Гран При Бельгии: обзор гонки от Марка Хьюза

Марк Хьюз
3 сентября 2013 в 0:31

Себастьян Феттель и Red Bull Racing провели на Гран При Бельгии настоящий мастер-класс для всех соперников. Марк Хьюз рассказывает, каким образом им удалось сработать настолько эффективнее остальных

Главный вопрос гонки был снят с повестки уже через несколько поворотов после старта гонки – Себастьян Феттель промчался мимо Льюиса Хэмилтона и мгновенно начал создавать отрыв от соперников, который по ходу гонки становился все более и более убедительным.

Первые четырнадцать пилотов во главе со Льюисом, рванувшие со старта к "шпильке" La Source, избрали для первого отрезка шины Medium. Феттель было оказался зажат между лидировавшим Хэмилтоном, занявшим внутренний радиус, и сместившимся левее Дженсоном Баттоном – Нико Росберг расположился сразу следом, но в первом повороте смог протиснуться мимо пилота McLaren, при этом оба они обошли Red Bull медленно стартовавшего из-за очередных проблем со сцеплением Марка Уэббера.

Фернандо Алонсо смог сразу объехать Пола ди Ресту на Force India, которому старт также не удался, после чего испанец тотчас нырнул на внутреннюю траекторию и довольно легко обошел обе машины Lotus, прорвавшись уже на шестое место, однако затем не смог преодолеть препятствие в лице Марка Уэббера на разгоне к Eau Rouge.

Повторялась их знаменитая дуэль в бельгийской гонке 2011-ого года, но в этот раз верх остался за Алонсо. Расположенный на руле его машины дисплей отобразил скорость 300 км/ч – на седьмой передаче он смог спрямить траекторию и лучше выйти на апекс. Всего за несколько сотен метров испанец переместился с девятой позиции на пятую, но останавливаться на достигнутом был явно не намерен.

Феттель быстро отобрал у Хэмилтона первую позицию © LAT
Феттель быстро отобрал у Хэмилтона первую позициюФото: LAT

В это время Хэмилтон, которого немного снесло в La Source, попробовал в довольно сдержанной и консервативной манере пройти Eau Rouge, но несмотря на это его Mercedes повело вновь.

Феттель подобрался к нему вплотную и оказался в аэродинамическом мешке позади лидера.

«В этот момент я почувствовал, насколько быстра стала машина в слип-стриме, – позже вспоминал немец, – на подъеме к вершине холма и последующей прямой я получил огромное преимущество над Льюисом».

Пилоты Mercedes по ходу всего уик-энда испытывали сложности в Eau Rouge – по скорости в квалификации они были там лишь 10-м и 14-м, в то время как их соперники из Red Bull Racing оказались первым и третьим, почти на 10 км/ч быстрее. Понятно, что с полностью заправленными баками разница стала еще более внушительной. К тому же, Себ сберег заряд KERS и теперь мог дополнительно использовать и его, чтобы обогнать Хэмилтона.

«У меня осталась еще одна возможность использовать KERS, – пояснял потом Льюис, – но я решил сберечь её и использовать позже по ходу круга». У лидера просто не было шансов отстоять свою позицию, пилот Red Bull Racing вышел в лидеры и сразу же начал отрываться.

Позади них также кипела борьба – Баттон повис на хвосте у Росберга и одновременно отчаянно пытался отбиваться от Алонсо, намеренно чуть шире пуская машину в поворотах.

В Les Combes, где начинаются крутые спуски и повороты, Феттель продолжил наращивать преимущество. Когда пилоты, закончив первый круг, вновь спустились в долину, небо было по большей части голубым, температура полотна держалась в районе 27°С, а шансы на дождь практически сошли к нулю.

Хэмилтон и остальные сразу же отстали от лидера © LAT
Хэмилтон и остальные сразу же отстали от лидераФото: LAT

На отсечке в конце первого круга Себ опережал Хэмилтона на 1,4 секунды, затем по стартовой прямой промчались Росберг, Баттон, Алонсо, Уэббер, ди Реста, Хюлькенберг и Грожан, которого вскоре обошел партнер по команде Lotus Райкконен – ревущий пелетон вновь устремился к Eau Rouge и прочим не менее захватывающим далям.

В то время как к концу второго круга отрыв лидера от Льюиса Хэмилтона составлял уже 2,8 секунды, преследовавший британца Росберг по-прежнему имел право на использование DRS – как и еще 11 машин пилотов позади него, пролетавших на скорости за 300 км/ч по прямой Kemmel.

На четвертом круге, когда преимущество Феттеля достигло 3,5 сек, в конце того самого скоростного участка, где расположена первая зона DRS, Алонсо смог обойти Баттона и вышел на четвертое место. На пятом круге Дженсона прошел также Марк Уэббер. Еще кругом позже Алонсо оставил позади Робсерга.

Испанец был уже третьим, отставая от Хэмилтона на 3,1 сек, но постепенно нагонял соперника из Mercedes. Феттель же был настолько неудержим, что вскоре команде пришлось связаться с ним по радио и напомнить, что нужно беречь шины. «У нас сегодня была просто невероятная скорость», – признался после гонки трехкратный чемпион.

У Райкконена же дела шли не столь гладко. Пленка от стекла шлема каким-то образом попала в воздуховод охлаждения тормозов, из-за чего диск начал нагреваться, и в итоге его температура перевалила за 1000°С.

Райкконену пришлось сойти из-за отказа тормозов © LAT
Райкконену пришлось сойти из-за отказа тормозовФото: LAT

В такой ситуации углеродистое волокно начинает окисляться, слой за слоем превращаясь в ту самую черную пыль, которая летела из под колес Кими, когда он тормозил. Какое-то время механизм еще работал, а финн даже смог отыграть несколько позиций по мере того, как началась первая волна пит-стопов.

До гонки предполагалось, что команды уже по ходу дистанции смогут сделать окончательный выбор между тактическими схемами с одним или двумя заездами в боксы, но так как температура трассы оказалась выше, чем по прогнозу, и износ задних шин стал более интенсивным, большинство команд начали склоняться к двум остановкам.

По окончании 11-го круга, отставая от лидера на 4,3 с, в боксы поехал Хэмилтон. Вернулся в бой он на еще одном комплекте шин средней жесткости. Росберг остановился кругом позже, следом пит-стопы провели Алонсо и Уэббер – и лишь затем, наконец, за свежей резиной поехал Феттель.

Из всех лидеров только на машину Уэббера поставили Hard. «Так как он застрял позади Росберга, мы решили отправить его на короткий средний отрезок на жесткой резине, чтобы затем дать возможность проехать как можно дольше на более мягком составе, обеспечив преимущество в скорости над соперниками», – пояснил Кристиан Хорнер.

После пит-стопа Хэмилтону пришлось опережать еще не останавливавшегося Грожана, из-за чего британец потерял время относительно Алонсо. Пилот Ferrari настиг соперника и смог протиснуться мимо Mercedes на входе в Автобусную остановку на 14-ом круге.

«Я не хотел [в начале следующего круга] давать ему возможность использовать против меня DRS в пятом повороте [Les Combes], - пояснял Льюис, - поэтому решил пропустить его, чтобы потом самому контратаковать с открытым крылом. Но он смог удержаться впереди меня. У Ferrari в эти выходные была потрясающая скорость на прямых».

Именно в этом и заключался секрет успеха красной машины в Спа. "Заточенная" под Спа и Монцу конфигурация переднего антикрыла явно добавляла ей скорости.

Ferrari вернулась в игру © LAT
Ferrari вернулась в игруФото: LAT

Произошло ли это из-за того, что более компактное переднее крыло способствовало лучшему поступлению воздушных потоков к задней части машины? И изменится ли ситуация вновь в худшую сторону, когда команда вернется к традиционному переднему антикрылу? Была ли показанная командой из Маранелло скорость иллюстрацией реального технического прогресса? Или мы стали свидетелями лишь временного явления, связанное с настройкой машины под меньшую прижимную силу? Ответ мы узнаем никак не раньше Сингапура.

В McLaren тем временем надеялись, что Баттон сможет преодолеть всю дистанцию лишь с одним заездом в боксы. После того, как остальные лидеры провели первый пит-стоп из двух, Дженсон даже временно вышел в лидеры, однако Себастьян Феттель смог обойти его в Автобусной остановке уже на круге выезда из боксов.

Преследователи Феттеля потеряли за теми из соперников, кто также решил останавливаться один раз, гораздо больше времени. Баттон в итоге остановился на 17-ом круге, Алонсо лишь несколькими мгновениями ранее удалось опередить его в последней шикане. Себастьян к этому моменту опережал лидера Ferrari уже на 7 секунд. Хэмилтон плотно преследовал Фернандо, но, тем не менее, никак не мог подготовить решающую атаку, чтобы обогнать испанца.

Росберг на несколько секунд подотстал от напарника, его уже вовсю преследовал Марк Уэббер. За австралийцем по трассе шел Ромен Грожан, который еще не останавливался в боксах для смены шин. Однако Lotus в этот раз не удалось продемонстрировать убедительной скорости, и француза вскоре обогнал Дженсон Баттон, который лишь начинал второй отрезок на свежей резине.

Райкконен был нацелен дважды заезжать в боксы по ходу дистанции, однако на 25 круге все же сошел, так как тормозной диск целиком окислился и прекратил свое существование. Чуть ранее во время запланированного пит-стопа механикам удалось достать злополучную пленку из воздуховода, но на тот момент из-за перегрева процесс разрушения уже был необратим.

На коротком отрезке между визитом в боксы и сходом финн был чертовски хорош, когда обгонял соперников на более медленных машинах. Его атака на Эстебана Гутьерреса по внешней стороне поворота Liege была особенно хороша.

Отрыв Феттеля от Алонсо с течением времени продолжал расти, Хэмилтон же перестал беспокоить Фернандо, в то время как самого британца уже подпирал его напарник Нико Росберг. В лидирующей группе ничего захватывающего не происходило, однако конфигурация трассы способствовала возникновению нескольких острых моментов в середине пелетона.

Судьи сочли, что Перес выдавливал Грожана © LAT
Судьи сочли, что Перес выдавливал ГрожанаФото: LAT

В начальной фазе гонки Серхио Перес успешно атаковал при помощи DRS Ромена Грожана на подходе к Les Combes, однако судьи решили, что он не оставил пилоту Lotus места и вынудил его выехать за пределы гоночного полотна. Мексиканец был наказан проездом по пит-лейну.

Была еще красивая тройная борьба Переса с пилотами Force India Полом ди Рестой и Адрианом Сутилем: пилоты параллельными курсами мчались вниз к Eau Rouge. Позже Сутилю удалось по внешней объехать Гутьерреса все там же, в Красной воде.

На 27-м круге сразу пять машин решили одновременно проехать Автобусную остановку. Мальдонадо на Williams опережал Гутьерреса, Сутиля, ди Ресту и Хюлькенберга. Эстебану удалось нырнуть внутрь перед автомобилем венесуэльца, Пастор оказался на внешней стороне, попробовал вернуться обратно но там уже был Адриан Сутиль, произошел относительно легкий контакт, и переднее крыло на машине Мальдонадо получило небольшое повреждение.

Разгоряченный борьбой, пилот Williams решил сразу же свернуть на пит-лейн, для чего нужно было по диагонали пересечь трассу – но в итоге Пастор столкнулся вновь, на этот раз с Полом ди Рестой. Машина шотландца взмыла в воздух и получила куда более серьезные повреждения, вследствие которых гонщик вынужден был сойти. Судьи сочли, что за содеянное Пастор заслуживает штрафной остановки в боксах.

Начиналась вторая волна пит-стопов. Росберг поехал в боксы на 25-м круге, вскоре туда же проследовали Хэмилтон, Уэббер и Алонсо. Феттель не останавливался до 30-го круга, причем накопленное к тому моменту преимущество позволило немцу не потерять лидерства во время визита в боксы. Получив новый комплект жестких шин, Себ продолжал возглавлять пелетон. Алосно отставал от него на 7 секунд.

Баттон шел третьим, всеми силами пытаясь реализовать свою рисковую тактику с одной остановкой. Он проехал на одном комплекте шин уже 13 кругов, нужно было выстоять еще 14. Вскоре Дженсона нагнали пилоты Mercedes и Марк Уэббер. Команда поинтересовалась, сможет ли он держаться дальше на той же резине. «Не было никаких шансов преодолеть оставшуюся дистанцию, не заезжая в боксы, - объяснял после финиша Дженсон, - передняя левая шина была совсем изношена».

Баттону не удалось показать результата, на который он рассчитывал, однако прогресс McLaren был очевиден © LAT
Баттону не удалось показать результата, на который он рассчитывал, однако прогресс McLaren был очевиденФото: LAT

Так что на 34-м круге, пока не стало совсем поздно, он поехал-таки на второй пит-стоп. Вернулся Баттон прилично позади Уэббера, который и так, и сяк пытался обойти более медленного Нико Росберга. Немец прекрасно понимал, что ему жизненно важно отбить несколько атак, а затем у австралйца просто начнет изнашиваться более мягкий состав шин, тогда как сам пилот Mercedes мог поддерживать стабильный темп на жестком.

В итоге все так и произошло, и Марк остался весьма расстроен очередным плохим стартом – если бы не это, он вполне мог бы финишировать поблизости от Феттеля. После завершения Гран При Бельгии в Red Bull Racing клятвенно пообещали избавить машину Уэббера от хронических проблем со сцеплением на первых метрах.

За Баттоном, замыкавшим шестёрку сильнейших, по трассе шел Грожан, сохранивший верность тактике с одним пит-стопом – но его вовсю атаковал Фелипе Масса. В начале гонки у бразильца возникли проблемы – он потерял возможность управления различными функциями, включая KERS, посредством кнопок на руле, но проблему удалось решить через несколько кругов, перезапустив систему. Скорость у Ferrari в этот раз была гораздо лучше, чем у Lotus, так что за четыре круга до финиша Масса обогнал Грожана в зоне DRS и вышел на седьмую позицию.

Сутиль без проблем финишировал девятым. Перес заканчивал гонку на сильно изношенной резине (у него был только один пит-стоп, второй раз он заезжал на пит-лейн, чтобы отбыть наказание), так что на последнем круге в Les Combes его обогнал Даниэль Риккардо, отобрав десятое место. Незадолго до этого, благодаря свежей резине и DRS австралиец прошел и своего напарника по Toro Rosso Жана-Эрика Верня.

Следуя традиции, Феттель показал быстрейший круг в гонке, команда в ответ на это посоветовала ему держаться подальше от бордюров. Себастьян был на удивление послушен, но, тем не менее, пересек финишную черту на 17 секунд раньше ближайшего соперника. Ему вовсе не хотелось, чтобы эта гонка заканчивалась: машина становилась все легче, ехала все лучше, и пилот чувствовал себя просто прекрасно.

Алонсо финишировал вторым, опередив пару Хэмилтон–Росберг. «В этот раз мы не могли побороться с соперниками, - признал Росс Браун, - машина плохо вела себя в Eau Rouge, она не была столь же эффективна как Red Bull, или даже Ferrari».

Да и вообще, по эффекту от выступления в Спа с Red Bull Racing в этот день смогли поспорить разве что деятели из Greenpeace.

ГП Бельгии: обзор гонки от Марка Хьюза
ГП Бельгии: обзор гонки от Марка Хьюза

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle