Риккардо: Одного таланта недостаточно

Эд Стро
17 сентября 2013 в 0:33

После перехода в Red Bull Racing Формула 1 изменится для Даниэля Риккардо до неузнаваемости. Эд Стро размышляет, справится ли австралиец с возросшим давлением в новых для себя условиях – или сломается под натиском ожиданий

Девяносто шесть метров. Не так и много, правда? Тем не менее, в следующем сезоне именно это расстояние во многом будет определять успехи Риккардо.

Дело в том, что именно такая дистанция отделяет стартовую позицию австралийца в первой гонке нынешнего года от первого ряда решетки – куда, можете не сомневаться, он будет стремиться в марте во время первого Гран При сезона-2014. Однако эти метры полностью изменят сложность и уровень задач, с которыми столкнётся пилот.

Почему? Все дело в прессинге.

Если смотреть на вещи прозаически, Даниэль будет заниматься тем же, чем и прежде. Ему предстоит сидеть за рулем машины Формулы 1 с той же резиной, с двигателем и коробкой передач за спиной, с рулевым колесом в руках. Даже скорость не будет отличаться кардинальным образом, лишь подход к некоторым процедурам окажется иным, но не настолько разительным на фоне общей картины.

Тем не менее, если автомобиль Red Bull Racing в следующем сезоне окажется столь же конкурентоспособным, как в предыдущие четыре года, правила игры для Риккардо изменятся до неузнаваемости.

Давление – термин, широко используемый в спорте, но едва ли полностью осознанный теми, кто его употребляет. Однако то, как вы справляетесь с этим самым давлением, и является, пожалуй, главным различием между успехом и провалом, когда вы попадаете в высшие эшелоны спорта. В конце концов, в Формуле 1 несколько десятых долей секунды обычно отделяют гения руля от просто неплохого пилота.

Когда гонщик переходит в топ-команду из коллектива средней руки, он, определённо, уже доказал, что в состоянии бороться за высокие результаты. Однако никто не может с уверенностью сказать, как покажет себя этот пилот, пока он не очутится в новых для себя условиях – где ему предстоит продемонстрировать умение справляться с возросшим давлением.

Справится ли Риккардо с давлением, когда будет выступать в составе RBR? © LAT
Справится ли Риккардо с давлением, когда будет выступать в составе RBR?Фото: LAT

Давление напрямую связано с ожиданиями. Чего ждал от себя Риккардо в этом году? В квалификациях его целью было оказаться как можно выше, а самое главное – опередить партнёра.

Австралиец до этого много раз побеждал Верня по субботам, так что теперь, возможно, ему не раз приходила в голову мысль: “если я ничего не испорчу, то должен быть впереди». Но даже когда на кону вакантное место в кокпите Red Bull, уровень прессинга все равно много ниже того, что ждет Риккардо в будущем сезоне.

Будучи напарником Феттеля в составе команды-чемпиона, Даниэль столкнётся с совершенно иной ситуацией. Пилоты, даже самые посредственные, в высшей степени уверены в себе. Но давление является одним из факторов, которые могут разрушить всё – даже для гонщиков, по умолчанию обладающих хорошей скоростью.

Риккардо начнёт первую квалификационную сессию следующего сезона, осознавая, что даже если он хорошо выполнит свою работу, этого едва ли будет достаточно, чтобы что-либо противопоставить Феттелю – ведь на счету немца 39 поул-позиций. Даниэль должен будет выкладываться на 100% в каждом повороте.

Он уже доказывал, что способен на это. Однако тот факт, что Риккардо придется пойти ва-банк ради хорошего результата на круге, возымеет свой эффект. Последние доли процента у границы его возможностей будут сопряжены с большим риском – и давлением.

Справляться с прессингом - означает полностью концентрироваться на процессе, а не на результате. Вот почему в Формуле 1 существует множество клише о движении вперед шаг за шагом (этот термин особенно по душе Феттелю), переходу к следующей задаче только при полном выполнении предыдущей и особом внимании первостепенным целям. К слову, именно поэтому пилоты не очень любят, когда перед ними ставят какие-то задания.

Если кто-то справился с давлением лучше всех, это означает, что ему удалось оставить мысли о победе над кем-то или достижении определённых целей. Если вы сосредоточены на текущей задаче, а не картине в целом, то способны действовать на максимуме.

Истинно великие редко допускают посторонние мысли, хотя для достижения таких навыков необходимо получить опыт на самом высоком уровне.

Непоколебимый ныне Баттон в разгар чемпионской кампании-2009 порой не мог заснуть © LAT
Непоколебимый ныне Баттон в разгар чемпионской кампании-2009 порой не мог заснутьФото: LAT

Дженсон Баттон является тому замечательным примером. Сегодня он невозмутим, но ситуация второй половины 2009 года, когда пилот лидировал в чемпионате, но на протяжении нескольких гонок кряду не мог покорить подиум, вызывала у него немалое психологическое напряжение.

В то время он категорически отрицал, что излишнее давление мешает ему выполнять свою работу. Но впоследствии признался, что порой не мог нормально спать из страха упустить лидерство, а с ним и титул чемпиона.

Уровень его выступлений резко упал по ряду факторов: безусловно, во второй половине сезона машина команды Brawn – не имеющей необходимых средств на доработку – была уже не столь конкурентоспособна, однако и в сердце пилота царило отчаяние, вызванное неспособностью добиться столь необходимого результата. Британцу приходилось одновременно решать множество задач, и в такой ситуации от пошагового подхода он был вынужден отказаться.

В повседневной жизни эти проблемы можно сравнить с тратой долгого времени на подготовку к чему-то очень важному, вместо того, чтобы решительно действовать для осуществления поставленной цели. Великие супер-спортсмены не являются супер-людьми. У них точно такая же нервная система, как у нас, со всеми вытекающими из этого слабостями.

Талант – бесполезное слово. Кое-кто сопоставляет это понятие с некими врождёнными качествами, другие – более религиозные – называют талант даром небес. На самом же деле этот термин является сокращённым обозначением большого диапазона навыков и умений, физических способностей, генетических характеристик, опыта, личностных черт и рабочей этики.

Несомненно, у Риккардо есть всё необходимое, чтобы оказаться вровень с Феттелем, но решающим фактором станет именно его умение справляться с давлением. Можно успешно справиться с множеством необходимых условий, но если вы позволите прессингу ожиданий победить вас, об успехе нечего и думать.

Если вы спросите, в достаточной ли мере Риккардо талантлив, чтобы стать лучшим, то на самом деле несознательно будете подразумевать наличие сложной системы взаимосвязанных качеств, объединённых между собой и подконтрольных умению сознания правильно распоряжаться своими ресурсами под грузом интенсивного внимания.

Алонсо, Феттель и Хэмилтон способны добиваться результатов даже в самых непростых условиях © LAT
Алонсо, Феттель и Хэмилтон способны добиваться результатов даже в самых непростых условияхФото: LAT

Спортивная история полна примерами, когда потенциальный талант, попав на самый верхний уровень своей дисциплины, ничего не мог противопоставить обрушившемуся ни его плечи давлению.

Разница в "начальных условиях" между 22 пилотами в паддоке Формулы 1 на самом деле очень незначительна. Разница между самыми слабыми гонщиками пелотона и лучшими из лучших совсем невелика.

На конкретном круге в конкретный день при прочих равных обстоятельствах почти все продемонстрировали бы очень близкие друг к другу результаты.

Значение имеет умение демонстрировать хорошие результаты из раза в раз, даже в самых непростых условиях.

Вот что выделяет действительно выдающихся пилотов. Фернандо Алонсо не является абсолютно быстрейшим гонщиком пелотона, но его неустанная натура говорит нам, что на него можно положиться, и он сделает свою работу на высшем уровне (если, конечно, не будет в этот момент слишком уж расстроен).

Себастьян Феттель не намного быстрее Марка Уэббера, но блестящие выступления в квалификациях и умение собраться на первых кругах гонки позволяет немцу зарабатывать значительно больше очков. Льюис Хэмилтон способен вести себя в столь властной манере, что никто в пелотоне не в состоянии сравниться с ним в этом. А Кими Райкконен является наилучшей иллюстрацией термину 'невозмутимый'.

Именно наличие душевных сил позволяет им быть лучше остальных. Вот почему нельзя дать никакой гарантии, что какой-то пилот – неважно, насколько он хорош сам по себе – сможет достичь успеха за рулём машины топ-команды.

Конечно, есть ряд индикаторов: действия в стрессовых ситуациях, прогресс в младших сериях, но когда вы находитесь на вершине, давление приобретает совершенно иной характер.

Именно это делает спорт высших достижений настолько увлекательным и непредсказуемым. Ведь мы можем не сомневаться: даже после того, как пилот Риккардо посвятил всю свою жизнь, чтобы добраться до вершины, настоящее испытание для него начинается только сейчас.

Риккардо: Одного таланта недостаточно
Риккардо: Одного таланта недостаточно

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle