Не в этот раз: ещё 14 случаев, когда пилоты теряли дебютную победу в Формуле 1
Неудача Ландо Норриса в Сочи — ещё не самый драматичный пример...
Неудача Ландо Норриса на Гран При России войдёт в историю Формулы 1 — весь паддок сочувствовал британцу, который уверенно шёл к первой в карьере победе, но так и не дотянулся до неё. Это, впрочем, далеко не первый случай, когда пилот теряет дебютную победу — с такой неудачей смириться куда проще, когда ты уже выигрывал. Причём случай Ландо — далеко не самый драматичный.
Ландо Норрис: Мы извлекли уроки из ошибок в Сочи
Гран При Сахира-2020 — Джордж Рассел
Джорджа Рассела долго сватали в Mercedes на место Валттери Боттаса, однако свою первую гонку в составе немецкой команды он провёл в машине Льюиса Хэмилтона, когда тот заболел Covid-19 в конце сезона. На короткой трассе в Бахрейне Рассел квалифицировался вторым, но уже на старте прошёл финна и возглавил гонку. После трёх четвертей дистанции Рассел опережал Боттаса на 5,2 секунды и был единственным претендентом на победу.
Увы, во время пит-стопа под жёлтыми флагами механики перепутали шины и на одно из колёс поставили резину из комплекта Боттаса. Правилами это строго запрещено — кругом позже пришлось возвращаться в боксы. Но даже это не остановило британца, который вернулся на трассу и догонял Переса, однако и с этим комплектом возникли проблемы — из-за прокола за девять кругов до финиша Джордж в четвёртый раз за гонку поехал на пит-стоп. Итог — финиш на девятом месте.
Гран При Бахрейна-2019 — Шарль Леклер
Полутора годами ранее на этой же трассе, хотя и на другой её конфигурации, потерял свою дебютную победу Шарль Леклер. Для монегаска это была лишь вторая гонка за Ferrari, но он уже стартовал с поула. Не слишком, правда, удачно, но быстро сумел отыграться: прошёл Хэмилтона, а затем — Феттеля. Последнего — вопреки приказу команды не атаковать напарника.
За 14 кругов до финиша Леклер опережал вырвавшегося на второе место Хэмилтона на десять секунд, но именно в этот момент в его силовой установке отказал один из цилиндров. Шарль терял по нескольку секунд с круга, пропустил Хэмилтона и Боттаса и лишь благодаря автомобилю безопасности не выпал из первой тройки. Это был первый подиум Леклера, но радости гонщику он не принёс.
Сайнс опережает Леклера: В Ferrari грядет передел власти?
Гран При Франции-2002 — Кими Райкконен
В 2002 году таким же новичком в McLaren был Кими Райкконен. Финн дебютировал в Ф1 за рулём Sauber в сезоне-2001, но сразу же произвёл на Рона Денниса неизгладимое впечатление. Бороться с Ferrari в то время было почти бессмысленно, но время от времени McLaren удавалось отбирать у Шумахера победы.
Так должно было быть и в Маньи-Куре, когда в заключительной фазе гонки в лидеры вырвался Райкконен. За пять кругов до финиша финн опережал Михаэля Шумахера на две секунды, но ошибся на торможении, заблокировал колесо и пропустил немца. «Это самая разочаровывающая гонка в моей жизни», — сказал тогда Кими с таким же лицом, с которым будет праздновать свои последующие победы.
2002 FRANCE
A gallant Kimi Raikkonen (McLaren) achieved the best finish of his career with p2. He took the lead after Michael was given a drive-through penalty for crossing the pit exit's white line.
However, the Finn went wide at Adelaide after running McNish's spilt oil #F1 pic.twitter.com/ygspFCHQe1— F1 in the 2000s (@CrystalRacing) July 21, 2020
Гран При Бразилии-2001 — Хуан-Пабло Монтойя
Хуан-Пабло Монтойя дебютировал в Ф1 одновременно с Райкконеном, но, обладая куда более конкурентоспособной техникой, уже в третьей своей гонке — Гран При Бразилии — прошёл Михаэля Шумахера и лидировал! Колумбиец более чем комфортно возглавлял заезд: Ferrari Шумахера была в полуминуте позади!
Пока на 39-м круге в него не врезался Йос Ферстаппен — отец Макса. Йос пропустил Монтойю на круг, однако уже в следующем повороте не рассчитал торможение позади машины впереди и попросту снёс Williams с трассы!
Zestien jaar geleden tikte achterblijver Jos Verstappen op Interlagos wedstrijdleider Juan Pablo Montoya uit de wedstrijd. Je verzint het niet. #F1 pic.twitter.com/qAljqLnbNA
— Patrick Moeke (@PatrickMoeke) November 11, 2018
Хуан-Пабло Монтойя: Ферстаппену стоит быть умнее, сколько очков он потерял?
Гран При Германии-1999 — Мика Сало
Мика Сало выступал в Формуле 1 с 1994 года, но так ни разу и не поднялся на подиум, а в конце сезона-1998 потерял место в Arrows. Оказавшись на скамейке запасных, финн сначала подменял в BAR травмированного Рикардо Зонту, а после вылета Михаэля Шумахера на Сильверстоуне, когда немец сломал ногу, сел в его Ferrari.
Задачей Сало было помогать Эдди Ирвайну бороться за чемпионство. И когда на Гран При Германии из-за прокола вылетел Мика Хаккинен, а две Ferrari возглавили пелотон, финн пропустил Эдди на первое место. Мика после финиша не выглядел расстроенным — он напомнил о себе и позже выступал за Sauber и Toyota. Отдал Сало должное и Ирвайн, заявивший на пресс-конференции, что сам бы ни за что не догнал бы его.
Eddie Irvine (Ferrari) passed teammate Mika Salo for the lead after Mika moved over to assist Eddie's title hopes, which put Irvine in the lead of the championship. It was Salo’s first podium finish in F1. German GP, Hockenheim, 1st August 1999. #F1 pic.twitter.com/3hJBppPuid
— F1 in the 1990s 🚦🏎🏁🏆🍾 (@1990sF1) August 1, 2020
Гран При Люксембурга-1997 — Мика Хаккинен
В том, что Мика Хаккинен станет чемпионом мира Рон Деннис не сомневался ещё в 1993-м, но вплоть до сезона-1997 McLaren не удавалось построить достаточно быструю и надёжную машину, чтобы финн смог раскрыть свой талант. И наконец на Нюрбургринге Хаккинен впервые в карьере завоевал поул.
Дэвид Култхард тогда стартовал лишь шестым, но на первом же круге прорвался на второе место, а пара McLaren возглавила гонку. На командном мостике готовились к победному дублю, но на 42-м круге отказал двигатель на машине ДиСи, а кругом спустя силовая установка сгорела и у Хаккинена. В тот день Мике исполнилось 29.
Мика Хаккинен: Не стоит винить Ландо Норриса за авантюру в Сочи
Гран При Австралии-1996 — Жак Вильнёв
В 1996 году в Большие Призы ворвался Жак Вильнёв — действующий чемпион CART Indy Car и «500 миль Индианаполиса» выиграл свою первую же квалификацию в Формуле 1! Williams, в которой дебютировал канадец, в то время была доминирующей силой, но и тот факт, что дебютант опередил Деймона Хилла, впечатлил. Это был первый за 24 года случай, когда новичок выиграл первую квалификацию в карьере.
На старте Вильнёв удержался впереди — как и на рестарте, последовавшем после аварии Мартина Брандла. Жак уверенно лидировал и должен был выиграть дебютный же Гран При — такого не случалось в Ф1 с 1961-го! Но за пять кругов до финиша возникла утечка масла, Вильнёв стал терять темп и в какой-то момент ошибся в первом повороте — Хилл всё-таки вышел вперёд. Победить канадцу не удалось, но теперь никто не мог сказать, что в Williams его взяли лишь из-за фамилии.
Jean Alesi leading team mate Gerhard Berger, Ferrari 412T1 ~ 1994 Italian Grand Prix, Monza pic.twitter.com/wrAGjY9Igy
— Classic Formula 1 (@ClassicFormula1) May 23, 2015
Гран При Италии-1994 — Жан Алези
Алези блестяще дебютировал в Формуле 1 в 1989 году в Tyrrell, его звали в Williams, но в итоге француз оказался в Ferrari — в далеко не лучшие её времена. Три с половиной года Жан гонялся за Скудерию и лишь в Монце в 1994-м завоевал первый в карьере поул.
На глазах тифози Алези вырвался вперёд и на 11 секунд опережал Герхарда Бергера на второй Ferrari. Но на пит-стопе на 14-м круге автомобиль француза заглох — с пит-лейна он уехать так и не смог. Лидерство перехватил Бергер, но австрийца опередил Хилл. В следующий раз Ferrari победит в Монце лишь в 1996-м с Михаэлем Шумахером.
Видео: Жан Алези разбил Ferrari Ники Лауды, лидируя в гонке исторических машин
Гран При Германии-1993 — Деймон Хилл
Деймон Хилл начинал карьеру в Williams в качестве тест-пилота и только в 1993-м стал призовым пилотом. Не обладавший большим опытом британец предсказуемо уступал опытнейшему Алену Просту, который вернулся для завоевания четвёртого титула, но в Хоккенхайме Хилл оказался сильнее напарника.
На старте Деймон опередил зазевавшегося на поуле напарника, и хотя вынужден был пропустить его, вернулся в лидеры, когда Прост отбыл 10-секундный Stop&Go. Хилл уверенно лидировал и ничто не должно было помешать ему одержать победу, но на предпоследнем круге взорвалась задняя левая шина. Первым в итоге финишировал Прост. Деймон был классифицирован в двух кругах от него на 15-й позиции.
Damon Hill (Williams) retires from the lead on the penultimate lap with a tyre failure. German GP, 25th July 1993. pic.twitter.com/xi0FGdrFux
— F1 in the 1990s 🚦🏎🏁🏆🍾 (@1990sF1) July 25, 2016
Гран При Сан-Марино-1985 — Стефан Йоханссон
В Имоле в 1985 году на протяжении почти всей дистанции лидировал стартовавший с поула Айртон Сенна. Однако в то время в Формуле 1, как и сейчас, количество топлива на гонку было ограничено — и за три круга до финиша на Lotus Сенны оно закончилось. В лидеры вырвался Стефан Йоханссон — швед во второй раз в жизни стартовал в Ferrari и прорвался на первое место с 15-го!
Увы, кругом спустя остановился и его автомобиль. Первым в итоге финишировал Ален Прост на McLaren, но судьи исключили его из протоколов за недовес. Вместе с ним в лидирующем круге финишировал лишь Элио де Анжелис — напарник Сенны по Lotus. Он и стал победителем Гран При, опередившим всех на круг или более. Йоханссон с отставанием в три круга был классифицирован шестым.
Стефан Йоханссон: Чарли Уайтинг нажал на весы и спас Onyx от дисквалификации
Гран При Монако-1984 — Найджел Мэнселл
Дождевой Гран При Монако 1984 года в первую очередь запомнился погоней Айртона Сенны за Аленом Простом, однако перед этим заезд возглавлял Найджел Мэнселл на Lotus. Правда, удержаться на мокром асфальте он не смог и на 16-м круге попал в аварию, разбив заднее антикрыло.
Считается, что если бы не досрочная остановка гонки, её выиграл бы Сенна, но мы не будем включать бразильца в наш список: в лидеры в той гонке он так и не вышел.
1984 Monaco Grand Prix, Monte Carlo
Nigel Mansell (Lotus-Renault-95T) led a GP for the first time.
Unfortunately, this happened on lap 15... pic.twitter.com/mNY1tLPXSM— Grand Prix Memories 🏎️🏁 (@GPMemories) February 12, 2020
Гран При ЮАР-1978 — Патрезе и Депайе
Та гонка в Кьялами могла стать триумфом Arrows и Риккардо Патрезе — молодого итальянца, дебютировавшего в Формуле 1 лишь годом ранее, но за 15 кругов до финиша лидер сошёл из-за отказа двигателя. Тогда на первую строчку вышел Патрик Депайе на Tyrrell — тоже ранее никогда не побеждавший. Увы, технические проблемы не обошли его — из-за утечки француз терял темп и уступил Ронни Петерсону менее полусекунды!
Депайе одержит свою первую победу уже через месяц — на Гран При Монако, а вот Патрезе придётся ждать четыре года. Причём его первая победа тоже произойдёт на улицах Монте-Карло.
Непроизводственная травма, или Товарищи Фернандо Алонсо по несчастью
Гран При Аргентины-1975 — Джеймс Хант
Хант смог блеснуть ещё до перехода в McLaren и в 1975-м едва не выиграл гонку в составе Hesketh. Хант трижды финишировал на подиуме в сезоне-1974, но каждый раз это были третьи места. И вот наконец в Буэнос-Айресе Джеймс, стартовав шестым, к 26-му кругу прорвался вперёд и лидировал в гонке.
Увы, под прессингом двукратного чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди Хант не устоял — гонщик ошибся, вылетел с трассы и уступил позицию бразильцу. Впрочем, первой победы Джеймсу ждать недолго — с Hesketh он через полгода выиграет Гран При Нидерландов.
Good times. Chris Amon (Matra-Simca MS120B) & Howden Ganley (Yardley BRM P160) Italian GP - Monza 1971 pic.twitter.com/mUomCn4lgC
— Luis Ferrera (@lcbernalo) August 11, 2016
Гран При Италии-1971 — Крис Эймон
Финиш той гонки в Монце вот уже полвека остаётся самым плотным в истории, однако ещё за десять кругов до финиша ничто не предвещало такой развязки: Крис Эймон на Matra стартовал с поул-позиции и уверенно лидировал. Увы, за десять кругов до финиша от его шлема оторвался визор — лицо и глаза фактически остались без защиты...
Тем не менее Эймон продолжил заезд и добрался до финиша шестым — в 32 секундах позади ультраплотной лидирующей группы: в 0,6 секунды от выигравшего гонку Питера Гетина уместились Ронни Петерсон, Франсуа Север, Майк Хейвуд и Хоуден Генли. Крис Эймон так никогда и не победит в Гран При Формулы 1.