В финале все равны: история сезона-1974 и борьбы McLaren и Ferrari за чемпионство
Первый случай в Формуле 1, когда претенденты на титул набрали перед последней гонкой равное количество очков...
Сезон-2021 — второй в истории Формулы 1, когда претенденты на титул приехали на финальную гонку с равным количеством очков. Впервые такое произошло в 1974-м — накануне грандиозного финала в Абу-Даби предлагаем вспомнить перипетии 47-летней давности...
Аргентина: драматичная победа Халма
Сезон начался рано — в начале января, но весьма бурно. Ронни Петерсон выиграл квалификацию Гран При Аргентины в Буэнос-Айресе и уехал вперёд на старте, в то время как Клей Регаццони не удержал Ferrari, а позади него Майк Хейвуд врезался в партнёра по McLaren Эмерсона Фиттипальди. Правда, у Петерсона почти сразу начались проблемы с тормозами, и уже на третьем круге он пропустил в лидеры Карлоса Ройтемана, а сам постепенно откатился назад и с трудом получил классификацию.
Ройтеман лидировал в гонке вплоть до 51-го круга из 53, но сначала потерял темп из-за проблем с зажиганием, а на предпоследнем круге остановился с пустыми баками. Ну а выиграл гонку Денни Халм — для чемпиона 1967 года это была восьмая и последняя в карьере победа в Формуле 1.
Общий зачёт: Халм — 9 очков, Лауда — 6, Регаццони — 4, Хейвуд — 3, Бельтуаз — 2.
Новая Зеландия в Ф1 – не Брендоном Хартли единым...
Бразилия: первый триумф Эмо с McLaren
На домашней трассе в Бразилии уверенную победу одержал местный герой Эмерсон Фиттипальди. Эмо стартовал с поула, и пусть пропустил на старте Ройтемана и Петерсона, сумел отыграться и финишировать с комфортным преимуществом в 13 секунд — Гран При Бразилии лишь во второй раз проходил в качестве этапа чемпионата мира, и во второй раз победу в нём одержал Фиттипальди.
К слову, ни Ройтеман, ни Петерсон так и не смогли навязать бразильцу — первый слишком рано израсходовал шины, а у второго случился прокол. В итоге второе место на Интерлагосе занял Клей Регаццони — гонщик Ferrari за счёт двух подиумов на старте сезона захватил лидерство в чемпионате, а замкнул тройку призёров Жаки Икс — сменщик Фиттипальди в Lotus.
Общий зачёт: Регаццони — 10, Халм — 9, Фиттипальди — 9, Лауда — 6, Хейвуд — 5.
ЮАР: Brabham возвращается на вершину
Этап в Кьялами был омрачён гибелью Питера Ревсона, разбившегося о заграждение после поломки подвески. Победу — свою первую в Формуле 1 — должен был одержать Ники Лауда. Пришедший в Ferrari из BRM австриец взял свой первый поул и удержался впереди — благо рядом стартовали не слишком быстрые Surtees Хосе Карлоса Пасе и Iso-Marlboro Артуро Мерцарио. Однако Ройтеман они не продержали и круга, а на десятом аргентинец опередил Лауду.
Ники до финиша не добрался — за четыре круга до финиша у него взорвался двигатель, Мерцарио занял шестое место и набрал один балл, а Пасе финишировал в круге позади. Победу же завоевал Карлос Ройтеман — первый аргентинец на вершине подиума этапа чемпионата мира со времён Фанхио. Тем временем ситуация в чемпионате накалилась до предела: лишь два очка разделяли первую шестёрку турнирной таблицы.
Общий зачёт: Регаццони — 10, Халм — 9, Фиттипальди — 9, Ройтеман — 9, Хейвуд — 9.
Назад в прошлое: 53 года с дебютной победы Brabham в Ф1
Испания: долгожданный успех Лауды
Победу Лауда всё же одержал — но месяцем позже, и не по чистой скорости, а после технических проблем у соперника. На старте на ещё влажной от дождя трассе австрийца опередил Петерсон, и именно швед возглавлял гонку вплоть до 20-го круга, пока на его Lotus не отказал двигатель. Инициативу перехватил напарник Ронни Жаки Икс, но и его подвели механики: отлетело плохо закреплённое колесо.
Вторым, позади Лауды, в итоге финишировал Клей Регаццони — Ferrari завоевала первый почти за два года дубль. Кроме того, Регаццони, трижды финишировавший на подиуме в четырёх гонках сезона, захватил лидерство в чемпионате. Лауда вышел на вторую строчку, а третьим, как и в гонке в Хараме, стал Фиттипальди.
Общий зачёт: Регаццони — 16, Лауда — 15, Фиттипальди — 13, Халм — 10, Ройтеман — 9.
Бельгия: Фиттипальди перехватывает инициативу
В Нивеле вплоть до середины дистанции гонку возглавлял Клей Регаццони, который мог упрочить лидерство в чемпионате, но из-за проблем с топливной системой швейцарец стал терять темп и к финишу откатился на четвёртое место. Победу — вторую в сезоне — завоевал Эмерсон Фиттипальди, второе место у Ники Лауды, на третьем — Джоди Шектер, который впервые в карьере поднялся на подиум.
Гран При Бельгии дважды проходил в Нивеле — и в обоих случаях победу одержал Фиттипальди, причём в первый раз — в 1972-м — бразилец первенствовал на Lotus. Теперь же Эмерсон, несмотря на неудачи в Аргентине и ЮАР, вырвался в лидеры чемпионата. На вторую позицию теперь поднялся Ники Лауда, который уступал лидеру McLaren один балл, Регаццони откатился на третью строчку и отстал на три очка.
Общий зачёт: Фиттипальди — 22, Лауда — 21, Регаццони — 19, Халм — 11, Бельтуаз — 10.
Против Эмерсона Фиттипальди подано 145 судебных исков
Монако: Ferrari рассыпается до финиша
В Монте-Карло Лауда и Регаццони стартовали с первого ряда, и в лидеры вырвался Клей — но лишь до вылета на 21-м круге, после которого швейцарец вернулся в гонку лишь в конце топ-5. Лауда, унаследовав лидерство после аварии напарника, пилотировал аккуратно и безошибочно, но отказал двигатель: уже в третий раз в пяти последних гонках! Победу же — первую и единственную в Монако — оформил Ронни Петерсон.
С уходом Фиттипальди в McLaren Петерсон стал в Lotus лидером, однако новое шасси — 76-я модель — несмотря на все свои инновации оказалась неудобной и капризной. Но стоило команде вернуться к предыдущему автомобилю 72Е — и швед выдал отличную гонку: прежде чем выйти на второе место он прошёл Хейвуда, Шектера и Жарье. Ну и не его вина, что лидировавшая Ferrari развалилась...
Общий зачёт: Фиттипальди — 24, Регаццони — 22, Лауда — 21, Шектер — 12, Халм — 11.
Швеция: Шектер врывается в борьбу
На следующем этапе в Андерсторпе доминировали машины Tyrrell, оккупировавшие первый ряд стартовой решётки, и даже прорвавшийся было на второе место Петерсон не помешал их дублю: отказала трансмиссии. Для Джоди Шектера эта победа стала первой в карьере, а вот Патрику Депайе, который проиграл напарнику на старте, первого успеха пришлось ждать ещё пять лет. Третье место долгое время занимал Ники Лауда, но и его подвела техника, а на подиум в итоге поднялся многообещающий английский гонщик Джеймс Хант.
Победа в Андерсторпе позволила Шектеру вмешаться в борьбу за титул и догнать в общем зачёте Лауду и Регаццони — швейцарца в этот раз подвела трансмиссия. Однако Эмерсон Фиттипальди, в отличие от соперников, стабильно набирает очки и теперь опережает соперников на пять очков и более.
Общий зачёт: Фиттипальди — 27, Регаццони — 22, Лауда — 21, Шектер — 21, Халм — 11.
Не в этот раз: ещё 14 случаев, когда пилоты теряли дебютную победу в Формуле 1
Нидерланды: Ferrari наносит ответный удар
В Зандворте уже быстрее всех смотрелась Ferrari: Лауда и Регаццони квалифицируются на первом и втором местах, а ближайший из соперников — Фиттипальди — уступил времени поула 1,2 секунды. Каким-то удивительным образом обе машины в целости добрались до финиша, а Ferrari отпраздновала второй дубль в сезоне.
Фиттипальди финишировал третьим и сохранил за собой лидерство в турнирной таблице, но его преимущество сократилось до минимума: Лауда проигрывает лишь одно очко, Регаццони — всего три. В то же время Джоди Шектер финишировал лишь пятым и немного отстал от первой тройки.
Общий зачёт: Фиттипальди — 31, Лауда — 30, Регаццони — 28, Шектер — 23, Хейвуд — 12.
Франция: новый лидер чемпионата
Гонка в Дижоне на единственной до недавнего времени трассе Формулы 1, круг на которой быстрее минуты, началась с аварии с участием Ройтемана, Ханта и Анри Пескароло. Завал произошёл из-за того что блеснувший в квалификации Том Прайс не смог как следует разогнаться со своей третьей позиции и в итоге спровоцировал крупную аварию.
Вперёд же со старта уехали Лауда и Петерсон, и австриец сдержал бы гонщика Lotus, если бы не проблемы с машиной. Тем не менее вторую позицию он удержал и вырвался в лидеры чемпионата: теперь Ники на четыре очка опережал Регаццони, а недавнего лидера Фиттипальди — на пять. Сам Эмо во Франции сошёл из-за отказа двигателя.
Общий зачёт: Лауда — 36, Регаццони — 32, Фиттипальди — 31, Шектер — 26, Петерсон — 19.
Смена поколений: 9 случаев, когда молодые пилоты бросали вызов чемпионам Формулы 1
Великобритания: за титул сражаются четверо
Брэндс-Хэтч — ещё одна упущенная возможность для Лауды. Австриец выиграл квалификацию, лидировал всю гонку, но из-за прокола за шесть кругов до финиша был классифицирован только четвёртым — в круге позади от победившего Джоди Шектера, который принёс Tyrrell уже вторую победу в четырёх последних гонках.
Лауда сохранил лидерство в чемпионате, но Фиттипальди, финишировавший вторым, сократил отставание до одного очка, а Шектер и Регаццони уступали лишь по три. В Кубке конструкторов борьба тоже оставалась предельно плотной: если Tyrrell немного отставала, то McLaren опережала Ferrari на один балл.
Общий зачёт: Лауда — 38, Фиттипальди — 37, Шектер — 35, Регаццони — 35, Петерсон — 19.
Германия: в лидеры возвращается Регаццони
На Нордшляйфе Лауда уже на старте пропустил Регаццони и Шектера, и когда контратаковал последнего, слишком рано начал смещаться на гоночную траекторию и на огромной скорости убрался в отбойник. Шектер продолжил гонку и занял второе место, а Ferrari его соперника оказалась разбита вдребезги.
Победил — впервые в сезоне — Клей Регаццони, который за счёт этого вернул себе первую позицию в чемпионате. На вторую строчку поднялся Шектер, не опускавшийся в последних пяти гонках ниже пятого места, а прежние лидеры Лауда и Фиттипальди теперь уступали первой строчке шесть и семь баллов соответственно.
Общий зачёт: Регаццони — 44, Шектер — 41, Лауда — 38, Фиттипальди — 37, Петерсон — 22.
В «Зелёном аду» и не только: 12 самых крутых гонок на Нюрбургринге
Австрия: эпидемия поломок
Гонка на Остеррайхринге обернулась проблемами практически для всех претендентов на титул: у Шектера мотор сгорел на девятом круге, на 18-м отказала силовая установка у Лауды, а на 38-м — у Фиттипальди.
Лишь Регаццони смог добраться до финиша — но только пятым и в минуте с лишним от победителя, зато его отрыв в чемпионате вырос до пяти очков. Победу же одержал Карлос Ройтеман, второе место занял Денни Халм — это был его последний подиум в Формуле 1, а на третью ступень вновь поднялся Джеймс Хант.
Общий зачёт: Регаццони — 46, Шектер — 41, Лауда — 38, Фиттипальди — 37, Реутеманн — 23.
Италия: провал Скудерии на глазах тифози
На глазах тифози Ники Лауда в шестой раз подряд выиграл квалификацию и тем самым побил поставленный ещё 14 лет назад рекорд Стирлинга Мосса (пять поулов подряд). Достижение Ники сможет повторить только Айртон Сенна — ещё через 14 лет, и только в 1989-м Волшебник выиграет восемь поулов подряд — этот рекорд не побит до сих пор.
Увы, Лауде в Монце в 1974-м это достижение не помогло: австриец лидировал вплоть до 30-го круга, но в итоге сошёл из-за утечки технических жидкостей. Первое место унаследовал Регаццони, однако восемью кругами позже технические неполадки настигли и вторую Ferrari. Выиграл в итоге Ронни Петерсон, который к тому моменту довольно далеко отстал в чемпионате, а вот финишировавшие вторым и третьим Фиттипальди с Шектером неплохо поправили своё турнирное положение за две гонки до конца сезона.
Общий зачёт: Регаццони — 46, Шектер — 45, Фиттипальди — 43, Лауда — 38, Петерсон — 31.
Не благодаря, а вопреки. Тяжелые будни Ники Лауды в Ferrari
Канада: Лауда не проходит в финал
В Моспорт-парке Фиттипальди прервал серию поулов Лауды, тем не менее австриец всё равно прорвался в лидеры на старте и благополучно вёл заезд три четверти дистанции. Однако ещё на 49-м круге из-за отказа тормозов разбил машину Джоди Шектер, и один из обломков его Tyrrell пробил шину лидеру! Ники сошёл с дистанции и перед финальной гонкой лишился даже малейших шансов на чемпионский титул.
После схода Лауды на первое место вышел Фиттипальди — он и одержал победу на Гран При Канады, сравнявшись по числу очков с Регаццони. При этом, в числе претендентов на чемпионство оставался Шектер — если он победит, а соперники не доберутся до топ-5, то станет чемпионом в первый сезон с командой Кена Тиррелла!
Общий зачёт: Фиттипальди — 52, Регаццони — 52, Шектер — 45, Лауда — 38, Петерсон — 35.
США: печальный финал в Уоткинс-Глене
Решающая гонка сезона-1974 проходила в Уоткинс-Глене. В лидеры после победы в квалификации вырвался Ройтеман, за ним расположились Хант и Пасе, а Лауда сдерживал Шектера и Фиттипальди, чтобы помочь Регаццони, но это не работало — Клей откатился на девятое место. А на десятом круге произошла трагедия: Хельмут Кёниг — протеже Хельмута Марко, который полтора года назад лишился глаза на Гран При Франции, — вылетел с трассы и разбился о заграждение.
Несмотря на трагедию, гонку не остановили. Клей Регаццони продолжил терять темп, смена резины ничего не дала, и в Ferrari сдались: Лауда получил команду атаковать, но на 38-м круге вынужден был свернуть в боксы с повреждённой подвеской. Узнав о смерти Кёнига, учитывая, что титул команда проиграла, Ники вовсе снялся с гонки.
Эмерсон Фиттипальди после технических проблем у Джоди Шектера финишировал четвёртым и во второй раз за три года стал чемпионом мира — ни один бразильский гонщик сравниться с ним не смог. Ну а Клей Регаццони в итоге занял второе место в чемпионате — он ещё два года будет выступать за Ferrari, выиграет три гонки, а в 1980-м покинет Формулу 1.
Общий зачёт: Фиттипальди — 55, Регаццони — 52, Шектер — 45, Лауда — 38, Петерсон — 35.