Спринты прижились? Идею коротких гонок считают удачной, но...

Дмитрий Захарченко
11 сентября 2021 в 20:32
Фото: Mercedes AMG Petronas F1 Team

Взвешиваем все за и против нового формата уик-энда Формулы 1

В Монце прошла уже вторая в истории Формулы 1 короткая гонка — так называемый спринт, который определяет расстановку на решётке воскресного Гран При. Впервые идея была опробована в Сильверстоуне, и уже тогда реакция паддока получилась довольно позитивной. И нет причин полагать, что в этот раз что-то изменится. Правда, недостатки у этого формата тоже есть.

AUTOSPORT.com.ru взвешивает все за и против нового формата этапа Формулы 1.

Валттери Боттас выиграл субботний спринт в Монце

Короткая гонка разнообразила уик-энд

Когда в Формуле 1 придумывали новый формат уик-энда, главной целью было разнообразить ход уик-энда, который в последние десятилетия менялся лишь косметически. Суббота и воскресенье всегда считались главными днями гоночного уик-энда, а пятница оставалась без внимания болельщиков — свободные заезды интересуют лишь совсем завзятых фанатов автоспорта.

Теперь же в каждый из трёх дней гоночного уик-энда (четверг, в который нет заездов, опустим в рамках темы) на трассе происходит нечто, что оказывает (или может оказать) влияние на ход борьбы за титул. В пятницу пилоты распределяют позиции на короткую гонку, в субботу имеют шанс набрать несколько очков или улучшить место перед стартом основного заезда, который сам по себе остался таким же как прежде.

К счастью, обошлось без реверсивных решёток и других искусственных мер, которые тормозили бы лидера лишь за то, что он лидер, превращая тем самым спорт в игру. Возразить нынешнему формату не могут даже пуристы: все действительно в равных условиях, а результаты в первую очередь зависят от скорости пилота по ходу уик-энда.

Помимо того, что короткие гонки подарили нам захватывающий прорыв Алонсо в Сильверстоуне и драму Хэмилтона в Италии, новый формат и квалификацию делает менее предсказуемой: у инженеров меньше времени на поиск идеальных настроек. Так, может, имеет смысл и в обычные уик-энда проводить меньше свободных заездов?

«Я зол, просто в бешенстве». Пилоты McLaren расстроились из-за упущенного третьего места

Результаты менее предсказуемы

Провал Льюиса Хэмилтона на старте короткой гонки перевернул расстановку сил в Монце с ног на голову. В Mercedes рассчитывали на этот уик-энд, преимущество немецких машин на одном быстром круге было огромным — и не факт, что когда-нибудь ещё в этом сезоне подопечные Тото Вольфа будут так сильны. Однако всё рухнуло в одно мгновение ока, когда колёса Хэмилтона беспомощно проскальзывали на стартовой позиции, а соперники набирали скорость.

Если бы это была обычная гонка, то её исход почти наверняка уже был бы предрешён: за 14 кругов, которые прошли после рестарта, Хэмилтон отстал от Ферстаппена на 18 секунд (Боттас, напомним, стартовал бы последним). Даже если бы Риккардо и Норрис раньше поехали бы в боксы, Макса Льюис не догнал бы точно.

Спринт в Монце © Mercedes AMG Petronas F1 Team
Спринт в МонцеФото: Mercedes AMG Petronas F1 Team

Сейчас у британца есть шанс отыграться: в случае удачного старта уже в «Курва Гранде» он может быть рядом с Ферстаппеном (если тот сам не провалится). В то же время у Red Bull есть возможность пересмотреть свою тактику и выбрать что-то более надёжное — Mercedes остаётся уповать лишь на риск и борьбу на трассе.

И у кого в такой ситуации больше шансов на победу? А если ещё и McLaren вмешаются в сражение лидеров? Им ведь, в отличие от Макса с Льюисом, терять вообще нечего. Без спринта такого Гран При Италии у нас не было бы.

Макс Ферстаппен: Всё прошло лучше, чем я ожидал!

Обгонов больше не стало

Дополнительная гонка разнообразила уик-энд и его развитие, однако сама по себе борьба не стала намного ярче. Сам по себе формат провоцирует пилотов бороться на трассе — нет пит-стопов, а потому и шанса на «андеркат» — тоже. При этом трасса в Монце считается одной из самых лёгких для обгонов — слипстрим вместе с DRS творят чудеса. Однако обгонов не было — Хэмилтон всю гонку прессинговал Норриса, при том, что его Mercedes явно быстрее McLaren, но не смог пройти.

С одной стороны, то, что бороться колесо в колесо на современных машинах Ф1 неудобно, не новость, с другой — сам формат действует обратным образом. Глядя на то, как Гасли улетел в отбойники без переднего антикрыла, Хэмилтон явно сдерживал себя в борьбе с Норрисом: от одной стартовой позиции ситуация принципиально не изменится, а вот в случае контакта можно потерять весь уик-энд.

Точно так же и Макс Ферстаппен совсем не гнался за Валттери Боттасом — голландца всё устраивало. Он может себе позволить отказаться от одного очка, чтобы поберечь машину, отыграть два у Льюиса, да ещё и стартовать с поула в воскресенье... И эту проблему спринта не решить: только в основной гонке пилоты будут атаковать в полной мере. Ну а проводить два полноценных заезда Ф1 за один Гран При — слишком радикальная перемена. По крайней мере на данный момент.

Серхио Перес: Было очень трудно обгонять в спринте

Для зрителей субботняя тренировка бесполезна

В рамках формата уик-энда со спринтом машины попадают в закрытый парк со стартом спринта — то есть после квалификации у команд есть возможность уточнить регулировки и поработать над балансом. В то же время для зрителей наматывающие круги в далеко не рекордном темпе машины не представляют совершенно никакого интереса.

Так, в Монце шестое место в утренней тренировке в субботу занял Роберт Кубица — результаты этих заездов совершенно не показательны и ничего не дают зрителю. Возможно, именно тут пригодились бы сложные графики и нейросети, рассчитывающие количество топлива, темп на длинных отрезках и работу шин?

Пока же зрителям совсем нет смысла включать телевизор во время второй тренировки Ф1. Болельщикам на трибунах повезло меньше — тем, кто приехал посмотреть утренний заезд Ф2, придётся полдня бродить по автодрому в ожидании следующих хоть сколь-нибудь понятных гонок.

Льюис Хэмилтон: Ферстаппену будет просто победить

Трудности со статистикой

FIA и промоутеры Формулы 1, несмотря на критику паддока, продолжают засчитывать поулом победу в спринте, хотя испокон веков его завоёвывал тот, кто оказался быстрее всех в квалификации. Тут, впрочем, путаницы нет и логика в поведении промоутеров видна: поул-позиция находится на решётке и обладает ей тот, кто стартует первым в Гран При. Как именно обладатель поул-позиции на ней оказался — вопрос второстепенный.

Ферстаппен после спринта в Монце © Red Bull Content Pool
Ферстаппен после спринта в МонцеФото: Red Bull Content Pool

При этом непосредственно в этот уик-энд обладателем поул-позиции считается Макс Ферстаппен. Да, квалификацию выиграл Валттери Боттас, он же — победитель короткой гонки, но первым в воскресенье стартует Макс... Похожая ситуация была и в Великобритании: квалификацию выиграл Хэмилтон, но поул засчитали победителю короткой гонки Ферстаппену. В общем, архивам со статистикой нужно внести ясность.

Кристиан Хорнер: Плохой старт Льюиса сыграл нам на руку

***

В остальном же формат с короткой гонкой, судя по всему, не наносит ощутимого ущерба спортивной составляющей чемпионата, так что непреодолимых препятствий перед его регулярным использованием нет. Однако, судя по словам президента Формулы 1 Стефано Доменикали, в следующем году каждый третий этап пройдёт со спринтом, ходят слухи о вынесении их в отдельное соревнование...

Будем надеяться, что слишком далеко промоутеры в своих экспериментах не зайдут.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle