Не в этот раз: ещё 14 случаев, когда пилоты теряли дебютную победу в Формуле 1

Дмитрий Захарченко
3 октября в 13:24
Фото: mbgalerie.org

Неудача Ландо Норриса в Сочи — ещё не самый драматичный пример...

Неудача Ландо Норриса на Гран При России войдёт в историю Формулы 1 — весь паддок сочувствовал британцу, который уверенно шёл к первой в карьере победе, но так и не дотянулся до неё. Это, впрочем, далеко не первый случай, когда пилот теряет дебютную победу — с такой неудачей смириться куда проще, когда ты уже выигрывал. Причём случай Ландо — далеко не самый драматичный.

Ландо Норрис: Мы извлекли уроки из ошибок в Сочи

Гран При Сахира-2020 — Джордж Рассел

Джорджа Рассела долго сватали в Mercedes на место Валттери Боттаса, однако свою первую гонку в составе немецкой команды он провёл в машине Льюиса Хэмилтона, когда тот заболел Covid-19 в конце сезона. На короткой трассе в Бахрейне Рассел квалифицировался вторым, но уже на старте прошёл финна и возглавил гонку. После трёх четвертей дистанции Рассел опережал Боттаса на 5,2 секунды и был единственным претендентом на победу.

Увы, во время пит-стопа под жёлтыми флагами механики перепутали шины и на одно из колёс поставили резину из комплекта Боттаса. Правилами это строго запрещено — кругом позже пришлось возвращаться в боксы. Но даже это не остановило британца, который вернулся на трассу и догонял Переса, однако и с этим комплектом возникли проблемы — из-за прокола за девять кругов до финиша Джордж в четвёртый раз за гонку поехал на пит-стоп. Итог — финиш на девятом месте.

Хэмилтон и Леклер после финиша Гран При Бахрейна-2019 © FIA
Хэмилтон и Леклер после финиша Гран При Бахрейна-2019Фото: FIA

Гран При Бахрейна-2019 — Шарль Леклер

Полутора годами ранее на этой же трассе, хотя и на другой её конфигурации, потерял свою дебютную победу Шарль Леклер. Для монегаска это была лишь вторая гонка за Ferrari, но он уже стартовал с поула. Не слишком, правда, удачно, но быстро сумел отыграться: прошёл Хэмилтона, а затем — Феттеля. Последнего — вопреки приказу команды не атаковать напарника.

За 14 кругов до финиша Леклер опережал вырвавшегося на второе место Хэмилтона на десять секунд, но именно в этот момент в его силовой установке отказал один из цилиндров. Шарль терял по нескольку секунд с круга, пропустил Хэмилтона и Боттаса и лишь благодаря автомобилю безопасности не выпал из первой тройки. Это был первый подиум Леклера, но радости гонщику он не принёс.

Сайнс опережает Леклера: В Ferrari грядет передел власти?

Гран При Франции-2002 — Кими Райкконен

В 2002 году таким же новичком в McLaren был Кими Райкконен. Финн дебютировал в Ф1 за рулём Sauber в сезоне-2001, но сразу же произвёл на Рона Денниса неизгладимое впечатление. Бороться с Ferrari в то время было почти бессмысленно, но время от времени McLaren удавалось отбирать у Шумахера победы.

Так должно было быть и в Маньи-Куре, когда в заключительной фазе гонки в лидеры вырвался Райкконен. За пять кругов до финиша финн опережал Михаэля Шумахера на две секунды, но ошибся на торможении, заблокировал колесо и пропустил немца. «Это самая разочаровывающая гонка в моей жизни», — сказал тогда Кими с таким же лицом, с которым будет праздновать свои последующие победы.

Гран При Бразилии-2001 — Хуан-Пабло Монтойя

Хуан-Пабло Монтойя дебютировал в Ф1 одновременно с Райкконеном, но, обладая куда более конкурентоспособной техникой, уже в третьей своей гонке — Гран При Бразилии — прошёл Михаэля Шумахера и лидировал! Колумбиец более чем комфортно возглавлял заезд: Ferrari Шумахера была в полуминуте позади!

Пока на 39-м круге в него не врезался Йос Ферстаппен — отец Макса. Йос пропустил Монтойю на круг, однако уже в следующем повороте не рассчитал торможение позади машины впереди и попросту снёс Williams с трассы!

Хуан-Пабло Монтойя: Ферстаппену стоит быть умнее, сколько очков он потерял?

Гран При Германии-1999 — Мика Сало

Мика Сало выступал в Формуле 1 с 1994 года, но так ни разу и не поднялся на подиум, а в конце сезона-1998 потерял место в Arrows. Оказавшись на скамейке запасных, финн сначала подменял в BAR травмированного Рикардо Зонту, а после вылета Михаэля Шумахера на Сильверстоуне, когда немец сломал ногу, сел в его Ferrari.

Задачей Сало было помогать Эдди Ирвайну бороться за чемпионство. И когда на Гран При Германии из-за прокола вылетел Мика Хаккинен, а две Ferrari возглавили пелотон, финн пропустил Эдди на первое место. Мика после финиша не выглядел расстроенным — он напомнил о себе и позже выступал за Sauber и Toyota. Отдал Сало должное и Ирвайн, заявивший на пресс-конференции, что сам бы ни за что не догнал бы его.

Гран При Люксембурга-1997 — Мика Хаккинен

В том, что Мика Хаккинен станет чемпионом мира Рон Деннис не сомневался ещё в 1993-м, но вплоть до сезона-1997 McLaren не удавалось построить достаточно быструю и надёжную машину, чтобы финн смог раскрыть свой талант. И наконец на Нюрбургринге Хаккинен впервые в карьере завоевал поул.

Дэвид Култхард тогда стартовал лишь шестым, но на первом же круге прорвался на второе место, а пара McLaren возглавила гонку. На командном мостике готовились к победному дублю, но на 42-м круге отказал двигатель на машине ДиСи, а кругом спустя силовая установка сгорела и у Хаккинена. В тот день Мике исполнилось 29.

Мика Хаккинен: Не стоит винить Ландо Норриса за авантюру в Сочи

Гран При Австралии-1996 — Жак Вильнёв

В 1996 году в Большие Призы ворвался Жак Вильнёв — действующий чемпион CART Indy Car и «500 миль Индианаполиса» выиграл свою первую же квалификацию в Формуле 1! Williams, в которой дебютировал канадец, в то время была доминирующей силой, но и тот факт, что дебютант опередил Деймона Хилла, впечатлил. Это был первый за 24 года случай, когда новичок выиграл первую квалификацию в карьере.

На старте Вильнёв удержался впереди — как и на рестарте, последовавшем после аварии Мартина Брандла. Жак уверенно лидировал и должен был выиграть дебютный же Гран При — такого не случалось в Ф1 с 1961-го! Но за пять кругов до финиша возникла утечка масла, Вильнёв стал терять темп и в какой-то момент ошибся в первом повороте — Хилл всё-таки вышел вперёд. Победить канадцу не удалось, но теперь никто не мог сказать, что в Williams его взяли лишь из-за фамилии.

Гран При Италии-1994 — Жан Алези

Алези блестяще дебютировал в Формуле 1 в 1989 году в Tyrrell, его звали в Williams, но в итоге француз оказался в Ferrari — в далеко не лучшие её времена. Три с половиной года Жан гонялся за Скудерию и лишь в Монце в 1994-м завоевал первый в карьере поул.

На глазах тифози Алези вырвался вперёд и на 11 секунд опережал Герхарда Бергера на второй Ferrari. Но на пит-стопе на 14-м круге автомобиль француза заглох — с пит-лейна он уехать так и не смог. Лидерство перехватил Бергер, но австрийца опередил Хилл. В следующий раз Ferrari победит в Монце лишь в 1996-м с Михаэлем Шумахером.

Видео: Жан Алези разбил Ferrari Ники Лауды, лидируя в гонке исторических машин

Гран При Германии-1993 — Деймон Хилл

Деймон Хилл начинал карьеру в Williams в качестве тест-пилота и только в 1993-м стал призовым пилотом. Не обладавший большим опытом британец предсказуемо уступал опытнейшему Алену Просту, который вернулся для завоевания четвёртого титула, но в Хоккенхайме Хилл оказался сильнее напарника.

На старте Деймон опередил зазевавшегося на поуле напарника, и хотя вынужден был пропустить его, вернулся в лидеры, когда Прост отбыл 10-секундный Stop&Go. Хилл уверенно лидировал и ничто не должно было помешать ему одержать победу, но на предпоследнем круге взорвалась задняя левая шина. Первым в итоге финишировал Прост. Деймон был классифицирован в двух кругах от него на 15-й позиции.

Гран При Сан-Марино-1985 — Стефан Йоханссон

В Имоле в 1985 году на протяжении почти всей дистанции лидировал стартовавший с поула Айртон Сенна. Однако в то время в Формуле 1, как и сейчас, количество топлива на гонку было ограничено — и за три круга до финиша на Lotus Сенны оно закончилось. В лидеры вырвался Стефан Йоханссон — швед во второй раз в жизни стартовал в Ferrari и прорвался на первое место с 15-го!

Увы, кругом спустя остановился и его автомобиль. Первым в итоге финишировал Ален Прост на McLaren, но судьи исключили его из протоколов за недовес. Вместе с ним в лидирующем круге финишировал лишь Элио де Анжелис — напарник Сенны по Lotus. Он и стал победителем Гран При, опередившим всех на круг или более. Йоханссон с отставанием в три круга был классифицирован шестым.

Стефан Йоханссон: Чарли Уайтинг нажал на весы и спас Onyx от дисквалификации

Гран При Монако-1984 — Найджел Мэнселл

Дождевой Гран При Монако 1984 года в первую очередь запомнился погоней Айртона Сенны за Аленом Простом, однако перед этим заезд возглавлял Найджел Мэнселл на Lotus. Правда, удержаться на мокром асфальте он не смог и на 16-м круге попал в аварию, разбив заднее антикрыло.

Считается, что если бы не досрочная остановка гонки, её выиграл бы Сенна, но мы не будем включать бразильца в наш список: в лидеры в той гонке он так и не вышел.

Гран При ЮАР-1978 — Патрезе и Депайе

Та гонка в Кьялами могла стать триумфом Arrows и Риккардо Патрезе — молодого итальянца, дебютировавшего в Формуле 1 лишь годом ранее, но за 15 кругов до финиша лидер сошёл из-за отказа двигателя. Тогда на первую строчку вышел Патрик Депайе на Tyrrell — тоже ранее никогда не побеждавший. Увы, технические проблемы не обошли его — из-за утечки француз терял темп и уступил Ронни Петерсону менее полусекунды!

Депайе одержит свою первую победу уже через месяц — на Гран При Монако, а вот Патрезе придётся ждать четыре года. Причём его первая победа тоже произойдёт на улицах Монте-Карло.

Непроизводственная травма, или Товарищи Фернандо Алонсо по несчастью

Гран При Аргентины-1975 — Джеймс Хант

Хант смог блеснуть ещё до перехода в McLaren и в 1975-м едва не выиграл гонку в составе Hesketh. Хант трижды финишировал на подиуме в сезоне-1974, но каждый раз это были третьи места. И вот наконец в Буэнос-Айресе Джеймс, стартовав шестым, к 26-му кругу прорвался вперёд и лидировал в гонке.

Увы, под прессингом двукратного чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди Хант не устоял — гонщик ошибся, вылетел с трассы и уступил позицию бразильцу. Впрочем, первой победы Джеймсу ждать недолго — с Hesketh он через полгода выиграет Гран При Нидерландов.

Гран При Италии-1971 — Крис Эймон

Финиш той гонки в Монце вот уже полвека остаётся самым плотным в истории, однако ещё за десять кругов до финиша ничто не предвещало такой развязки: Крис Эймон на Matra стартовал с поул-позиции и уверенно лидировал. Увы, за десять кругов до финиша от его шлема оторвался визор — лицо и глаза фактически остались без защиты...

Тем не менее Эймон продолжил заезд и добрался до финиша шестым — в 32 секундах позади ультраплотной лидирующей группы: в 0,6 секунды от выигравшего гонку Питера Гетина уместились Ронни Петерсон, Франсуа Север, Майк Хейвуд и Хоуден Генли. Крис Эймон так никогда и не победит в Гран При Формулы 1.

Вспоминая Гран При Италии-1971

Комментарии для сайта Cackle