В финале все равны: история сезона-1974 и борьбы McLaren и Ferrari за чемпионство

Дмитрий Захарченко
11 декабря 2021 в 12:54
Фото: McLaren

Первый случай в Формуле 1, когда претенденты на титул набрали перед последней гонкой равное количество очков...

Сезон-2021 — второй в истории Формулы 1, когда претенденты на титул приехали на финальную гонку с равным количеством очков. Впервые такое произошло в 1974-м — накануне грандиозного финала в Абу-Даби предлагаем вспомнить перипетии 47-летней давности...

Аргентина: драматичная победа Халма

Сезон начался рано — в начале января, но весьма бурно. Ронни Петерсон выиграл квалификацию Гран При Аргентины в Буэнос-Айресе и уехал вперёд на старте, в то время как Клей Регаццони не удержал Ferrari, а позади него Майк Хейвуд врезался в партнёра по McLaren Эмерсона Фиттипальди. Правда, у Петерсона почти сразу начались проблемы с тормозами, и уже на третьем круге он пропустил в лидеры Карлоса Ройтемана, а сам постепенно откатился назад и с трудом получил классификацию.

Ройтеман лидировал в гонке вплоть до 51-го круга из 53, но сначала потерял темп из-за проблем с зажиганием, а на предпоследнем круге остановился с пустыми баками. Ну а выиграл гонку Денни Халм — для чемпиона 1967 года это была восьмая и последняя в карьере победа в Формуле 1.

Общий зачёт: Халм — 9 очков, Лауда — 6, Регаццони — 4, Хейвуд — 3, Бельтуаз — 2.

Новая Зеландия в Ф1 – не Брендоном Хартли единым...

Бразилия: первый триумф Эмо с McLaren

На домашней трассе в Бразилии уверенную победу одержал местный герой Эмерсон Фиттипальди. Эмо стартовал с поула, и пусть пропустил на старте Ройтемана и Петерсона, сумел отыграться и финишировать с комфортным преимуществом в 13 секунд — Гран При Бразилии лишь во второй раз проходил в качестве этапа чемпионата мира, и во второй раз победу в нём одержал Фиттипальди.

К слову, ни Ройтеман, ни Петерсон так и не смогли навязать бразильцу — первый слишком рано израсходовал шины, а у второго случился прокол. В итоге второе место на Интерлагосе занял Клей Регаццони — гонщик Ferrari за счёт двух подиумов на старте сезона захватил лидерство в чемпионате, а замкнул тройку призёров Жаки Икс — сменщик Фиттипальди в Lotus.

Общий зачёт: Регаццони — 10, Халм — 9, Фиттипальди — 9, Лауда — 6, Хейвуд — 5.

Старт Гран При Бразилии-1974 © McLaren
Старт Гран При Бразилии-1974Фото: McLaren

ЮАР: Brabham возвращается на вершину

Этап в Кьялами был омрачён гибелью Питера Ревсона, разбившегося о заграждение после поломки подвески. Победу — свою первую в Формуле 1 — должен был одержать Ники Лауда. Пришедший в Ferrari из BRM австриец взял свой первый поул и удержался впереди — благо рядом стартовали не слишком быстрые Surtees Хосе Карлоса Пасе и Iso-Marlboro Артуро Мерцарио. Однако Ройтеман они не продержали и круга, а на десятом аргентинец опередил Лауду.

Ники до финиша не добрался — за четыре круга до финиша у него взорвался двигатель, Мерцарио занял шестое место и набрал один балл, а Пасе финишировал в круге позади. Победу же завоевал Карлос Ройтеман — первый аргентинец на вершине подиума этапа чемпионата мира со времён Фанхио. Тем временем ситуация в чемпионате накалилась до предела: лишь два очка разделяли первую шестёрку турнирной таблицы.

Общий зачёт: Регаццони — 10, Халм — 9, Фиттипальди — 9, Ройтеман — 9, Хейвуд — 9.

Назад в прошлое: 53 года с дебютной победы Brabham в Ф1

Испания: долгожданный успех Лауды

Победу Лауда всё же одержал — но месяцем позже, и не по чистой скорости, а после технических проблем у соперника. На старте на ещё влажной от дождя трассе австрийца опередил Петерсон, и именно швед возглавлял гонку вплоть до 20-го круга, пока на его Lotus не отказал двигатель. Инициативу перехватил напарник Ронни Жаки Икс, но и его подвели механики: отлетело плохо закреплённое колесо.

Вторым, позади Лауды, в итоге финишировал Клей Регаццони — Ferrari завоевала первый почти за два года дубль. Кроме того, Регаццони, трижды финишировавший на подиуме в четырёх гонках сезона, захватил лидерство в чемпионате. Лауда вышел на вторую строчку, а третьим, как и в гонке в Хараме, стал Фиттипальди.

Общий зачёт: Регаццони — 16, Лауда — 15, Фиттипальди — 13, Халм — 10, Ройтеман — 9.

Эмерсон Фиттипальди и Ники Лауда на Гран При Бельгии-1974 © McLaren
Эмерсон Фиттипальди и Ники Лауда на Гран При Бельгии-1974Фото: McLaren

Бельгия: Фиттипальди перехватывает инициативу

В Нивеле вплоть до середины дистанции гонку возглавлял Клей Регаццони, который мог упрочить лидерство в чемпионате, но из-за проблем с топливной системой швейцарец стал терять темп и к финишу откатился на четвёртое место. Победу — вторую в сезоне — завоевал Эмерсон Фиттипальди, второе место у Ники Лауды, на третьем — Джоди Шектер, который впервые в карьере поднялся на подиум.

Гран При Бельгии дважды проходил в Нивеле — и в обоих случаях победу одержал Фиттипальди, причём в первый раз — в 1972-м — бразилец первенствовал на Lotus. Теперь же Эмерсон, несмотря на неудачи в Аргентине и ЮАР, вырвался в лидеры чемпионата. На вторую позицию теперь поднялся Ники Лауда, который уступал лидеру McLaren один балл, Регаццони откатился на третью строчку и отстал на три очка.

Общий зачёт: Фиттипальди — 22, Лауда — 21, Регаццони — 19, Халм — 11, Бельтуаз — 10.

Против Эмерсона Фиттипальди подано 145 судебных исков

Монако: Ferrari рассыпается до финиша

В Монте-Карло Лауда и Регаццони стартовали с первого ряда, и в лидеры вырвался Клей — но лишь до вылета на 21-м круге, после которого швейцарец вернулся в гонку лишь в конце топ-5. Лауда, унаследовав лидерство после аварии напарника, пилотировал аккуратно и безошибочно, но отказал двигатель: уже в третий раз в пяти последних гонках! Победу же — первую и единственную в Монако — оформил Ронни Петерсон.

С уходом Фиттипальди в McLaren Петерсон стал в Lotus лидером, однако новое шасси — 76-я модель — несмотря на все свои инновации оказалась неудобной и капризной. Но стоило команде вернуться к предыдущему автомобилю 72Е — и швед выдал отличную гонку: прежде чем выйти на второе место он прошёл Хейвуда, Шектера и Жарье. Ну и не его вина, что лидировавшая Ferrari развалилась...

Общий зачёт: Фиттипальди — 24, Регаццони — 22, Лауда — 21, Шектер — 12, Халм — 11.

Ронни Петерсон и Эмерсон Фиттипальди на Гран При Монако-1974 © McLaren
Ронни Петерсон и Эмерсон Фиттипальди на Гран При Монако-1974Фото: McLaren

Швеция: Шектер врывается в борьбу

На следующем этапе в Андерсторпе доминировали машины Tyrrell, оккупировавшие первый ряд стартовой решётки, и даже прорвавшийся было на второе место Петерсон не помешал их дублю: отказала трансмиссии. Для Джоди Шектера эта победа стала первой в карьере, а вот Патрику Депайе, который проиграл напарнику на старте, первого успеха пришлось ждать ещё пять лет. Третье место долгое время занимал Ники Лауда, но и его подвела техника, а на подиум в итоге поднялся многообещающий английский гонщик Джеймс Хант.

Победа в Андерсторпе позволила Шектеру вмешаться в борьбу за титул и догнать в общем зачёте Лауду и Регаццони — швейцарца в этот раз подвела трансмиссия. Однако Эмерсон Фиттипальди, в отличие от соперников, стабильно набирает очки и теперь опережает соперников на пять очков и более.

Общий зачёт: Фиттипальди — 27, Регаццони — 22, Лауда — 21, Шектер — 21, Халм — 11.

Не в этот раз: ещё 14 случаев, когда пилоты теряли дебютную победу в Формуле 1

Нидерланды: Ferrari наносит ответный удар

В Зандворте уже быстрее всех смотрелась Ferrari: Лауда и Регаццони квалифицируются на первом и втором местах, а ближайший из соперников — Фиттипальди — уступил времени поула 1,2 секунды. Каким-то удивительным образом обе машины в целости добрались до финиша, а Ferrari отпраздновала второй дубль в сезоне.

Фиттипальди финишировал третьим и сохранил за собой лидерство в турнирной таблице, но его преимущество сократилось до минимума: Лауда проигрывает лишь одно очко, Регаццони — всего три. В то же время Джоди Шектер финишировал лишь пятым и немного отстал от первой тройки.

Общий зачёт: Фиттипальди — 31, Лауда — 30, Регаццони — 28, Шектер — 23, Хейвуд — 12.

https://media-cdn.mclaren.com/media/images/galleries/emmo_lauda_clay_1974_down_to_the_wire.jpg © McLaren
https://media-cdn.mclaren.com/media/images/galleries/emmo_lauda_clay_1974_down_to_the_wire.jpgФото: McLaren

Франция: новый лидер чемпионата

Гонка в Дижоне на единственной до недавнего времени трассе Формулы 1, круг на которой быстрее минуты, началась с аварии с участием Ройтемана, Ханта и Анри Пескароло. Завал произошёл из-за того что блеснувший в квалификации Том Прайс не смог как следует разогнаться со своей третьей позиции и в итоге спровоцировал крупную аварию.

Вперёд же со старта уехали Лауда и Петерсон, и австриец сдержал бы гонщика Lotus, если бы не проблемы с машиной. Тем не менее вторую позицию он удержал и вырвался в лидеры чемпионата: теперь Ники на четыре очка опережал Регаццони, а недавнего лидера Фиттипальди — на пять. Сам Эмо во Франции сошёл из-за отказа двигателя.

Общий зачёт: Лауда — 36, Регаццони — 32, Фиттипальди — 31, Шектер — 26, Петерсон — 19.

Смена поколений: 9 случаев, когда молодые пилоты бросали вызов чемпионам Формулы 1

Великобритания: за титул сражаются четверо

Брэндс-Хэтч — ещё одна упущенная возможность для Лауды. Австриец выиграл квалификацию, лидировал всю гонку, но из-за прокола за шесть кругов до финиша был классифицирован только четвёртым — в круге позади от победившего Джоди Шектера, который принёс Tyrrell уже вторую победу в четырёх последних гонках.

Лауда сохранил лидерство в чемпионате, но Фиттипальди, финишировавший вторым, сократил отставание до одного очка, а Шектер и Регаццони уступали лишь по три. В Кубке конструкторов борьба тоже оставалась предельно плотной: если Tyrrell немного отставала, то McLaren опережала Ferrari на один балл.

Общий зачёт: Лауда — 38, Фиттипальди — 37, Шектер — 35, Регаццони — 35, Петерсон — 19.

На Нордшляйфе Регаццони вернулся в лидеры чемпионата © Ferrari
На Нордшляйфе Регаццони вернулся в лидеры чемпионатаФото: Ferrari

Германия: в лидеры возвращается Регаццони

На Нордшляйфе Лауда уже на старте пропустил Регаццони и Шектера, и когда контратаковал последнего, слишком рано начал смещаться на гоночную траекторию и на огромной скорости убрался в отбойник. Шектер продолжил гонку и занял второе место, а Ferrari его соперника оказалась разбита вдребезги.

Победил — впервые в сезоне — Клей Регаццони, который за счёт этого вернул себе первую позицию в чемпионате. На вторую строчку поднялся Шектер, не опускавшийся в последних пяти гонках ниже пятого места, а прежние лидеры Лауда и Фиттипальди теперь уступали первой строчке шесть и семь баллов соответственно.

Общий зачёт: Регаццони — 44, Шектер — 41, Лауда — 38, Фиттипальди — 37, Петерсон — 22.

В «Зелёном аду» и не только: 12 самых крутых гонок на Нюрбургринге

Австрия: эпидемия поломок

Гонка на Остеррайхринге обернулась проблемами практически для всех претендентов на титул: у Шектера мотор сгорел на девятом круге, на 18-м отказала силовая установка у Лауды, а на 38-м — у Фиттипальди.

Лишь Регаццони смог добраться до финиша — но только пятым и в минуте с лишним от победителя, зато его отрыв в чемпионате вырос до пяти очков. Победу же одержал Карлос Ройтеман, второе место занял Денни Халм — это был его последний подиум в Формуле 1, а на третью ступень вновь поднялся Джеймс Хант.

Общий зачёт: Регаццони — 46, Шектер — 41, Лауда — 38, Фиттипальди — 37, Реутеманн — 23.

Во второй половине сезона-1974 Лауда был быстрее всех, но техника слишком часто ломалась © Nationaal Archief / CC-BY-SA-3.0-NL
Во второй половине сезона-1974 Лауда был быстрее всех, но техника слишком часто ломаласьФото: Nationaal Archief / CC-BY-SA-3.0-NL

Италия: провал Скудерии на глазах тифози

На глазах тифози Ники Лауда в шестой раз подряд выиграл квалификацию и тем самым побил поставленный ещё 14 лет назад рекорд Стирлинга Мосса (пять поулов подряд). Достижение Ники сможет повторить только Айртон Сенна — ещё через 14 лет, и только в 1989-м Волшебник выиграет восемь поулов подряд — этот рекорд не побит до сих пор.

Увы, Лауде в Монце в 1974-м это достижение не помогло: австриец лидировал вплоть до 30-го круга, но в итоге сошёл из-за утечки технических жидкостей. Первое место унаследовал Регаццони, однако восемью кругами позже технические неполадки настигли и вторую Ferrari. Выиграл в итоге Ронни Петерсон, который к тому моменту довольно далеко отстал в чемпионате, а вот финишировавшие вторым и третьим Фиттипальди с Шектером неплохо поправили своё турнирное положение за две гонки до конца сезона.

Общий зачёт: Регаццони — 46, Шектер — 45, Фиттипальди — 43, Лауда — 38, Петерсон — 31.

Не благодаря, а вопреки. Тяжелые будни Ники Лауды в Ferrari

Канада: Лауда не проходит в финал

В Моспорт-парке Фиттипальди прервал серию поулов Лауды, тем не менее австриец всё равно прорвался в лидеры на старте и благополучно вёл заезд три четверти дистанции. Однако ещё на 49-м круге из-за отказа тормозов разбил машину Джоди Шектер, и один из обломков его Tyrrell пробил шину лидеру! Ники сошёл с дистанции и перед финальной гонкой лишился даже малейших шансов на чемпионский титул.

После схода Лауды на первое место вышел Фиттипальди — он и одержал победу на Гран При Канады, сравнявшись по числу очков с Регаццони. При этом, в числе претендентов на чемпионство оставался Шектер — если он победит, а соперники не доберутся до топ-5, то станет чемпионом в первый сезон с командой Кена Тиррелла!

Общий зачёт: Фиттипальди — 52, Регаццони — 52, Шектер — 45, Лауда — 38, Петерсон — 35.

Клей Регаццони на Гран При США-1974 © Christian Sinclair / CC-BY-2.0
Клей Регаццони на Гран При США-1974Фото: Christian Sinclair / CC-BY-2.0

США: печальный финал в Уоткинс-Глене

Решающая гонка сезона-1974 проходила в Уоткинс-Глене. В лидеры после победы в квалификации вырвался Ройтеман, за ним расположились Хант и Пасе, а Лауда сдерживал Шектера и Фиттипальди, чтобы помочь Регаццони, но это не работало — Клей откатился на девятое место. А на десятом круге произошла трагедия: Хельмут Кёниг — протеже Хельмута Марко, который полтора года назад лишился глаза на Гран При Франции, — вылетел с трассы и разбился о заграждение.

Несмотря на трагедию, гонку не остановили. Клей Регаццони продолжил терять темп, смена резины ничего не дала, и в Ferrari сдались: Лауда получил команду атаковать, но на 38-м круге вынужден был свернуть в боксы с повреждённой подвеской. Узнав о смерти Кёнига, учитывая, что титул команда проиграла, Ники вовсе снялся с гонки.

Эмерсон Фиттипальди после технических проблем у Джоди Шектера финишировал четвёртым и во второй раз за три года стал чемпионом мира — ни один бразильский гонщик сравниться с ним не смог. Ну а Клей Регаццони в итоге занял второе место в чемпионате — он ещё два года будет выступать за Ferrari, выиграет три гонки, а в 1980-м покинет Формулу 1.

Общий зачёт: Фиттипальди — 55, Регаццони — 52, Шектер — 45, Лауда — 38, Петерсон — 35.

Шасси McLaren, принесшее команде два чемпионских титула

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle