ничто не может сравниться с этой дуэлью в воздухе, которая развернулась непосредственно перед нами. Это просто потрясающе. И это был Мик.
Спустя двадцать месяцев с момента своего поледнего появления в мировом ралли Крис не упустил возможности (которую можно сравнить с отравленной чашей), предоставленной ему командой Citroen. И он провел свою лучшую гонку в жизни.
Сделав все, чтобы не вызывать у зрителей излишних ожиданий и как-то справиться с недостатком опыта, Мик и его штурман Крис Паттерсон вселили в DS3 WRC Халида Аль-Кассими новую жизнь - никогда ранее она не ехала столь быстро! Мик прекрасно осознавал, что ему представится лишь один шанс. И он его не упустил.
Да, в итоге британец сошел с дистанции. Но сделал он это в блестящей манере - в полете над самым знаменитым спецучастком Ouninpohja на рекордной скорости.
На момент аварии Мик шел пятым, менее чем на минуту отставая от напарника по команде Микко Хирвонена и опережая идущего шестым Дани Сордо на добрые три минуты. Конечно, можно ругать и критиковать Криса за его аварию.
По иронии судьбы Дани Сордо в итоге финишировал пятым. Но кто из этих гонщиков лучше показал себя на этой неделе в Ювяскюля?
Да, испанец завоевал больше очков, но в Финляндии он был лишь бледной тенью себя самого. Дани Сордо, которого мы видели ранее, выглядел лучше, чем тот, что приехал к финишу в Финляндии пятым. Гораздо лучше.
Но Крис Мик заставил восхищаться собой. И речь не только о его вторых по скорости временах и чистой скорости, но и об отношении к делу. Раньше это был излишне самоуверенный гонщик, к которому болельщики относились довольно прохладно. Здесь же мы видели парня, который изо всех сил пытается зацепиться за последний шанс.
Сдержанный, готовый к борьбе, полный выдержки, храбрости и смелости, Мик провел просто великолепную гонку.
В эпизоде, когда британца блокировал Евгений Новиков, мы увидели совершенно иного Криса Мика. В былые годы он бы наверняка не совладал с эмоциями в погоне за россиянином. А если и нет, то после заезда высказался бы в его адрес гораздо жестче, чем в этот раз.
Вместо этого Крис сконцентрировался на замене проколотого колеса. Сконцентрировался, но не до конца. Понятно, что все его мысли в этот момент были на трассе, так что неудивительно, что он забыл о важном совете команды не класть руку поверх домкрата, иначе можно потерять палец.
В итоге он положил руку на домкрат и едва не лишился пальца.
Дорога со спецучастка Palsankyla на сервис в Ювяскюля пролегает почти через финишный створ СУ Mokkipera, что дает возможность гонщикам поговорить с болельщиками и журналистами.
Мик прибыл на машине с разбитым - словно в него стреляли из пулемета - лобовым стеклом и сильно перепачканным капотом. Он спокойно поведал журналистам о перипетиях борьбы и тяжело вздохнул.
Я был неподалеку от его двери, взял его окровавленный комбинезон и спросил, как его рука. Он иронично улыбнулся и вдруг разразился эмоциональным порывом. Я давно знаю Криса - на протяжении нескольких лет мы работали вместе - и видел, что эмоции и разочарование просто разрывают его душу на части - справиться с этим невероятно сложно.
Никакие слова тут не подходят. Я похлопал его по плечу и закрыл дверь. Ему еще предстояла кое-какая работа.
И он ее сделал. Палец ему залатали, после чего Крис сел за руль машины и провел остаток дня как настоящий герой.
В субботу утром мы с Крисом нашли минут десять, чтобы обсудить этап. Я был просто поражен той благодарностью, которую он высказал в адрес Citroen. Его желание остаться в команде просто запредельно.
И он этого заслуживает. Сегодня Мик готов к борьбе больше, чем когда бы то ни было. Он гораздо быстрее и надежнее, чем на протяжении всей своей предыдущей карьеры. Да, он допустил ошибку и да, ему еще предстоит оттачивать свое мастерство. Но у него есть скорость. А боссы команд во все времена говорили, что этому научить невозможно.
Изначально предполагалось, что эта статья будет посвящена блестящему шоу, которое выдал Тьерри Нёвиль, рассказу о парне, потерявшем в болоте ботинки, и о Крисе Мике. В итоге на разговор о Тьерри у нас просто не осталось места. Ну ничего, в следующий раз. Он еще поедет в Германии, Австралии, Эльзасе... Его месту в кокпите ничто не угрожает, о нем мы еще успеем поговорить.
И если в нашем спорте осталась хоть капля справедливости и здравого смысла, на этих этапах ему будет противостоять непревзойденный гонщик родом из Данганнона.